IV Усадебные и сельские дома




Лекция 14.

Тема: Архитектура Великобритании эпохи Возрождения.

Часть1.

 

ПЛАН:

 

1. Периодизация

2. Фахверковые конструкции дома. Западная школа строительства.

3. Строительные и декоративные материалы.

4. Усадебные и сельские дома.

 

I

Развитие архитектуры английского Возрождения делится на 2 периода.

1. Время Тюдоров (1485-1558 гг.) – представленные рядом позднеготические сооружения

- дворцов-замков

-усадебных домов

-академических зданий

-капелл

отмечены появлением ренессансных деталей

Фахверковые строения (сельские, городские дома)

 

2. Время Елизаветы I (1558-1603 гг.) – время дворцовых и усадебных построек в рациональной и в живописной композиции.

 

3. Время Якова I (1603-1625 гг.) – переходное к Палладианству (1619-1622 гг.)

 

В литературе не существует ясности в том, что же считалось «ренессансом» в английской архитектуре, что не подразумеваются национальные типы форм, а чисто итальянские формы и приемы.

Альфред Готч в работах назвал английскую архитектуру «зрелым ренессансом», что «эта композиционная свобода была чужда палладианству».

Позиции исследователей (Гариер, Стретточ, Э. Типпинг, П. Ллойдин), которые отказывались от применения термина «ренессанс» к архитектуре времени Тюдоров в целом, делят историю развития английского жилища периодизацией:

За XVI в. Население Англии увеличивается:

-политическая стабильность

-экономический подьем

Все это привело к обширному строительству жилищ (сельские, фермы, дома землевладельцев)

Используемый материал характеризует и определяет лицо архитектуры:

В богатых камнем графствах строились каменные дома, причем относительная твердость определяла богатство или бедность декора.

 

II. Фахверковые конструкции

Массовое строительство с дерева. Но кораблестроение и выжиг угля для нужд населения сократил площади лесных угодий. Так начинают распространяться фахверковые конструкции (дубовый каркас с заполнением из оштукатуренных и побеленных панелей).

Западная школа.

Вначале общая площадь деревянных плоскостей каркаса примерно была равна площади панелей заполнения, которое могло быть оштукатуренной плетенки или глиняным с рубленной соломой. Обычно два каркаса большого и малого объема (один в один) укреплялся консолью, что служило основанием и полом для верхнего. Такая система способствовала лучшей работе балок перекрытия. Отсюда нависающие этажи и в сельских постройках. Со временем научились строить сквозные 2-ух ярусные каркасы с промежуточным перекрытием.

В раннее средневековье Англия не знала кирпича. Древняя техника его обжига и кладки была утрачена почти на 1 тысячу лет. С XV в. Нидерландские мастера возрождают технику кирпичной кладки с применением белокаменных деталей. В дальнейшем «красные каменщики» вводят практику заполнения дубовых каркасов кирпичом (без штукатурки).

На востоке страны стали строить дома целиком из кирпича. Это сильно упрощало строительство.

 

III. Строительные и декоративные материалы

Строительные материалы:

-дерево

-камень

-в XVI в. Производство стекла, развившееся благодаря притоку ремесленников-иммигрантов

-большие окна

-эркеры елизаветенских домов определяют специфику интерьеров, их хорошую освещенность и тепловой режим, стилистические особенности архитектуры того времени.

С 1589г. в Англии функционировало 15 фабрик стекла.

-свинец листовой для кровли, оконных пролетов для усадебных домов

-щепа(дерев.)

-сланец, черепица

-солома для фермеров

 

Декоративные материалы:

-мрамор (для отделки каминов)

-терракота

-гипсовая штукатурка, как отделочный материал в интерьере (лепные потолки, фризы)

-«антика» - работа по трафаретам и образцам. Стали популярны «итальянские детали»

 

Мастера гордились «своим временем»

«Дух времени проявлялся в свободе»

Стали популярны «альбомы архитектурных деталей», «советы архитектурных украшений», коллекции «Чертежи строений сюрвейеров» Джона Тарпона, Р. Смитсона

(планы этажей, фасады).

 

IV Усадебные и сельские дома

Центром тяжести архитектурного развития в XVI в. было усадебное строительство. Оно имело 3 источника:

1) Местную позднеготическую тенденцию

2) Непосредственное формотворчество, опиравшееся на народную строительную практику (дерево и фахверк) и новые материалы (кирпич)

3) Заимствуемые итальянские формы и тектонические приемы (нидерландские, немецкие интерпретации)

 

Тип жилого дома явился качественно новой категорией, в которой отдельные заимствованные или унаследованные концепции и формы оказались переосмысленными в свете

· Текущей строительной практики

· Господствовавшего общественного строя

· Бывшего уклада

· Мировоззрения

· В органическом сочетании с плодами спонтанного формотворчества превратились в наиболее последовательное выражение возникшей национальной архитектуры Англии

В условиях хронической бедности жилищное строительство в сельских местностях средневековой Англии сводилось к примитивному уровню.

Основные строительные материалы:

-дерево

-камень

-гранит

Фахверковые дома конструктивно мало чем отличаются от небольших усадебных домов.

В некоторых районах широко применялась штукатурка, облицовка черепицей верхних этажей, обшивка стен тесом.

Экономическое развитие страны в XVI в привело к быстрому обогащению мелкопоместных землевладельцев и овощеводов, усадебные дома которых становятся ведущим архитектурным типом своего времени.

Один из законов против огораживаний прямо повелевая строить «постоянные дома», хотя холл такого дома своими истоками восходит к древнегерманскому дому (хале).

Другой тип: загородные резиденции знати. Вырабатывались новые композиционные приемы. Тип дворца явился основным проводником новых континентальных влияний, косвенно шедших из Италии.

Обогащение => роскошь => строительство загородных резиденций = стало признаком величия и знатности (чиновники, купцы, юристы, мореходы). Таким образом, происходит дифференциация общества.

Жилищное строительство 1560-1625 гг. прогрессировало через эволюцию усадебного дома. В основу построения его плана были положены принципы:

· Превращения укрепленного замка в дом дворцового типа

· Его интерьер к комфортабельности

· Свободная композиция

· Традиционные материалы и конструкции

 

Дом Котей Манор 1480г.

· Это большой усадебный дом

· генплан обуславливался стратегическими соображениями

· холл занимал центральное положение и по сторонам его группируются остальные помещения

Графство Кент д. Синьярде 1490

· дубовый каркас с заполнением из оштукатуренной плетенки

· холл – основное помещение с промежуточными перекрытиями

· в холле высокие стены, следовательно – большие окна

· в конструкции открытые строительные перекрытия

 

 

Эркеры – (нем) остекленная часть объема здания, выступающая за пределы плоскости фасада; полукруглый или многогранный выступ в стене, освещенный окнами и проходящий через несколько этажей.

Холл – парлор

Комната семьи или хозяина – солар

Галерея для музыкантов – линестрелей

В доме появляются комнаты для слуг,гостей, для свиты. Под ними, на уровне холла устраивали интимные гостиные, столовые. Испанские путешественники сообщали, что «англичане строят свои дома из палок и из грязи, но едят как короли».

Индивидуализм привел к расчленению помещений: личная комната владельца разделялась перегородками на личные спальни. У слуг появляются свои коморки.

В конце XVв. часто встречаются два двора: внешний и внутренний.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: