Особенности оценки эффективности реализации образовательного проекта и основные подходы к ее измерению




 

В научной литературе существуют различные определения термина «проект». В методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов [Мет] дано определение проекта как дела, деятельности, мероприятия, предполагающего осуществление комплекса каких-либо действий и обеспечивающих достижение определенных целей. В.Н. Бурков и Д.А. Новиков [Бур] под проектом понимают ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов, специфической организацией. В том же источнике приводится классификация типов проектов (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный. В [Маз] под проектом понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, переводящей ее из одного состояния в другое.

И. И. Глущенко [Глущ] предлагает понимать под проектом способ реализации инновации, который характеризуется системным единством:

1. комплекса взаимосвязанных и направленных на достижение определенного набора целей мероприятий и действий, охватывающего все этапы жизненного цикла объекта инноваций;

2. совокупности организационно-правовых, расчетно-финансовых, технологических и методических документов, необходимых для осуществления и регламентирующих действий по разработке, производству, реализации, эксплуатации и модификации инновационных товаров, услуг, технологий;

3. процесса инвестирования ресурсов в получение продукта (товара или услуги), обладающего новым полезным для потребителя качества с одной из следующих целей или их комбинацией: достижением конкурентных или стратегических преимуществ; решением социальных проблем; извлечением прибыли.

Таким образом, можно утверждать, что проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, рискам, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.

Проект в сфере образования имеет свои особенности, поэтому в научной и в учебно-методической литературе имеются различные его трактовки, например:

· совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, методических, технологических, организационных, финансовых, коммерческих и учебно-производственных мероприятий, обеспечивающих реализацию образовательной программы [Ром];

· комплексная, протекающая в условиях взаимодействия с внешней средой, деятельность временного коллектива специалистов, связанная с достижением в определенные сроки и при ограниченных ресурсах, запланированной совокупности целей (задач) и мероприятий, направленных на достижение конкретного образовательного результата [Моис];

· форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев [Чеч].

Под объектом образовательного проекта понимается педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей [Нов]. При этом педагогические системы могут рассматриваться на различных уровнях: педагогическая система отдельного преподавателя, отдельной дисциплины, учебного заведения, сети образовательных учреждений определенного типа и т.п.

Разработка проекта начинается с выявления противоречия и формулировки проблемы ([Маз], [Матв], [Сафр] и др.). Существуют два подхода к определению проблемы [Лавр], [Рой]. Согласно первому, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность улучшения результатов функционирования системы. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления. Индикатор проблемы – достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения.

Таким образом, заключение о полном или частичном достижении поставленной цели определяется значением целевых показателей, которые характеризуются количественными критериями [Нов]. В зависимости от числа этих показателей методы оценки результатов от внедрения проекта подразделяются на однокритериальные и многокритериальные.

Анализ научной и учебно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что при оценке эффективности проектов в социально-экономической сфере предпочтение отдается методам многокритериальным. Объясняется это тем, что социально-экономические объекты представляют собой достаточно сложные системы, результаты воздействия на которые невозможно оценить с помощью одного критерия.

Внедрение образовательных проектов направлено на образовательные учреждения, коллективы учащихся и педагогов и т.п., которые представляют собой системы гораздо более сложные, чем экономические объекты. Поэтому в сфере образования степень достижимости результатов от внедрения проектов оценивается не по одному, а по нескольким критериям. Таким образом, разработка подхода к оценке результатов от внедрения образовательного проекта включает в себя выбор системы результативных показателей. Выбор критериев для оценки результатов (эффекта, эффективности) от внедрения проекта – важнейшая проблема в любой деятельности вообще.

Анализ представленных в научной и учебно-методической литературе подходов к отбору указанной системы показателей позволил сделать вывод, что оценка эффективности от реализации проектов (особенно в экономической сфере) часто включает в себя расчет финансовых показателей ([Глуш], [Ков], [Кос] и др.). Действительно, хотя экономический (финансовый) эффект обычно не является основной целью внедрения образовательного проекта, в настоящее время ни один более-менее крупный проект не обходится без материальных затрат и оценки финансовых результатов от его внедрения. Поэтому экономические (финансовые) показатели целесообразно включать в систему результативных показателей.

Однако «целью образовательного проекта является реализация государственных и общественных интересов в области образования, приводящих к экономическим, научно-техническим, социальным результатам» [Кова], т.е. получение экономической выгоды не может быть единственной целью внедрения проекта в системе образования. Обычно цель проекта не имеет стоимостного выражения (например, «поднять престиж профессии учителя», «повысить качество подготовки учащихся», «ввести адекватную систему оценки усвоенных компетенций выпускников» и т.п.). Поэтому система показателей эффективности реализации образовательного проекта должна включать в себя не только экономические показатели.

По мнению исследователей, занимавшихся проблемой формирования указанной системы показателей в социальной (в том числе образовательной) сфере, оценку эффективности проекта следует рассматривать с учетом различных аспектов. Например, А.Б. Балашов [Бал] кроме понятия экономического эффекта от внедрения проекта вводит понятие социального и социально-экономического эффекта:

§ экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

§ социально-экономический эффект – вид эффекта, имеющий комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

§ социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический (например, предотвращение социального конфликта).

Общий эффект от реализации проекта предлагается условно принять за сумму трех эффектов, поскольку показатели различных видов эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.

С.Н. Яшин и О.С. Боронин [Яш] предлагают при оценке результаты от внедрения проекта выделить четыре группы показателей, каждая из которых характеризует свой аспект эффективности: экономический, научно-технический, социальный и экологический. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и Н.Г. Ольдерогге [Маз] предлагают помимо финансовой эффективности оценивать социальные результаты от внедрения проекта с помощью показателей изменения числа рабочих мест в регионе, изменения условий труда, жилищных и культурно-бытовых условий, уровня здоровья работников и т.п.

Поскольку при оценке результатов от внедрения эффекта необходимо учитывать его специфику, многие исследователи предлагают вводить в рассмотрение критерии, которые можно назвать специализированными. Например, Киреев В.С. [Кир] для оценки эффективности образовательных проектов предлагает выделить критерии:

§ общие, которые применимы к любым проектам (научная актуальность, человеческий капитал, экономическая обоснованность, временные показатели и масштаб проекта);

§ специализированные, которые связаны с получением образовательных или иных эффектов (образовательные, научные, инфраструктурные и эффекты в области человеческого капитала).

Т.В. Ковалева и Д.В. Воробей [Кова], анализируя специфику образовательных проектов, указывают, что к основным результатам образовательного проекта следует отнести степень реализации его целей, а также сроки, качество и стоимость достижения результатов. Л.Н. Боронина и З.В. Сенук [Бор] отмечают, что планирование и реализация проекта всегда связаны с тремя главными вопросами: сколько времени это займет; во сколько это обойдется и совпадет ли конечный результат с тем, что мы намечали вначале. Задача грамотной разработке проекта заключается в нахождении оптимального соотношение этих трех ограничений проекта, с которыми неразрывно связаны интересы участников проекта.

Таким образом, в систему результативных показателей от внедрения образовательного проекта помимо экономических (финансовых) необходимо вводить показатели, отражающие его нефинансовые результаты. Эти показатели, характеризующие степень достижения целей, не имеющих стоимостного выражения, мы будем называть социальными. При этом в системе неэкономических (социальных) показателей целесообразно выделить специфические показатели, определяемые целью конкретного проекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: