Основу реализации музеем документирующей функции составляет комплектование фондов. Оно является как бы начальной стадией создания музея. Ведь не изучив определенной темы по истории или сегодняшнему дню своего края, не собрав памятники истории и культуры по этой теме, невозможно ни сформировать коллекции школьного музея, ни создать музейную экспозицию, ни вести учебную или другую работу. Иными словами, от организационного, научного и методического уровня поисково-собирательской работы школьного музея во многом зависит уровень его фондовой, экспозиционно-выставочной, учебной и массовой культурно-просветительной деятельности. Поэтому так важно правильно организовать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания, знать и уметь выполнять основные правила и методические приемы, применяемые в процессе поисково-собирательской работы школьного музея.
К основным целям и задачам комплектования относятся: изучение событий и явлений местной истории, выявление и собирание памятников истории и культуры и разносторонней информации, наиболее полно и всесторонне отражающей взаимосвязь этих памятников и изучаемых исторических процессов и явлений; создание и систематическое пополнение музейного собрания, соответствующего профилю школьного музея и являющегося источниковой базой для его научной, исследовательской, учебной, экспозиционно-выставочной и культурно-просветительной деятельности.
Таким образом, комплектование собрания школьного музея связано с необходимостью решения множества практических задач организационного и методического характера. Эффективность и результативность поисково-собирательской работы актива школьного музея зачастую зависит от того, насколько правильно и рационально организована эта работа. Сегодня многие педагоги - руководители школьных музеев понимают, что в организации поисково-собирательской работы, комплектования фондов школьного музея целесообразно использовать те научно обоснованные приемы и методы, которые выработаны отечественным музееведением, архивоведением, археографией и другими научными дисциплинами.
Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на четыре основных этапа:
Планирование комплектования.
Подготовка к поисково-собирательской работе. Выявление и сбор памятников истории и культуры.
Включение памятников истории и культуры в музейное собрание.
Планировать комплектование необходимо для того, чтобы конкретизировать задачи комплектования музейного собрания, рационально организовать их реализацию. Планирование способствует правильной организации поисково-собирательской работы, задает определенный ритм работе экспедиционных групп, помогает скоординировать действия актива школьного музея.
В школьных музеях можно применять два вида планирования комплектования фондов - перспективное и текущее годовое.
Перспективный план целесообразно разрабатывать на 2-3 года. В нем указываются комплексные темы, по которым будет вестись поисково-собирательская работа в этот период; ориентировочные сроки проведения работы по этой теме; по заданиям или программам каких государственных, научно-исследовательских учреждений или общественных организаций будет проведена эта работа; экспедиционные отряды каких классов будут участвовать в исследовании данной темы; кто из членов Совета музея отвечает за изучение этой темы и кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой по данной теме.
В текущем годовом плане комплектования фондов указываются конкретные темы или задания поисково-собирательской работы на предстоящий учебный год, регионы и объекты проведения поисково-собирательской работы, какой экспедиционный отряд работает по данной теме, количество учащихся в нем, командир экспедиционного отряда, конкретные сроки завершения поисково-собирательской работы, руководитель темы, планируемый результат. Конкретность плана - один из основных принципов планирования.
Разрабатывая планы комплектования фондов школьного музея, необходимо реально представлять, в состоянии ли коллектив музея, школы, экспедиционный отряд исследовать данную тему в необходимом объеме, собрать конкретный материал по ней, в какие сроки и какими силами рациональнее провести эту работу. То есть план должен быть не только конкретным, но и реальным для выполнения.
Кроме того, необходимо обеспечить стабильность выполнения планов. Это значит, что основные показатели перспективного плана должны найти свое конкретное и реальное отражение в текущих годовых планах комплектования, обеспечивающих стабильное изучение плановых тем и систематическое пополнение музейного собрания профильными музейными предметами.
Важным этапом в процессе комплектования фондов школьного музея является подготовка к поисково-собирательской работе.
Поисково-собирательская группа или экспедиционный отряд, за которым планом комплектования закреплено изучение конкретной темы, проводит комплекс мероприятий по подготовке к работе в полевых условиях. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по уже имеющимся в школьном музее материалам. Целесообразно также получить консультации по данной теме в местном государственном музее, архиве, отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, краеведческом обществе, побеседовать с местными жителями - участниками или очевидцами изучаемых событий. Это позволит составить определенные представления по изучаемой теме, продумать порядок проведения поисково-собирательской работы, скорректировать границы региона поиска, уточнить объекты комплектования, рационально распределить обязанности между членами экспедиционной группы.
В процессе подготовки к поисково-собирательской работе полезно разработать программу краеведческого исследования по данной теме. Программа включает в себя название темы поисково-собирательской работы, ее цели и задачи, характеристику региона обследования и маршрут группы, сведения об объектах краеведческого изучения, состав экспедиционной группы и распределение обязанностей между ее членами, сроки похода или экспедиции, список туристского и краеведческого снаряжения и оборудования, перечень полевых документов, список источников и литературы по изучаемой теме.
Такая программа помогает рационально организовать поисково-собирательскую работу по теме краеведческого исследования.
В ходе подготовки к полевой работе необходимо приготовить и оформить маршрутные и полевые документы, изготовить и купить специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных предметов музейного значения: конверты различных размеров, картонные коробки, папки с клапанами, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу, вату и т.п.
От того, насколько тщательно проведена подготовка к экспедиции, походу во многом зависит успех поисково-собирательной работы.
Каждый экспедиционный отряд, каждая туристско-краеведческая группа в процессе поисково-собирательской работы пользуется богатым арсеналом форм и методов выявления и собирания памятников истории и культуры. Невозможно с достаточной подробностью описать даже основные из них. Однако по какой бы теме ни работали школьники-краеведы, сколь ни разнообразны были бы применяемые ими формы и методы, они должны знать основные научные принципы организации поисково-собирательской работы и стремиться им следовать.
При осуществлении поисково-собирательской работы очень важно всегда помнить об основной цели, стоящей перед экспедиционным отрядом, поисковой группой и не уклоняться от исследуемой темы, даже если в ходе полевой работы возникли новые «соблазнительные» темы. Естественно, такие новые темы целесообразно брать себе на заметку, чтобы исследовать их после соответствующей подготовки.
В ходе поисково-собирательской работы надо стремиться к последовательности изучения темы, стараться придерживаться намеченной программы, плана. Практика показывает, что даже частичное невыполнение программы снижает результативность краеведческого исследования, в нем появляются трудно устранимые пробелы, неточности и пр.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры с этими событиями, их участниками и очевидцами. Такой подход дает возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отраженности в выявленных памятниках истории и культуры. В то же время необходимо установить наличие взаимных связей между выявленными памятниками, изучить историю их создания и бытования, понять их назначение.
Юные исследователи часто встречаются с исторически сложившимися комплексами разнотипных памятников: вещевых, документальных, изобразительных. В таких случаях очень важно установить не только какие признаки объединяют эти памятники (единый владелец, относятся к одному событию), но и историю создания и бытования каждого отдельного предмета, его назначение и место в изучаемом событии.
Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры. При этом следует иметь в виду, что важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нем, о его истории, связях с изучаемыми событиями, лицами и другими памятниками.
Наконец, школьники-краеведы должны знать и строго соблюдать специальные законодательные и инструктивные требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников истории и культуры. Например, нецелесообразно брать у владельцев те памятники истории и культуры, которые не имеет права хранить школьный музей: изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти предметы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в ближайшее отделение милиции или в государственный музей. Взрывчатые же вещества и устройства, обнаруженные в поле, вообще не следует брать - о них надо немедленно сообщить органам внутренних дел или в ближайший военкомат, воинскую часть.
Нередко изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, награды и тому подобные памятники неразрывно связаны с документальными памятниками; орденскими книжками, удостоверениями, грамотами и т.п. Такие документы тоже не следует брать у их владельцев, дабы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.
Другой пример: на предприятии, историю которого вы изучаете, вам предоставляют возможность взять какие-нибудь официальные документы. Следует помнить, что документы предприятий, учреждений и организаций являются государственной собственностью и входят в состав Государственного архивного фонда РФ. Такие документы юные краеведы могут брать только с разрешения заведующего архивом этого предприятия, а если в учреждении или организации нет такого должностного лица, то необходимо обратиться за разрешением в местный городской или районный государственный архив.
Однако мало знать и уметь применять на практике основные научные принципы и методические приемы выявления и сбора памятников истории и культуры в процессе поисково-собирательской работы, важно также уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах и явлениях, которые являются темой поисково-собирательской работы, о выявленных и поступивших в фонд экспедиции памятниках истории и культуры, обладать навыками учета и описания предметов музейного значения в полевых условиях. Наконец, большое значение имеет умение правильно хранить и транспортировать собранные краеведческие материалы. Для учета и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы учета и описания. К ним относятся: «Акт приема», «Полевой дневник», «Полевая опись», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадь фотофиксаций» и др.
Несколько общих правил по оформлению и ведению полевых документов:
1. Все полевые документы должны быть снабжены заголовочными
данными.
2. Для полевых документов, за исключением акта приема, выбираются
тетради большого формата в прочных переплетах, желательно с большим
количеством листов.
3. Тетради необходимо прошить по переплету прочными нитками, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны листов.
4. Заполнение полевых документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета.
5. Полевые документы необходимо хранить так же бережно, как и памятники истории и культуры.
Полевой дневник
Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции: ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры, фиксации сведений об обстановке, в которой находились обнаруженные памятники, и обстоятельствах их выявления, об услышанной или прослеженной истории памятников, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию и т.д.
В заголовочных данных полевого дневника необходимо указать название полевого документа; название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретному учреждению образования и музею; наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется; маршрут экспедиции и сроки ее работы; состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними; руководителей экспедиции; ответственного за ведение полевого дневника; даты начала и окончания ведения дневника.
В процессе экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о регионе и объектах комплектования, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и научных учреждений, представителями общественных организаций, возникшие у участников экспедиции гипотезы и планы продолжения поисково-собирательской работы, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции памятников истории и культуры.
Записи в дневник целесообразно вносить не только по итогам дня, но и по отдельным «операциям» в течение дня. Каждая запись должна сопровождаться подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи.
Особое внимание при ведении дневника следует уделить степени достоверности заносимых в него сведений. Всякого рода предположения и советы о ходе дальнейшего поиска необходимо фиксировать как гипотезы, требующие проверки («по мнению такого-то», «по совету такого-то» и т.п.).
В дневник целесообразно вносить и записи принятых на себя участниками экспедиции обязательств (возвратить оригиналы документов после копирования, выслать копии документов или сделанные во время экспедиции фотографии, выполнять чью-либо просьбу и т.п.). Полевой дневник не только поможет участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе поисково-собирательской работы, но и послужит в дальнейшем дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения собранных памятников истории и культуры, описания среды их бытования, поможет получить разнообразные географические, хронологические, исторические сведения при подведении итогов экспедиции и разработке новых тем поисково-собирательской работы.
Акт приема памятников истории и культуры
Факты приема памятников истории и культуры в собрания школьных музеев от их владельцев в соответствии с существующим законодательством принято оформлять специальными актами. Акт приема памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры.
Формуляр акта приема памятников истории и культуры
Наименование учреждения «Утверждаю»
образования, при котором Подпись директора
работает школьный музей учреждения образования
Название музея
Адрес музея «__»_________20___г.
Акт №___ приема памятников истории и культуры
Настоящий акт составлен «__»__________20___г. представителем школьного музея_________________________________________________________________________________________________(Ф.И.О., должность), с одной стороны,
(Ф.И.О., должность, название учреждения, дарителя и т.п.), с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:
№ | Наименование и краткое описание (материал, техника, размер, датировка и т.п.) | Учетные обозначения | Сохранность | Кол-во экземпляров (листов) | Примечания |
Всего по акту принято ________________________________________ предметов
Основание___________________________________________________
Акт составлен в _____ экз. и вручен подписавшим его лицам.
Принял: Сдал:
При получении памятников истории и культуры акт приема заполняется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются дарителем (частным лицом или представителем учреждения, передавшим памятник) и руководителем школьного музея (руководителем экспедиции). Один экземпляр акта передается дарителю, второй поступает вместе с краеведческими материалами в фонды музея. Если памятники истории и культуры поступают от государственного учреждения, то в графе акта «Основание» указывается номер и дата приказа руководителя этого учреждения, на основании которого осуществляется передача этих материалов.
В первой графе проставляются порядковые номера передаваемых памятников истории и культуры. Если одновременно передается большое количество материалов, то в каждом следующем бланке акта продолжается валовая нумерация.
В следующей графе указываются наименования памятников истории и культуры и их краткое описание, например: «Письмо И.И.Иванова матери М.П.Ивановой из госпиталя «Хлебникове» от 19.01.42 г., бумага, рукопись химическим карандашом, 20 см х 15 см, сложено в форме треугольника».
В графе «Учетные обозначения» простым карандашом проставляется временный номер, под которым памятник истории и культуры зарегистрирован в «Полевой описи». После регистрации памятника в «Инвентарной книге» в этой графе проставляется чернилами постоянный номер.
В графе «Сохранность» отмечается степень сохранности памятника истории и культуры: «Сохранился полностью», «Бумага пожелтела, текст местами выцвел», «Нижний правый угол второго листа оторван» и т.п.
В графе «Количество экземпляров (листов)» указывается количество переданных данным дарителем идентичных предметов, а для документальных памятников в скобках указывается и количество листов.
Графа «Примечания» служит для внесения в акт дополнительных сведений о памятнике истории и культуры, ссылок на другие учетные документы, отметок о передаче памятника из фондов школьного музея в собрания государственных музеев и архивов.
При приеме памятников истории и культуры желательно получить от лица, передающего их, письменные сведения о происхождении памятников, прежней его принадлежности, связях с определенными историческими событиями и лицами, о времени изготовления, условиях бытования и использования и т.д. Эти сведения называются «легенды» и хранятся при соответствующем акте на принятые в фонд экспедиции памятники.
Акты вместе с «легендами» и собранными краеведческими материалами поступают в собрание школьного музея.
Акты приема не составляются только в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены школьниками в поле, в старых заброшенных зданиях и т.п. В подобном случае в полевом дневнике делается подробная запись о месте обнаружения находки, о привязке этой точки к стационарным объектам с указанием расстояний и азимутных направлений. Еще лучше, если составляется и схематический план расположения находок на местности или в заброшенном помещении.
Полевая опись
Основным документом учета и научного описания памятников истории и культуры, поступивших в фонд экспедиции, является полевая опись.
В заголовочных данных, кроме названия документа, необходимо отразить:
Название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению.
Наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется.
Руководитель экспедиции.
Ответственный за ведение полевой описи.
Даты начала и окончания ведения полевой описи.
Учет и научное описание памятников истории и культуры в полевой описи — процесс весьма ответственный, требующий применения специальных музееведческих приемов учета и описания памятников. Поэтому его должны осуществлять специально подготовленные участники экспедиции.
Полевая опись выполняет и роль своеобразной инструкции, обязывающей участников поисково-собирательской работы выявлять ту информацию, которую необходимо вносить в соответствующие графы описи.
№ | Дата и место выявле-ния, поступления | Наименования памятников культуры и истории | Кол-ичес-тво | Материал и способ изготовления | Назначение памятника истории и культуры | Способ использования и сохранность | Краткое описание с указа-нием особенностей | Владелец или источник | Историческая справка | примечания |
Всего в полевую опись внесено__________________ предметов музейного значения (цифрами и прописью).
В графе 1 проставляются номера памятников истории и культуры в порядке поступления.
В графе 2 записывается точная дата и место (адрес) выявления и получения памятника.
В графе 3 необходимо записать название памятника истории и культуры, сообщенное лицом, передавшим памятник, или определенное участниками экспедиции.
В графе 4 проставляется количество экземпляров одинаковых памятников, а при получении рукописей, дневников, книг, альбомов и т.п. - количество листов.
В графе 5 описывается материал, из которого изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, металл и т.п.) и способ его изготовления (рукопись, гравировка, оттиск, фото, литье и т.п.).
В графе 6 указывается, для чего предназначался памятник в момент его создания.
В графе 7 необходимо зафиксировать, как использовался памятник истории и культуры в момент его выявления (украшал стену квартиры, хранился в личном архиве и т.п.). Если памятник найден в поле или ином месте, то это тоже необходимо зафиксировать («находился на чердаке заброшенного деревянного одноэтажного дома, принадлежавшего до такого-то года тому-то, по адресу такому-то»). В этой же графе отмечается степень сохранности памятника (хорошо сохранившийся, ветхий, рваный, выцветший и т. п.).
При заполнении графы 8 нужно обратить серьезное внимание на подробное описание внешних признаков памятника и всех его индивидуальных особенностей: форма, цвет, отдельные повреждения, надписи, автографы, пометки, исправления и т.п. В этой же графе описывается смысловое содержание памятника.
В графе 9 записываются данные о владельце памятника: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, профессия, должность и место работы, адрес места жительства. Если памятник передан учреждением, то необходимо дать полное название учреждения и должность лица, ответственного за передачу памятника.
Историческая справка (графа 10) составляется на основании данных об истории памятника от времени и места его создания до места и времени его выявления и поступления в фонд экспедиции. При заполнении этой графы используются данные, зафиксированные в «легенде», «Тетради для записи воспоминаний и рассказов», «Полевом дневнике».
В графу 11 «Примечания» вносятся все дополнительные данные, выявленные после включения памятника истории и культуры в полевую опись, вопросы, требующие дополнительных исследований, ссылки на другие связанные с данным памятником источники и на записи в других полевых документах, относящиеся к данному памятнику.
Записи в полевой описи необходимо делать в день поступления памятников истории и культуры в фонд экспедиции, чтобы была возможность уточнить или дополнить недостающие сведения.
По окончании работы экспедиции под последней записью полевой описи цифрами и прописью проставляются итоговые данные о количестве внесенных в опись предметов музейного значения.
Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных экспедицией краеведческих материалов.
Полевая опись вместе с собранными краеведческими материалами и другими полевыми документами поступает в музейное собрание, регистрируется в инвентарной книге школьного музея и получает по ней свой инвентарный номер.
Практика показывает, что при заполнении полевой описи участники экспедиции не всегда придают серьезное значение полноте записей, графы описи заполняются подчас формально и не дают достаточно полного представления о памятниках истории и культуры по исследуемой теме. Часто это происходит оттого, что поступившие в фонд экспедиции памятники регистрируются и описываются в полевой описи не сразу, в день поступления, а по истечении какого-то времени. Отдельные данные за это время стираются из памяти, обнаруживается, что какие-то сведения забыли выявить. В результате в опись включается сравнительно небольшой объем информации о конкретном памятнике, и если памятник сам по себе недостаточно информативен, то резко снижается информационный потенциал памятника истории и культуры в целом, а это значит, что снижается и диапазон его научного использования. Поэтому рекомендуется учитывать и описывать памятники истории и культуры в день их поступления в фонд экспедиции, находясь вблизи объекта комплектования, чтобы можно было попытаться выявить дополнительные сведения о памятнике в том объеме, который необходим для качественного описания его в полевой описи. Информацию, которую не удалось выявить в процессе изучения памятника в среде бытования, позже, как правило, получить уже невозможно.
В тех случаях, когда в фонд экспедиции поступают не все выявленные памятники истории и культуры, а определенная часть их остается у владельцев, целесообразно собрать возможную информацию о них, включив ее в полевой дневник или в особую опись на выявленные, но оставшиеся в среде бытования памятники. Такая опись может составляться по образцу «Полевой описи», в графе «Примечания» необходимо указать возможные сроки и условия получения этих памятников.
О наиболее ценных исторических памятниках, оставшихся в среде бытования, необходимо сообщать в ближайшие государственный музей или архив.
Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов
В процессе краеведческих экспедиций их участники не только собирают подлинные памятники истории и культуры, но и записывают рассказы и воспоминания свидетелей исторических событий по изучаемой теме. Эти записи рекомендуется осуществлять в специальной «Тетради для записи воспоминаний и рассказов».
Записи воспоминаний должны осуществлять специально подготовленные участники экспедиции. До начала беседы с информатором целесообразно составить вопросник, по которому будет строиться беседа в рамках изучаемой темы.
Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Если запись беседы приходится вести с сокращениями, то сразу после беседы запись должна быть перечитана, а сокращения расшифрованы. Любые исправления и дополнения в записи делаются только проводившим ее лицом и только в соответствии с пожеланиями информатора. Всякие добавления и исправления, сделанные другим лицом или после окончания полевых работ, являются грубым нарушением правил ведения полевых документов. Допускается только внесение ссылок на выявленные позднее сведения или памятники истории и культуры, относящиеся к данной записи воспоминаний. В подобных случаях ссылки желательно дополнить датой записи.
Записи в «Тетради воспоминаний и рассказов» рекомендуется вести на одной стороне листа, а запись каждой новой беседы с информатором начинать с новой страницы.
До начала беседы по теме целесообразно записать следующие данные;
Место записи (полный почтовый адрес).
Данные об информаторе (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, должность и место работы и т.п.).
Кто вел запись и дата записи.
После окончания беседы и обработки записей необходимо еще раз встретиться с информатором, прочитать ему запись, чтобы убедиться, что смысловое содержание рассказа передано правильно. Важно также предложить информатору подписать (авторизовать) запись беседы. В этом случае запись получает права подлинного документа.
Необходимо помнить, что исторические факты и особенно их оценка, сообщенные информатором, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали давно минувших событий, не помнить точных дат, географических названий, полных или точных имен участников событий и т.п. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими информаторами.
«Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов» является важным полевым документом, а также источником по изучаемой теме. Поэтому ее целесообразно включать в основной фонд музея.
В последние годы экспедиционные группы все тире применяют для записи воспоминаний и рассказов звукозаписывающую аппаратуру. Магнитная лента с записью рассказа участника или очевидца событий, изучаемых экспедицией, является подлинным документом и входит в основной фонд школьного музея. Такой документальный памятник обладает более широким диапазоном использования. Живой голос рассказчика вызывает иллюзию его присутствия в музее, на уроке, чувство причастности к описываемым им событиями. Однако юным исследователям необходимо помнить, что в хранении магнитная пленка менее долговечна, чем бумага, и требует специального режима и условий хранения.
Записи воспоминаний и рассказов, зафиксированные на магнитной ленте, необходимо регистрировать в специальной описи магнитных записей.
Опись магнитных записей
№ ленты | Порядковый номер записи | Дата и место записи | Тема записанной беседы | Сведения об информаторе | Примечания |
Кассеты с магнитной лентой маркируются в соответствии с описью магнитных записей. На коробках, в которых хранятся кассеты, целесообразно написать фамилии и инициалы информаторов в том порядке, в котором проводилась запись их рассказов.
Запись воспоминаний и рассказов на магнитные носители освобождает краеведов от необходимости стенографировать рассказы. Однако целесообразно перенести записанный на магнитной пленке рассказ в «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов» и заверить текст подписью информатора.
Тетрадь фотофиксаций
В краеведческих экспедициях фотосъемка применяется для фиксации обстановки, среды, в которой находились выявленные памятники истории и культуры, фотографирования лиц передавших памятники, сообщивших сведения по изучаемой теме, съемки памятников истории и культуры, оставшихся в среде бытования и т. п.
Для учета и описания отснятых кадров применяется «Тетрадь фотофиксаций».
№ пленки | № кадра | Дата и место съемки | Содержание кадра | Условия съемки | Автор съемки | примечания |
Полученные в результате фотосъемки негативы и фотографии, относящиеся к исследуемой теме, вместе с тетрадью фиксаций по окончании экспедиции передаются в собрание школьного музея. При этом негативы входят в основной фонд, а сделанные с них фотографии и тетрадь фотофиксаций - в научно-вспомогательный фонд.
Систематизация и хранение памятников истории и культуры в полевых условиях
Вся полевая документация представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различными способами отражены сведения по одной и той же теме. Чтобы объединить сведения, касающиеся одного вопроса, используется система отсылок, т.е. указаний на записи, содержащиеся в разных полевых документах или сделанные в разное время. Например, в полевом дневнике может быть записано: «26 июня 1975 г. в д. Лесное Луховицкого района Московской области мы встретились с сестрой И.И.Иванова О.И.Петровой. Она рассказала нам о своем брате (см. «Тетрадь рассказов» №2, с.8-15), передала хранящиеся у нее письма и фотографии (см. Полевую опись, №№ 1-12), мы сфотографировали О.И.Петрову на фоне ее дома, в котором родился и жил И.И.Иванов (см. «Тетрадь фотофиксаций», лента 2, кадр 25-26). В тот же день мы встретились с земляком И.И.Иванова Отличником народного образования, участником Великой Отечественной войны пенсионером Н.П.Бакуниным и записали на магнитную ленту его рассказ о детских и юношеских годах И.И.Иванова (см. Опись магнитных записей, лента 1,зап.1)». В других полевых документах аналогичные отсылки нужно делать в графе «Примечания».
Экспедиционной группе приходится часто работать в тяжелых походных и сложных погодных условиях, транспортировать собранные памятники истории и культуры на большие расстояния. В связи с этим большое значение для участников экспедиции приобретает умение хранить в полевых условиях собранные краеведческие материалы. Для того чтобы не перепутать находки, все памятники истории и культуры при поступлении в фонд экспедиции снабжаются временными шифрами (шифруются). Шифром служит порядковый номер памятника, под которым он зарегистрирован в полевой описи. Шифр лучше всего наносить не на сам памятник - это делается при поступлении краеведческих материалов в фонды школьного музея, а на упаковку или на отдельную этикетку, которая упаковывается вместе с памятником.
При передаче собранных материалов в фонды школьного музея шифры помогут быстро и точно найти и систематизировать их в соответствии с полевой описью и другими полевыми документами.
Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспедиции, а также полевые документы требуют бережного обращения и правильного хранения. При упаковке и транспортировке необходимо предохранять их от влаги и деформирующих нагрузок.
Письменные документы необходимо перекладывать чистыми листами мягкой бумаги или упаковывать в конверты и вкладывать в папки с клапанами.
Памятники из хрупких и твердых материалов заворачивают в вату, мягкую чистую бумагу и помещают в картонные коробки или фанерные ящики.
Следует избегать сгибаний листов документов, попыток реставрации памятников в полевых условиях.
Неплохо приклеить на папки и другие емкости, используемые для упаковки и хранения находок, чистые листы бумаги, на которых, по мере наполнения папок, будут надписываться названия памятников и их номера по полевой описи, вошедшие в эту папку, коробку. Это позволит ориентироваться в содержим