Социально-когнитивная теория личности




Альберт Бандура. Социально-когнитивная теория личности.

Альберт Бандура — канадский и американский психолог (украинско-польского происхождения), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.

* Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, не получая для этого никаких команд.

Родился в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой сборище разного рода деликвентных (противозаконных, асоциальных, психопатоподобных) личностей. Здесь, скорее всего, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав один год, Бандура поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переезжает в США и продолжает образование в Айовском университете. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете.

11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения». К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

 

Социально-когнитивная теория личности

Социально-когнитивная теория (далее С.-к.т.) – теория личности второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личности, она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личности. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в С.-к.т. оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность.

Человеческое поведение, согласно С.-к.т., по большей части усваивается, прежде всего, путем овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет человека от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.

Опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения. В С.-к.т. предполагается, что научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений:

· косвенного (внешнего) подкрепления;

· самоподкрепления.

Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения наблюдаемых последствий – если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать.

Самоподкрепление в С.-к.т. означает, что личность сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Это используется личностью всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения.

Важное место в С.-к.т. занимают понятия "саморегуляция", "самоконтроль" и "самоэффективность":

Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личности ее уникальной способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения:

1. самонаблюдение;

2. самооценка;

3. самоответственность.

Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки. Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как позитивные, а несоответствующие – как негативные. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная – к наказывающему.

Поведение, являющееся источником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся ощущением собственной неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию различных форм психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) в попытках совладать с окружением или уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в реальности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это результат излишне строгих внутренних норм самооценки.

Самоэффективность личности подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом.

Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и способствует самоуважению. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и снижает самоуважение.

Предполагается, что развитие самоэффективности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.

Важное место занимает ментальный самоконтроль, определяемый в С.-к. т. как обоснованное когнитивное средство достижения более желаемых паттернов поведения. Он не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или внешних (например, стимул-подкрепление в бихевиоризме) сил, а проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личности с окружением.

С.-к.т. выделяет пять основных программных ступеней процесса самоконтроля:

1. определение формы поведения;

2. сбор основных данных;

3. разработку программы;

4. выполнение программы;

5. оценку и завершение.

Программа самоконтроля включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.

Проведены многочисленные исследования, подтверждающие важность научения посредством наблюдения детей за родителями.

Разработана единая концепция управления поведением личности посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Эффективность консультирования и психотерапии, по мнению Бандуры, определяется, прежде всего, возможностью формирования осознанной самоэффективности личности. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий (например, боязнь змей, инъекций, страх перед экзаменами), избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала, изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: