История становления и развития любительского танцевального творчества




Любительское творчество - это уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. [39]Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.

С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремиться и который утверждает в эмоциональной художественной форме. Художественно отражая действительность, танец передаёт миропонимание народа, его современное представление о «прекрасном» - это одна из главных особенностей народного танца. В нём отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков, через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказываются могущественней, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем.

До революции 1917 года понятия "художественная самодеятельность" не существовало, «но энергия созидания, потребность прекрасного, обострённое чувство вкуса русских людей проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры, которая, как и талант русских людей была необычайно многогранна и самодостаточна. Народное творчество, или крестьянская культура не была подвержена идеологическим изменениям, в отличие от скоморошества, которое постоянно меняло идеологические маски, так как слово крестьянин - христианин, человек «Божий». От этого основная идея христианской культуры - «Любовь и красота». Народное творчество, в современном его понимании не имело широкого выхода на зрительскую аудиторию, так как было одновременно и творцом и зрителем».

После поражения в Русско-японской войне царское правительство приняло решение о повышении патриотических настроений в империи. Создаются «Народные дома России» в этих учреждениях открывались кружки любителей: танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, как показывает история, судьба их была непродолжительной, так как начавшаяся в 1914 году война, а вслед за ней и революция не позволили развиться любительскому движению. В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные.

Но необходимость формирования «нового человека» - строителя коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Идеологи Советской России, руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов", "До крайности важно, - говорил А.В.Луначарский, - нам в нашем Союзе, с одной стороны, дать лучшие достижения человеческой культуры народным массам, а с другой - распечатать те бурные источники, те кипучие гейзеры народного творчества, которые были замкнуты и онемели за время капиталистического периода нашей страны".

По аналогии с «Народными домами России», с движением «ОРЮР» в Советской России развивается новая форма хореографического любительского творчества. Создаётся пионерская организация и открываются «Дома Пионеров», в которые принимаются только дети, вступившие в пионерскую организацию, открываются «Дома культуры», в которых наряду с различными кружками работают танцевальные кружки, на их базе создаются самодеятельные танцевальные коллективы и студии.

Важным документом, повлиявшим на дальнейшее развитие советской литературы и искусства, явилась резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы", принятая в 1925 году. "В классовом обществе нет, и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике".

В первые годы после революции появилось много течений в искусстве и литературе. Одни деятели отрицали различие между буржуазной и социалистической культурой. Сторонники других теорий под флагом борьбы за «новое» призывали объявить культуру прошлого устаревшей, отрицали ценность для народа произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.И.Глинки. Наиболее чётко эта позиция выявилась в деятельности организации, называемой Пролеткультом. Деятели Пролеткульта считали, что социалистическая культура возникнет без связи с культурой прошлого и призывали полностью отказаться от культурного наследия, уничтожив его, как ненужное.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

«Благодаря руководству Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одно из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность». Советская власть создала все условия для развития и расцвета народного творчества. Выдающаяся роль в организации художественной самодеятельности принадлежит женщине-министру куль туры СССР Е.В.Фурцевой.

«Художественная самодеятельность приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой художественного коллективного творчества народа. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Многочисленные смотры художественной самодеятельности, олимпиада народного творчества, охватившие всю страну вплоть до самых отдаленных ее уголков, выявляют народные таланты, знакомят советскую общественность со всеми местными разновидностями русского народного танца».

«Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности - яркое свидетельство успехов в этой области». «Художественная самодеятельность впервые вывела русский танец на большую сцену, поскольку возникла потребность показывать эти великолепные произведения народного творчества широкой аудитории».

Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Создается большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы: Государственный академический ансамбль народного танца СССР (основатель и руководитель - И. А. Моисеев), Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» (основатель и руководитель в течение многих лет - Н. С. Надеждина), Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого (основатель танцевальной группы и ее руководитель - Т. А. Устинова), дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова, Государственный академический Северный русский народный хор, Государственный Уральский русский народный хор, Государственный Воронежский русский народный хор, Государственный Омский русский народный хор и множество других коллективов и др.

Огромную работу по собиранию русского танцевального фольклора проводят созданные за годы Советской власти многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется также в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и культпросвет училищах русский народный танец введен в качестве самостоятельного предмета.

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет существующие в профессиональном искусстве виды и жанры хореографии. С этой стороны влияние профессионального искусства на художественную самодеятельность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс и в определенной степени репертуар. Вместе с тем процесс взаимовлияния при кажущемся активном влиянии профессионального искусства значительно сложнее.

Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. «Ещё Ницше, анализируя музыку Вагнера, говорил: «Слово воздействует сначала на интеллект, далее на чувства и, ввиду длинного пути, случается, что не достигает своей цели. Музыка, напротив, смягчает сердце, она есть единственный универсальный язык, который повсюду понят», танец, имея музыкальную основу, играет ту же роль в воздействии на зрителя, посредством дополнительного визуального восприятия».

За исторически кратчайший срок в культурной жизни нашей страны произошли глобальные перемены, и, не смотря на то, что в результате демократических преобразований всё более активно развиваются капиталистические отношения, которые, несомненно, играют важную роль жизни современных самодеятельных коллективов, но эта роль не является мировоззренческой доминантой. По сути, большая часть самодеятельных коллективов постсоветского пространства осталась на советских позициях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: