Глава 1. Социально-медицинская работа с сотрудниками правоохранительных органов и их семей




Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в правоохранительных органах

Глава 1. Социально-медицинская работа с сотрудниками правоохранительных органов и их семей

Сотрудники правоохранительных органов представляют собой совокупность людей, профессиональную общность, характеризующуюся «единостью» (то есть общностью) жизненных условий, ценностей и норм, отношением субъектов и осознанием своей профессиональной идентичности, общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умонастроения, умозрения и целеполагания и отличающиеся более или менее одинаковыми чертами образа жизни и массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм и интересов. Данная общность характеризуется общностью социально-правового и профессионального статуса, а также наличием общих социальных проблем, обусловленных особенностями профессиональной деятельности. В связи с этим система государственной социальной защиты сотрудников органов в настоящее время включает в себя три элемента (группы мер). Это меры правовой защиты; меры, направленные на обеспечение безопасности и собственно меры социальной защиты.

Так, правовая защита заключается; во-первых, в защите его как гражданина (так как права сотрудника как гражданина своей страны в полной мере гарантированы Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами так же, как и права любого другого гражданина); во-вторых, в специальной правовой защите; в-третьих, в защите прав и законных интересов сотрудников правоохранительных органов при прохождении ими службы. Существуют следующие виды мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о сотрудниках и их близких; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. К мерам социальной защиты (в узком значении определяется как меры по оказанию субъектом социального взаимодействия социальных благ и услуг для обеспечения минимально-достаточных условий и общественно - одобряемого уровня и качества жизни объекта социального воздействия сотрудников относятся льготы, гарантии и компенсации, создающие сотрудникам (членам их семей) условия для достойной жизни в период прохождения ими службы, а также после ее прекращения.

Все факторы социального риска для данных сотрудников можно определить, используя следующие индикаторы (показатели), такие как: семейное положение, жилищно-бытовые условия, финансовое положение и другие. Так, например, семейное положение сотрудника и характер внутрисемейных отношений обусловлено тем, что семья представляет собой своеобразный тыл, обеспечивающий его работу. Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и тому подобное - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду. Жилищно-бытовые условия также важны в жизни сотрудника, качества которых косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным МВД примерно 10 % сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу. Финансовое положение сотрудников (семьи сотрудника) можно отметить тем, что в течение 1990-х годов резко снизилась покупательская способность денежного довольствия и пенсий. Так, например, пенсии и зарплаты сотрудников органов внутренних дел при 5-10 - кратном увеличении цен по стране увеличились лишь в 2 раза. При существующих нагрузках на органы внутренних дел такие доходы считаются мизерными. Условия труда - сотрудники органов вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты, работая в неприспособленных тесных помещениях. Материально-техническое обеспечение командировок сотрудников в «горячие точки» находится на самом низком уровне. Значительное увеличение интенсивности труда сотрудников может оказать отрицательное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, например, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска увеличилась в два и более раза, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Уровень физической подготовки и состояние здоровья сотрудников остается, несомненно, столь же актуален. Одним из требований к сотрудникам правоохранительных органов является обязательное медицинское освидетельствование, а также прохождение ежегодных медицинских осмотров. При обнаружении отклонений в состоянии здоровья сотрудники правоохранительных органов переводятся на работы с меньшими нагрузками или подлежат увольнению. Уровень физической подготовки личного состава также проверяется в ходе плановых смотров. В связи с этим у подавляющего большинства сотрудников отсутствуют серьезные хронические заболевания или физические увечья, а состояние здоровья и физической подготовки может быть признано удовлетворительным и соответствующим требованиям к службе. В случаях получения увечья или травмы при выполнении служебных обязанностей, созывается военно-врачебная комиссия, которая определяет сроки, характер лечения и решает вопрос о годности к службе в органах внутренних дел и выплате страховки. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых по согласованию с соответствующими органами управления здравоохранением проводятся медицинское обследование и лечение лиц, проходящих военную службу по контракту и призыву, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.

Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников правоохранительных органов вызвана; во-первых, характером объекта деятельности, то есть особой категории населения, склонного к преступной (противоправной) деятельности; во-вторых, риском для личной безопасности сотрудника (и, или членов его семьи, родных и близких), вызванной характером профессиональной деятельности и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей; в-третьих, ненормированный рабочий день (неделя), сверхурочные работ, усталость, действие «синдрома эмоционального сгорания» приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников правоохранительных органов. Правовая защищенность, включающая соблюдение законных прав и свобод сотрудников предполагает правовые гарантии и льготы, закрепленные в российском законодательстве. Но хочется заметить, что в настоящее время не получают должного материально-финансового подкрепления, а потому носят преимущественно декларативный характер или реализуются на локальном уровне.

Существуют следующие группы факторов социального риска в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так, например, юридические обусловлены несовершенством законодательства (в том числе уголовно-процессуального и социального), нечеткой урегулированностью оперативной работы, отсутствием четких юридических гарантий, ограничивающих сотрудников от противозаконных приказов и указаний начальников. Экономические - отсутствие четких экономических стимулов, уравниловка в оплате труда, неэффективность так называемых «потолочных» званий, возможность извлечения побочной материальной и иной выгоды в повседневной работе, недостаточная техническая оснащенность и отсутствие совершенной материально-технической базы. Организационные - слабый подбор персонала и расстановка кадров, слабый контроль со стороны руководства, специфичность работы, плохая организация внутреннего учета и контроля (в том числе неверные критерии оценки работы), недостаточные меры по повышению профессиональной квалификации сотрудников, некомпетентное вмешательство руководства в работу. Интеллектуальные - низкий уровень профессиональных знаний, недостаточный уровень политической, правовой и общей культуры, недостатки воспитания и самовоспитания сотрудников и социально-психологические, представляющие грубость и неуравновешенность руководителей, социальная, групповая, национальная нетерпимость, излишняя самоуверенность, тщеславие и карьеризм, низкий самоконтроль и другое.

Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются подоходного налога, денежного довольствия и других выплат в связи со службой в органах внутренних дел; продолжительности службы (выслуги лет); обязательное личного страхования «Россгосстрах»; обеспечения жилой площадью УУМ; оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий); отпусков; продолжительности рабочего дня во вредных условиях; санаторно-курортного обслуживания; приобретения (льготного) билетов на все виды транспорта (командировка, отпуск, новое место службы); увольнения из органов внутренних дел; медицинского обслуживания; использования личного автотранспорта в служебных целях; содержания детей в дошкольных учреждениях; отдельных категорий сотрудников (награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей и др.); семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф и другие.

Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год. Так, сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в ОВД ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена. Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; предоставление льгот сотрудникам, имеющим квалификационные звания «Специалист 1 класса», «Специалист 1 класса - наставник» и другие; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения (ухода в отставку), вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации (возмещения) нанесенного ущерба.

Из этого следует, что в Российской Федерации государством (государственными органами) предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты. Медико-социальная работа с правоохранительными органами и их членами семьи (медико-социальный патронаж семьи, направление на санаторно-курортное лечение, обеспечение медикаментами, спортивно оздоровительные мероприятия) направлена на оказание комплексной медико-социальной помощи, включающей социально-психологические, медико-психологические, педагогические и правовые мероприятия, в отношении сотрудников внутренних дел. В социально-психологическую помощь входит регулярное социально-психологическое обследование сотрудников и или членов их семей, психологическая реабилитация и реадаптация); а в социокультурную и информационную работу включается организация и проведение встреч, в том числе консультативного характера, проведение концертов и поздравлений, увековечивание памяти погибших сотрудников, организационно-пропагандистские мероприятия, экскурсии.

Социальные проблемы сотрудников правоохранительных органов во многом схожи с таковыми у служащих Российской Армии. Серьезная психо-социальная реабилитация и реадаптация требуются служащим правоохранительных органов, побывавшим в «горячих точках» (Афганистан и Северный Кавказ). Для оказания данной помощи создаются различные учреждения данного профиля (например, Центр психологической диагностики медицинского отдела МВД), целью которых является медико-психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов, которое подразумевает психологическое освидетельствование поступивших на работу в ораны внутренних дел; проведение психокоррекции (в основном в виде тренингов) лицам, побывавшим в «горячих точках»; психологическую и социальную реабилитацию членам семей, погибших при исполнении своих обязанностей и другое.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не учитывают особенностей охраны здоровья сотрудников правоохранительных органов, хотя необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с охраной здоровья этих лиц, обусловлена требованиями, которые предъявляет действующее законодательство к их здоровью. В то же время отношения по предоставлению медицинской помощи сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей в настоящее время регулируются в основном нормативными актами соответствующих правоохранительных ведомств. Поскольку речь идет об одном из конституционных прав граждан, оно должно быть гарантированно на уровне Федерального закона «Об охране здоровья сотрудников правоохранительных органов и членов их семей». Так, в последние годы ведомственная медицина органов внутренних дел функционирует в условиях реформы как правоохранительных органов, так и отечественного здравоохранения. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость совместного поиска путей решения накопившихся проблем, распространения передового опыта лучших подразделений ведомственного здравоохранения, внедрения достижений медицинской науки и новых технологий в практику. Особым достижением на сегодняшний день Медицинской службы явилось развитие в последние годы высоких медицинских технологий. Так, с 2009 года в госпиталях системы МВД России выполнено почти 4 тысячи высокотехнологичных оперативных вмешательств и лечебно-диагностических манипуляций по 11 видам медицинской деятельности в области травматологии и ортопедии, урологии, офтальмологии, сердечно-сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии, гинекологии, ревматологии, неврологии и оториноларингологии. Каждый третий врач имеет высшую квалификационную категорию, около 3,5 миллионов человек обслуживается в медицинских учреждениях системы МВД России. Из них более половины составляют сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск. В связи с выше изложенным, хочется сказать, что все это позволяет прогнозировать стабильные показатели здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск на ближайшую перспективу и, следовательно, в некотором роде благополучие и их членов семей.

Вопросы оказания медицинской помощи и са­наторно-курортного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, в т. ч. сотрудни­ков, определены постановлением Правитель­ства РФ от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» (вместе с Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам утверждается, что медицинская помощь осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета МВД России, сотрудникам оказывается бесплат­но. Прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к амбулаторно-поликлиническим учреждениям системы МВД России производит­ся на основании списков, составляемых кадро­выми подразделениями. При этом лекарственные средства и другое медицинское имущество отпускаются сотрудникам при амбулаторном лечении бесплатно ведомственными аптечными или медицинскими учреждениями по рецептам врачей медицин­ских учреждений системы МВД.

Членам семей же сотрудников и лицам, нахо­дящимся на их иждивении медицинская помощь (меди­цинское обслуживание) также оказывается бес­платно. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпуска­ются членам семей сотрудников при амбула­торном лечении за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федера­ции плата не взимается. Так, например, в законе Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», сотрудники милиции, члены их се­мей (супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до до­стижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и прожи­вающие совместно с сотрудниками, имеют пра­во на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, сотрудники милиции имеют право на из­готовление и ремонт зубных протезов (за ис­ключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплат­ное обеспечение лекарствами, другим меди­цинским имуществом по рецептам врачей в ме­дицинских учреждениях системы МВД России.

Плановое лечение или обследование (осви­детельствование) сотрудников в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется по письмен­ному направлению руководства, согласованному с руководством соответствующей медико-санитарной части МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Феде­рации. В неотложных случаях медицинская по­мощь оказывается сотрудникам в указанных учреждениях здравоохранения немедленно с предоставлением в последующем указанного направления. С приведенными выше норма­тивно-правовые положениями позволяет сотруд­никам беспрепятственно получать необходимую медицинскую помощь не только в ведомствен­ных, но и в иных медицинских учреждениях государственной или муниципальных систем здравоохранения, если по месту службы или жительства, или иному месту нахождения со­трудника ведомственное медицинское учреж­дение отсутствует.

Структура медицинской службы МВД России позволяет помимо общих лечебно-профилактических мероприятии, предусмотренных для всех граждан Российской Федерации, решать ряд специальных задач, связанных с правоохранительной деятельностью Министерства. Эти мероприятия, в силу объективных обстоятельств, не могут осуществить в настоящее время никакие другие государственные и муниципальные медицинские учреждения. К таким функциям относятся отбор (военно-врачебная экспертиза, профессиональный психофизиологический отбор кадров) лиц, поступающих на службу, в том числе по критериям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», медико-психологическое сопровождение служебной деятельности личного состава МВД России и обеспечение мобилизационной готовности, санитарно-эпидемиологического надзора.

В систему медицинской службы МВД России, кроме Управления медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, входят федеральные казенные учреждения здравоохранения МВД России - Центральная медико-санитарная часть МВД России, 82 региональные медико-санитарные части МВД России по субъектам Российской Федерации, 27 учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, а также Военно-медицинское управление Главного командования внутренних войск МВД России и медицинские подразделения внутренних войск МВД России.

Медицинское обеспечение прикрепленного контингента осуществляется учреждениями ведомственного здравоохранения, включающими в себя 95 стационаров, 269 амбулаторно-поликлинических подразделений, 83 центра госсанэпиднадзора, 82 военно-врачебные комиссии, 82 центра психофизиологической диагностики, 15 санаториев и 11 центров восстановительной медицины и реабилитации.

Управление медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России совместно с Военно-медицинским управлением внутренних войск МВД России постоянно совершенствует организацию медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, принимающих участие в локальных военных конфликтах. Создан орган управления, координирующий деятельность медицинской службы в районе чрезвычайных ситуаций. Опыт работы в условиях чрезвычайных ситуаций, технологических катастроф и локальных военных конфликтах подтвердил важность своевременного оказания неотложной помощи и значение военно-медицинской подготовки для сохранения жизни и здоровья в боевых условиях. С учетом многолетнего опыта организовано максимальное приближение медицинской помощи к раненому, сокращена многоэтапность в системе лечебно-эвакуационных мероприятий. На базе Главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД России создан Медицинский отряд специального назначения (МОСН) для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим непосредственно в районе чрезвычайной ситуации. В 34 регионах страны на базе госпиталей медико-санитарных частей МВД России созданы отделения экстренной медицинской помощи.

Центры психофизиологической диагностики организуют работу по медико-психологическому сопровождению личного состава, проводят медико-психологическую экспертизу, определяют тактику и необходимый объем реабилитационных мероприятий, принимают меры для их реализации. В медико-психологическом сопровождении личного состава также участвуют амбулаторно-поликлинические и санаторно-оздоровительные учреждения (санатории, санатории-профилактории, центры восстановительной медицины и реабилитации) МВД России и МВД, ГУМВД и УМВД по субъектам Российской Федерации.

В заключении хочется сказать, что служба в правоохранительных органах оказывает отрицательное влияние не только на здоровье сотрудников и их образ жизни, но и на здоровье и образ жизни членов их семей. Поэтому государство в определенной мере компенсирует членам семей сотрудников те неблагоприятные воздействия, которые они испытывают (испытывали), будучи супругами или родственниками сотрудников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: