ИСКУССТВО ПРОТОРЕНЕССАНСА.
Возрождение (Ренессанс, от франц.) – это период развития европейских стран в идейном и культурном плане.
Уже в 11 – 13 вв. в ряде итальянских городов прошли революции, они приобрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления.
В области средней Италии, Тоскане выросли крупные города: Флоренция, Пиза, Сиена.
Флоренция стала главным очагом Возрождения (Данте, Петрарка, Бокаччо). Новая художественная школа началась здесь с Джотто, а потом были Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Общая характеристика культуры возрождения.
Обращение к античности.
Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе.
Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.
(Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни).
Периодизация искусства Возрождения в Италии
1. Проторенессанс (Треченто). 2 пол. 13 – 14 в.
2. Раннее Возрождение (Кватроченто). 15 век (до середины 90-х).
3. Высокое Возрождение. Кон. 15 – 1 треть 16 вв.
4. Позднее Возрождение. С 40-х гг. 16 в.- до конца 16 в.
Искусство Проторенессанса
Кроме Тосканы (города Флоренция, Пиза, Сиена), расположенной к северу от Рима, на рубеже 13 – 14 вв. новые веяния проникли и в художественные круги Рима.
В течение некоторого времени значительная роль в живописи Проторенессанса принадлежала римским художникам. Хотя подъем римской школы был недолговременным.
Живопись.
Джотто ди Бондоне. 1266/67 – 1337.
Самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне. Именно к его деятельности приурочивается обычно возникновение нового искусства.
В произведениях он достигает огромной силы драматического напряжения и психологической глубины.
Работал как живописец, скульптор и архитектор. Но главное призвание – живопись.
- Большие повествовательные циклы.
- Новое понимание пространства и объема.
- Взволнованность и экспрессия образов.
- Сила в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств.
Сам Данте в «Божественной комедии» упомянул Джотто.
Центральной работой Джотто является роспись капеллы дель Арена в Падуе.
История Иоакима (отца Марии), Анны (мать Марии), Марии и Христа.
«Встреча Иоакима с пастухами»
«Поклонение младенцу»
«Бегство в Египет»
«Поцелуй Иуды»
«Страшный суд»
Образы Джотто всегда сдержанно суровы, внутренне напряжены, художник сумел придать своим фигурам объем, "поставить" их на землю. Джотто прекрасно выразил суровое величие эпохи, к которой принадлежал сам. Он был не только живописцем, но и архитектором, по его проекту была возведена колокольня Флорентийского собора.
Сиенская школа.
Вторым художественным центром Треченто стала Сиена. Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и аристократизма, черты готического и византийского искусства удерживаются в нем гораздо более стойко, чем во Флоренции. Сиенские мастера любили применять позолоту (золотые фоны). Характерным представителям раннего сиенского Треченто был Симоне Мартини.
Живопись. Симоне Мартини. Ок. 1285 – 1344
Симоне Мартини. Значение Сиены определилось с появлением Симоне Мартини. Это был замечательный художник, в искусстве которого тесно переплелись черты готики и Предвозрождения.
Колорит произведений Симоне Мартини поражает светом и радостью гармонии. В 1333 г. Симоне Мартини пишет знаменитое "Благовещенье", которое находится в Галерее Уффици (Флоренция). Мария, утонченная и грациозная, ангел с разноцветными крыльями, лилии в вазе написаны со свойственной художнику тончайшей техникой.
Симоне Мартини. Мадонна (Эрмитаж).
Скульптура
У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине 13 века в Пизе мастер Николо Пизано.
Никколо Пизано. Ок. 1220 – 1278/84.
Основал школу скульптуры, просуществовавшую до сер. 14 в. и распространившую свое влияние по всей Италии.
Кафедра баптистерия в Пизе. Мрамор. Ок. 1260 г. Предназначалась для выступления священнослужителей.
У Никколо Пизано в произведениях можно найти мотивы, заимствованные из античной скульптуры. Например, позднеримские рельефы.
- Светский характер сюжетов.
- Высокий рельеф помогает подчеркнуть объемность фигур.
В сюжете «Принесение во Храм» Никколо Пизано воспроизвел в виде старца Симеона фигуру Диониса с античной мраморной вазы.
Аллегория «Силы» имеет своим прообразом древние изображения нагого Геракла.