КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ




Основу реализации музеем документирующей функции составляет комплектование фондов. Оно является как бы начальной стадией созда­ния музея. Ведь не изучив определенной темы по истории или сегодняш­нему дню своего края, не собрав памятники истории и культуры по этой теме, невозможно ни сформировать коллекции школьного музея, ни соз­дать музейную экспозицию, ни вести учебную или другую работу. Иными словами, от организационного, научного и методического уровня поиско­во-собирательской работы школьного музея во многом зависит уровень его фондовой, экспозиционно-выставочной, учебной и массовой культур­но-просветительной деятельности. Поэтому так важно правильно органи­зовать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания, знать и уметь выполнять основные правила и методические приемы, применяемые в процессе по­исково-собирательской работы школьного музея.

К основным целям и задачам комплектования относятся: изучение со­бытий и явлений местной истории, выявление и собирание памятников истории и культуры и разносторонней информации, наиболее полно и всесторонне отражающей взаимосвязь этих памятников и изучаемых ис­торических процессов и явлений; создание и систематическое пополне­ние музейного собрания, соответствующего профилю школьного музея и являющегося источниковой базой для его научной, исследовательской, учебной, экспозиционно-выставочной и культурно-просветительной дея­тельности.

Таким образом, комплектование собрания школьного музея связано с необходимостью решения множества практических задач организацион­ного и методического характера. Эффективность и результативность по­исково-собирательской работы актива школьного музея зачастую зависит от того, насколько правильно и рационально организована эта работа. Се­годня многие педагоги - руководители школьных музеев понимают, что в организации поисково-собирательской работы, комплектования фон­дов школьного музея целесообразно использовать те научно обоснован­ные приемы и методы, которые выработаны отечественным музееведени­ем, архивоведением, археографией и другими научными дисциплинами.

Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на четыре основных этапа:

Планирование комплектования.

Подготовка к поисково-собирательской работе. Выявление и сбор памятников истории и культуры.

Включение памятников истории и культуры в музейное собрание.

Планировать комплектование необходимо для того, чтобы конкрети­зировать задачи комплектования музейного собрания, рационально орга­низовать их реализацию. Планирование способствует правильной орга­низации поисково-собирательской работы, задает определенный ритм ра­боте экспедиционных групп, помогает скоординировать действия актива школьного музея.

В школьных музеях можно применять два вида планирования компле­ктования фондов - перспективное и текущее годовое.

Перспективный план целесообразно разрабатывать на 2-3 года. В нем указываются комплексные темы, по которым будет вестись поисково-со­бирательская работа в этот период; ориентировочные сроки проведения работы по этой теме; по заданиям или программам каких государствен­ных, научно-исследовательских учреждений или общественных органи­заций будет проведена эта работа; экспедиционные отряды каких классов будут участвовать в исследовании данной темы; кто из членов Совета му­зея отвечает за изучение этой темы и кто из педагогов руководит поиско­во-собирательской работой по данной теме.

В текущем годовом плане комплектования фондов указываются кон­кретные темы или задания поисково-собирательской работы на предсто­ящий учебный год, регионы и объекты проведения поисково-собиратель­ской работы, какой экспедиционный отряд работает по данной теме, ко­личество учащихся в нем, командир экспедиционного отряда, конкретные сроки завершения поисково-собирательской работы, руководитель темы, планируемый результат. Конкретность плана - один из основных прин­ципов планирования.

Разрабатывая планы комплектования фондов школьного музея, необ­ходимо реально представлять, в состоянии ли коллектив музея, школы, экспедиционный отряд исследовать данную тему в необходимом объеме, собрать конкретный материал по ней, в какие сроки и какими силами ра­циональнее провести эту работу. То есть план должен быть не только кон­кретным, но и реальным для выполнения.

Кроме того, необходимо обеспечить стабильность выполнения планов. Это значит, что основные показатели перспективного плана должны найти свое конкретное и реальное отражение в текущих годовых планах комплекто­вания, обеспечивающих стабильное изучение плановых тем и систематиче­ское пополнение музейного собрания профильными музейными предметами.

Важным этапом в процессе комплектования фондов школьного музея является подготовка к поисково-собирательской работе.

Поисково-собирательская группа или экспедиционный отряд, за которым планом комплектования закреплено изучение конкретной темы, про­водит комплекс мероприятий по подготовке к работе в полевых условиях. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по уже имеющимся в школьном музее материалам. Целесообразно также по­лучить консультации по данной теме в местном государственном музее, архиве, отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, краеведческом обществе, побеседовать с местными жителями - участниками или очевидцами изучаемых событий. Это позволит соста­вить определенные представления по изучаемой теме, продумать порядок проведения поисково-собирательской работы, скорректировать границы региона поиска, уточнить объекты комплектования, рационально распре­делить обязанности между членами экспедиционной группы.

В процессе подготовки к поисково-собирательской работе полезно разработать программу краеведческого исследования по данной теме. Программа включает в себя название темы поисково-собирательской ра­боты, ее цели и задачи, характеристику региона обследования и маршрут группы, сведения об объектах краеведческого изучения, состав экспеди­ционной группы и распределение обязанностей между ее членами, сроки похода или экспедиции, список туристского и краеведческого снаряже­ния и оборудования, перечень полевых документов, список источников и литературы по изучаемой теме.

Такая программа помогает рационально организовать поисково-соби­рательскую работу по теме краеведческого исследования.

В ходе подготовки к полевой работе необходимо приготовить и офор­мить маршрутные и полевые документы, изготовить и купить специаль­ное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных предметов музейного значения: конверты различных размеров, картон­ные коробки, папки с клапанами, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу, вату и т.п.

От того, насколько тщательно проведена подготовка к экспедиции, по­ходу во многом зависит успех поисково-собирательной работы.

Каждый экспедиционный отряд, каждая туристско-краеведческая группа в процессе поисково-собирательской работы пользуется богатым арсеналом форм и методов выявления и собирания памятников истории и культуры. Невозможно с достаточной подробностью описать даже ос­новные из них. Однако по какой бы теме ни работали школьники-краеве­ды, сколь ни разнообразны были бы применяемые ими формы и методы, они должны знать основные научные принципы организации поисково-собирательской работы и стремиться им следовать.

При осуществлении поисково-собирательской работы очень важно всегда помнить об основной цели, стоящей перед экспедиционным отрядом, поисковой группой и не уклоняться от исследуемой темы, даже если в ходе полевой работы возникли новые «соблазнительные» темы. Естест­венно, такие новые темы целесообразно брать себе на заметку, чтобы ис­следовать их после соответствующей подготовки.

В ходе поисково-собирательской работы надо стремиться к последова­тельности изучения темы, стараться придерживаться намеченной про­граммы, плана. Практика показывает, что даже частичное невыполнение программы снижает результативность краеведческого исследования, в нем появляются трудно устранимые пробелы, неточности и пр.

Одним из основных принципов любой исследовательской работы яв­ляется принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изу­чаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характер­ные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры с этими событиями, их участниками и очевидцами. Такой подход дает возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отраженности в выяв­ленных памятниках истории и культуры. В то же время необходимо уста­новить наличие взаимных связей между выявленными памятниками, изучить историю их создания и бытования, понять их назначение.

Юные исследователи часто встречаются с исторически сложившими­ся комплексами разнотипных памятников: вещевых, документальных, изобразительных. В таких случаях очень важно установить не только ка­кие признаки объединяют эти памятники (единый владелец, относятся к одному событию), но и историю создания и бытования каждого отдельно­го предмета, его назначение и место в изучаемом событии.

Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры. При этом сле­дует иметь в виду, что важно сохранить не только сам памятник, но и вы­явленную информацию о нем, о его истории, связях с изучаемыми собы­тиями, лицами и другими памятниками.

Наконец, школьники-краеведы должны знать и строго соблюдать спе­циальные законодательные и инструктивные требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников истории и культуры. На­пример, нецелесообразно брать у владельцев те памятники истории и куль­туры, которые не имеет права хранить школьный музей: изделия из драго­ценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Ес­ли эти предметы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в ближайшее отделение милиции или в государствен­ный музей. Взрывчатые же вещества и устройства, обнаруженные в поле, вообще не следует брать - о них надо немедленно сообщить органам внут­ренних дел или в ближайший военкомат, воинскую часть.

Нередко изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, награды и тому подобные памятники неразрывно связаны с документальными па­мятниками; орденскими книжками, удостоверениями, грамотами и т.п. Та­кие документы тоже не следует брать у их владельцев, дабы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

Другой пример: на предприятии, историю которого вы изучаете, вам предоставляют возможность взять какие-нибудь официальные докумен­ты. Следует помнить, что документы предприятий, учреждений и органи­заций являются государственной собственностью и входят в состав Госу­дарственного архивного фонда РФ. Такие документы юные краеведы мо­гут брать только с разрешения заведующего архивом этого предприятия, а если в учреждении или организации нет такого должностного лица, то необходимо обратиться за разрешением в местный городской или район­ный государственный архив.

Однако мало знать и уметь применять на практике основные научные принципы и методические приемы выявления и сбора памятников исто­рии и культуры в процессе поисково-собирательской работы, важно так­же уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех про­цессах и явлениях, которые являются темой поисково-собирательской работы, о выявленных и поступивших в фонд экспедиции памятниках ис­тории и культуры, обладать навыками учета и описания предметов музей­ного значения в полевых условиях. Наконец, большое значение имеет умение правильно хранить и транспортировать собранные краеведческие материалы. Для учета и научного описания собранных памятников исто­рии и культуры, а также разносторонней информации о них, служат поле­вые документы учета и описания. К ним относятся: «Акт приема», «Поле­вой дневник», «Полевая опись», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадь фотофиксаций» и др.

Несколько общих правил по оформлению и ведению полевых доку­ментов:

1. Все полевые документы должны быть снабжены заголовочными
данными.

2. Для полевых документов, за исключением акта приема, выбираются
тетради большого формата в прочных переплетах, желательно с большим
количеством листов.

3. Тетради необходимо прошить по переплету прочными нитками, ли­сты пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны листов.

4. Заполнение полевых документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести чернилами (пастой) чер­ного, синего или фиолетового цвета.

5. Полевые документы необходимо хранить так же бережно, как и па­мятники истории и культуры.

Полевой дневник

Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции: ее мар­шрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры, фи­ксации сведений об обстановке, в которой находились обнаруженные па­мятники, и обстоятельствах их выявления, об услышанной или просле­женной истории памятников, о фактах встреч с людьми, которые дали оп­ределенную информацию и т.д.

В заголовочных данных полевого дневника необходимо указать назва­ние полевого документа; название экспедиционного отряда и его принад­лежность к конкретному учреждению образования и музею; наименова­ние темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она вы­полняется; маршрут экспедиции и сроки ее работы; состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними; руководителей экспедиции; ответственного за ведение полевого дневника; даты начала и окончания ведения дневника.

В процессе экспедиции в полевой дневник в хронологической после­довательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, да­ются сведения о регионе и объектах комплектования, об условиях экспе­диционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и научных учреждений, представителями общественных организаций, возникшие у участников экспедиции гипоте­зы и планы продолжения поисково-собирательской работы, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции памятников ис­тории и культуры.

Записи в дневник целесообразно вносить не только по итогам дня, но и по отдельным «операциям» в течение дня. Каждая запись должна сопрово­ждаться подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи.

Особое внимание при ведении дневника следует уделить степени досто­верности заносимых в него сведений. Всякого рода предположения и сове­ты о ходе дальнейшего поиска необходимо фиксировать как гипотезы, тре­бующие проверки («по мнению такого-то», «по совету такого-то» и т.п.).

В дневник целесообразно вносить и записи принятых на себя участни­ками экспедиции обязательств (возвратить оригиналы документов после копирования, выслать копии документов или сделанные во время экспе­диции фотографии, выполнять чью-либо просьбу и т.п.). Полевой дневник не только поможет участникам экспедиции зафик­сировать разностороннюю информацию о ходе поисково-собирательской работы, но и послужит в дальнейшем дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения собранных памятни­ков истории и культуры, описания среды их бытования, поможет полу­чить разнообразные географические, хронологические, исторические све­дения при подведении итогов экспедиции и разработке новых тем поис­ково-собирательской работы.

Акт приема памятников истории и культуры

Факты приема памятников истории и культуры в собрания школьных музеев от их владельцев в соответствии с существующим законодательст­вом принято оформлять специальными актами. Акт приема памятников истории и культуры является первичным юридическим документом госу­дарственного учета памятников истории и культуры.

Формуляр акта приема памятников истории и культуры
Наименование учреждения «Утверждаю»

образования, при котором Подпись директора

работает школьный музей учреждения образования

Название музея

Адрес музея «__»_________20___г.

Акт №___ приема памятников истории и культуры

Настоящий акт составлен «__»__________20___г. представителем школьного музея_________________________________________________________________________________________________(Ф.И.О., должность), с одной стороны,

(Ф.И.О., должность, название учреждения, дарителя и т.п.), с другой сто­роны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

Наименование и краткое описание (материал, техника, размер, датировка и т.п.) Учетные обозначения Сохранность Кол-во экземпляров (листов) Примечания
           

Всего по акту принято ________________________________________ предметов

Основание___________________________________________________

Акт составлен в _____ экз. и вручен подписавшим его лицам.

Принял: Сдал:

При получении памятников истории и культуры акт приема заполня­ется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются дарителем (ча­стным лицом или представителем учреждения, передавшим памятник) и руководителем школьного музея (руководителем экспедиции). Один эк­земпляр акта передается дарителю, второй поступает вместе с краеведче­скими материалами в фонды музея. Если памятники истории и культуры поступают от государственного учреждения, то в графе акта «Основание» указывается номер и дата приказа руководителя этого учреждения, на ос­новании которого осуществляется передача этих материалов.

В первой графе проставляются порядковые номера передаваемых па­мятников истории и культуры. Если одновременно передается большое количество материалов, то в каждом следующем бланке акта продолжает­ся валовая нумерация.

В следующей графе указываются наименования памятников истории и культуры и их краткое описание, например: «Письмо И.И.Иванова ма­тери М.П.Ивановой из госпиталя «Хлебникове» от 19.01.42 г., бумага, ру­копись химическим карандашом, 20 см х 15 см, сложено в форме тре­угольника».

В графе «Учетные обозначения» простым карандашом проставляется временный номер, под которым памятник истории и культуры зарегист­рирован в «Полевой описи». После регистрации памятника в «Инвентар­ной книге» в этой графе проставляется чернилами постоянный номер.

В графе «Сохранность» отмечается степень сохранности памятника истории и культуры: «Сохранился полностью», «Бумага пожелтела, текст местами выцвел», «Нижний правый угол второго листа оторван» и т.п.

В графе «Количество экземпляров (листов)» указывается количество переданных данным дарителем идентичных предметов, а для докумен­тальных памятников в скобках указывается и количество листов.

Графа «Примечания» служит для внесения в акт дополнительных све­дений о памятнике истории и культуры, ссылок на другие учетные доку­менты, отметок о передаче памятника из фондов школьного музея в соб­рания государственных музеев и архивов.

При приеме памятников истории и культуры желательно получить от лица, передающего их, письменные сведения о происхождении памятни­ков, прежней его принадлежности, связях с определенными исторически­ми событиями и лицами, о времени изготовления, условиях бытования и использования и т.д. Эти сведения называются «легенды» и хранятся при соответствующем акте на принятые в фонд экспедиции памятники.

Акты вместе с «легендами» и собранными краеведческими материала­ми поступают в собрание школьного музея.

Акты приема не составляются только в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены школьни­ками в поле, в старых заброшенных зданиях и т.п. В подобном случае в по­левом дневнике делается подробная запись о месте обнаружения находки, о привязке этой точки к стационарным объектам с указанием расстояний и азимутных направлений. Еще лучше, если составляется и схематиче­ский план расположения находок на местности или в заброшенном поме­щении.

Полевая опись

Основным документом учета и научного описания памятников истории и культуры, поступивших в фонд экспедиции, является полевая опись.

В заголовочных данных, кроме названия документа, необходимо отра­зить:

Название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкрет­ной школе или внешкольному учреждению.

Наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется.

Руководитель экспедиции.

Ответственный за ведение полевой описи.

Даты начала и окончания ведения полевой описи.

Учет и научное описание памятников истории и культуры в полевой описи — процесс весьма ответственный, требующий применения специ­альных музееведческих приемов учета и описания памятников. Поэтому его должны осуществлять специально подготовленные участники экспе­диции.

Полевая опись выполняет и роль своеобразной инструкции, обязыва­ющей участников поисково-собирательской работы выявлять ту инфор­мацию, которую необходимо вносить в соответствующие графы описи.

Дата и место выявле-ния, поступления Наименования памятников культуры и истории Кол-ичес-тво Материал и способ изготовления Назначение памятника истории и культуры Способ использования и сохранность Краткое описание с указа-нием особенностей Владелец или источник Историческая справка примечания
                     

Всего в полевую опись внесено__________________ предметов музейного значения (цифрами и прописью).

В графе 1 проставляются номера памятников истории и культуры в порядке поступления.

В графе 2 записывается точная дата и место (адрес) выявления и полу­чения памятника.

В графе 3 необходимо записать название памятника истории и культу­ры, сообщенное лицом, передавшим памятник, или определенное участ­никами экспедиции.

В графе 4 проставляется количество экземпляров одинаковых памят­ников, а при получении рукописей, дневников, книг, альбомов и т.п. - ко­личество листов.

В графе 5 описывается материал, из которого изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, металл и т.п.) и способ его изготовления (руко­пись, гравировка, оттиск, фото, литье и т.п.).

В графе 6 указывается, для чего предназначался памятник в момент его создания.

В графе 7 необходимо зафиксировать, как использовался памятник ис­тории и культуры в момент его выявления (украшал стену квартиры, хра­нился в личном архиве и т.п.). Если памятник найден в поле или ином ме­сте, то это тоже необходимо зафиксировать («находился на чердаке заброшенного деревянного одноэтажного дома, принадлежавшего до тако­го-то года тому-то, по адресу такому-то»). В этой же графе отмечается сте­пень сохранности памятника (хорошо сохранившийся, ветхий, рваный, выцветший и т. п.).

При заполнении графы 8 нужно обратить серьезное внимание на под­робное описание внешних признаков памятника и всех его индивидуаль­ных особенностей: форма, цвет, отдельные повреждения, надписи, авто­графы, пометки, исправления и т.п. В этой же графе описывается смысло­вое содержание памятника.

В графе 9 записываются данные о владельце памятника: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, профессия, должность и место рабо­ты, адрес места жительства. Если памятник передан учреждением, то не­обходимо дать полное название учреждения и должность лица, ответст­венного за передачу памятника.

Историческая справка (графа 10) составляется на основании данных об истории памятника от времени и места его создания до места и време­ни его выявления и поступления в фонд экспедиции. При заполнении этой графы используются данные, зафиксированные в «легенде», «Тетра­ди для записи воспоминаний и рассказов», «Полевом дневнике».

В графу 11 «Примечания» вносятся все дополнительные данные, вы­явленные после включения памятника истории и культуры в полевую опись, вопросы, требующие дополнительных исследований, ссылки на другие связанные с данным памятником источники и на записи в других полевых документах, относящиеся к данному памятнику.

Записи в полевой описи необходимо делать в день поступления памят­ников истории и культуры в фонд экспедиции, чтобы была возможность уточнить или дополнить недостающие сведения.

По окончании работы экспедиции под последней записью полевой описи цифрами и прописью проставляются итоговые данные о количест­ве внесенных в опись предметов музейного значения.

Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответст­венным за учет, описание и хранение собранных экспедицией краеведче­ских материалов.

Полевая опись вместе с собранными краеведческими материалами и другими полевыми документами поступает в музейное собрание, регист­рируется в инвентарной книге школьного музея и получает по ней свой инвентарный номер.

Практика показывает, что при заполнении полевой описи участники экспедиции не всегда придают серьезное значение полноте записей, графы описи заполняются подчас формально и не дают достаточно полного пред­ставления о памятниках истории и культуры по исследуемой теме. Часто это происходит оттого, что поступившие в фонд экспедиции памятники регистрируются и описываются в полевой описи не сразу, в день поступле­ния, а по истечении какого-то времени. Отдельные данные за это время стираются из памяти, обнаруживается, что какие-то сведения забыли вы­явить. В результате в опись включается сравнительно небольшой объем информации о конкретном памятнике, и если памятник сам по себе недо­статочно информативен, то резко снижается информационный потенциал памятника истории и культуры в целом, а это значит, что снижается и ди­апазон его научного использования. Поэтому рекомендуется учитывать и описывать памятники истории и культуры в день их поступления в фонд экспедиции, находясь вблизи объекта комплектования, чтобы можно было попытаться выявить дополнительные сведения о памятнике в том объеме, который необходим для качественного описания его в полевой описи. Ин­формацию, которую не удалось выявить в процессе изучения памятника в среде бытования, позже, как правило, получить уже невозможно.

В тех случаях, когда в фонд экспедиции поступают не все выявленные памятники истории и культуры, а определенная часть их остается у вла­дельцев, целесообразно собрать возможную информацию о них, включив ее в полевой дневник или в особую опись на выявленные, но оставшиеся в среде бытования памятники. Такая опись может составляться по образ­цу «Полевой описи», в графе «Примечания» необходимо указать возмож­ные сроки и условия получения этих памятников.

О наиболее ценных исторических памятниках, оставшихся в среде бы­тования, необходимо сообщать в ближайшие государственный музей или архив.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов

В процессе краеведческих экспедиций их участники не только собира­ют подлинные памятники истории и культуры, но и записывают рассказы и воспоминания свидетелей исторических событий по изучаемой теме. Эти записи рекомендуется осуществлять в специальной «Тетради для за­писи воспоминаний и рассказов».

Записи воспоминаний должны осуществлять специально подготов­ленные участники экспедиции. До начала беседы с информатором целе­сообразно составить вопросник, по которому будет строиться беседа в рамках изучаемой темы.

Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Если запись беседы приходится вести с сокращения­ми, то сразу после беседы запись должна быть перечитана, а сокращения расшифрованы. Любые исправления и дополнения в записи делаются только проводившим ее лицом и только в соответствии с пожеланиями информатора. Всякие добавления и исправления, сделанные другим ли­цом или после окончания полевых работ, являются грубым нарушением правил ведения полевых документов. Допускается только внесение ссы­лок на выявленные позднее сведения или памятники истории и культуры, относящиеся к данной записи воспоминаний. В подобных случаях ссыл­ки желательно дополнить датой записи.

Записи в «Тетради воспоминаний и рассказов» рекомендуется вести на одной стороне листа, а запись каждой новой беседы с информатором начинать с новой страницы.

До начала беседы по теме целесообразно записать следующие данные;

Место записи (полный почтовый адрес).

Данные об информаторе (фамилия, имя, отчество, возраст, профес­сия, должность и место работы и т.п.).

Кто вел запись и дата записи.

После окончания беседы и обработки записей необходимо еще раз встретиться с информатором, прочитать ему запись, чтобы убедиться, что смысловое содержание рассказа передано правильно. Важно также пред­ложить информатору подписать (авторизовать) запись беседы. В этом случае запись получает права подлинного документа.

Необходимо помнить, что исторические факты и особенно их оценка, сообщенные информатором, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали давно минув­ших событий, не помнить точных дат, географических названий, полных или точных имен участников событий и т.п. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими информаторами.

«Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов» является важным по­левым документом, а также источником по изучаемой теме. Поэтому ее целесообразно включать в основной фонд музея.

В последние годы экспедиционные группы все тире применяют для записи воспоминаний и рассказов звукозаписывающую аппаратуру. Маг­нитная лента с записью рассказа участника или очевидца событий, изуча­емых экспедицией, является подлинным документом и входит в основной фонд школьного музея. Такой документальный памятник обладает более широким диапазоном использования. Живой голос рассказчика вызыва­ет иллюзию его присутствия в музее, на уроке, чувство причастности к описываемым им событиями. Однако юным исследователям необходимо помнить, что в хранении магнитная пленка менее долговечна, чем бумага, и требует специального режима и условий хранения.

Записи воспоминаний и рассказов, зафиксированные на магнитной лен­те, необходимо регистрировать в специальной описи магнитных записей.

Опись магнитных записей

 

№ ленты Порядковый номер записи Дата и место записи Тема записанной беседы Сведения об информаторе Примечания
           

Кассеты с магнитной лентой маркируются в соответствии с описью магнитных записей. На коробках, в которых хранятся кассеты, целесооб­разно написать фамилии и инициалы информаторов в том порядке, в ко­тором проводилась запись их рассказов.

Запись воспоминаний и рассказов на магнитные носители освобожда­ет краеведов от необходимости стенографировать рассказы. Однако целе­сообразно перенести записанный на магнитной пленке рассказ в «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов» и заверить текст подписью ин­форматора.

Тетрадь фотофиксаций

В краеведческих экспедициях фотосъемка применяется для фиксации обстановки, среды, в которой находились выявленные памятники исто­рии и культуры, фотографирования лиц передавших памятники, сообщивших сведения по изучаемой теме, съемки памятников истории и культуры, оставшихся в среде бытования и т. п.

Для учета и описания отснятых кадров применяется «Тетрадь фото­фиксаций».

 

№ пленки № кадра Дата и место съемки Содержание кадра Условия съемки Автор съемки примечания
             

Полученные в результате фотосъемки негативы и фотографии, отно­сящиеся к исследуемой теме, вместе с тетрадью фиксаций по окончании экспедиции передаются в собрание школьного музея. При этом негативы входят в основной фонд, а сделанные с них фотографии и тетрадь фото­фиксаций - в научно-вспомогательный фонд.

Систематизация и хранение памятников истории и культуры в полевых условиях

Вся полевая документация представляет собой систему взаимосвязан­ных документов, в которых различными способами отражены сведения по одной и той же теме. Чтобы объединить сведения, касающиеся одного вопроса, используется система отсылок, т.е. указаний на записи, содержа­щиеся в разных полевых документах или сделанные в разное время. На­пример, в полевом дневнике может быть записано: «26 июня 1975 г. в д. Лесное Луховицкого района Московской области мы встретились с се­строй И.И.Иванова О.И.Петровой. Она рассказала нам о своем брате (см. «Тетрадь рассказов» №2, с.8-15), передала хранящиеся у нее письма и фо­тографии (см. Полевую опись, №№ 1-12), мы сфотографировали О.И.Пе­трову на фоне ее дома, в котором родился и жил И.И.Иванов (см. «Тет­радь фотофиксаций», лента 2, кадр 25-26). В тот же день мы встретились с земляком И.И.Иванова Отличником народного образования, участни­ком Великой Отечественной войны пенсионером Н.П.Бакуниным и запи­сали на магнитную ленту его рассказ о детских и юношеских годах И.И.Иванова (см. Опись магнитных записей, лента 1,зап.1)». В других по­левых документах аналогичные отсылки нужно делать в графе «Примеча­ния».

Экспедиционной группе приходится часто работать в тяжелых поход­ных и сложных погодных условиях, транспортировать собранные памят­ники истории и культуры на большие расстояния. В связи с этим большое значение для участников экспедиции приобретает умение хранить в поле­вых условиях собранные краеведческие материалы. Для того чтобы не перепутать находки, все памятники истории и куль­туры при поступлении в фонд экспедиции снабжаются временными шифрами (шифруются). Шифром служит порядковый номер памятника, под которым он зарегистрирован в полевой описи. Шифр лучше всего на­носить не на сам памятник - это делается при поступлении краеведче­ских материалов в фонды школьного музея, а на упаковку или на отдель­ную этикетку, которая упаковывается вместе с памятником.

При передаче собранных материалов в фонды школьного музея шиф­ры помогут быстро и точно найти и систематизировать их в соответствии с полевой описью и другими полевыми документами.

Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспедиции, а также полевые документы требуют бережного обращения и правильно­го хранения. При упаковке и транспортировке необходимо предохранять их от влаги и деформирующих нагрузок.

Письменные документы необходимо перекладывать чистыми листами мяг­кой бумаги или упаковывать в конверты и вкладывать в папки с клапанами.

Памятники из хрупких и твердых материалов заворачивают в вату, мяг­кую чистую бумагу и помещают в картонные коробки или фанерные ящики.

Следует избегать сгибаний листов документов, попыток реставрации памятников в полевых условиях.

Неплохо приклеить на папки и другие емкости, используемые для упа­ковки и хранения находок, чистые листы бумаги, на которых, по мере на­полнения папок, будут надписываться названия памятников и их номера по полевой описи, вошедшие в эту папку, коробку. Это позволит ориенти­роваться в содержим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: