Уровень образовательных результатов Вид внеучебной деятельности | Приобретение школьником социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия |
1. Игровая | Ролевая игра | ||
Деловая игра | |||
Социально моделирующая игра | |||
2. Познавательная | Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. | ||
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» | |||
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб | |||
3. Проблемно-ценностное общение | Этическая беседа | ||
Дебаты, тематический диспут | |||
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов | |||
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки | ||
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы | |||
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.) | |||
5. Художественное творчество | Кружки художественного творчества | ||
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе | |||
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме | |||
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) | Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) | ||
КТД (коллективно-творческое дело) | |||
Социальный проект | |||
7. Трудовая (производственная) деятельность | Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел | ||
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого | |||
Детско-взрослое образовательное производство | |||
8. Спортивно-оздоровительная деятельность | Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. | ||
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции | |||
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме | |||
9. Туристско-краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок | ||
Туристский поход, краеведческий клуб | |||
Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей |
С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программвнеурочной деятельности:
· комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
· тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
· образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровень результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
· образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
· возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников;т.п.ьнтьсти школьного театраельности) образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
· индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Содержание методического конструктора внеурочной деятельности рассматриваются на примере познавательной и туристско-краеведческой деятельности младших школьников.
Познавательная деятельность. Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культуры, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Для достижения результатов первого уровня внеурочной деятельности здесь необходимо, чтобы учащиеся получили представление о жизни людей и общества: о структуре общества и принципах его существования, о нормах этики и морали, о базовых общественных ценностях, о памятниках мировой и отечественной культуры, об особенностях межнациональных и межконфессиональных отношений.
Здесь, важны не только фундаментальные знания, но и знания необходимые для полноценного проживания в повседневной жизни, для успешной социализации в обществе.
Как вести себя с человеком в инвалидной коляске? Что можно и чего нельзя делать в храме? Как искать и находить нужную информацию? Какие права есть у человека, попавшего в больницу? Как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы? Как правильно оплатить коммунальные платежи? и т.п. Отсутствие даже этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
В рамках внеурочной познавательной деятельности младших школьников возможно достижение результатов второго уровня — у учащихся должны быть сформированы позитивные отношения к базовым ценностям общества.
В содержание познавательной деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая. Рекомендуется инициировать и организовывать работу учеников с воспитывающей информацией из разных областей познания, предлагать обсуждать ее, высказывать свое мнение, вырабатывать свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении информации педагогу рекомендуется инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии и принимать в них участие. Дискуссии позволят младшему школьнику соотнести собственное отношение к обсуждаемому вопросу с отношениями других школьников и могут их изменить — ведь весомое мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Благодаря дискуссиям младшие школьники приобретут опыт поведения в споре, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.