картами и способы их минимизации




Типичные нарушения при совершении операций с платежными картами

К часто встречающимся нарушениям при осуществлении расчетов с использованием банковских карт можно отнести следующие:

- отсутствуют или являются неактуальными (неполными, недостаточно корректными) внутренние документы, определяющие порядок осуществления операций с использованием банковских карт;

- внутренними документами не предусмотрен или недостаточно проработан порядок действий банка в случае возникновения неразрешенного овердрафта по банковским картам;

- внутренними документами и/или договорами с клиентами не установлен порядок начисления процентов по привлеченным и размещенным средствам при осуществлении операций с использованием банковских карт;

- банковские счета клиентов – физических лиц для расчетов с использованием банковских карт открываются при отсутствии заключенных договоров банковского счета и/или с нарушением порядка, установленного Инструкцией № 28-И;

- договоры банковского счета по счетам, открываемым для совершения операций с использованием банковских карт, заполняются с нарушением типовой формы, с неполным указанием обязательных реквизитов;

- банком допускается совершение клиентами операций с платежными картами с нарушением ограничений, установленных пунктами 2.3. – 2.6. Положения № 266-П;

- овердрафт по расчетным (дебетовым) картам предоставляется клиенту при отсутствии соответствующего условия в договоре банковского счета;

- нумерация счетов по расчетам с использованием банковских карт не соответствует требованиям, установленным Положением № 302-П и/или внутрибанковским правилам нумерации лицевых счетов;

- нарушаются сроки расчетов с использованием банковских карт;

- не производится в установленные сроки или не подтверждается документально урегулирование взаимной задолженности с расчетными агентами и другими контрагентами по расчетам с использованием банковских карт;

- нарушаются правила идентификации клиентов – физических лиц для целей ПОД/ФТ при осуществлении операций с использованием банковских карт;

- авторизованные расчетные и кредитные карты до их выдачи держателю хранятся вместе с ПИН-кодами;

- в должностных инструкциях сотрудников банка, участвующих в осуществлении расчетов с использованием банковских карт, отсутствуют указания соответствующих функций, прав и обязанностей, либо имеется неполное (неточное) их указание, допускается дублирование функций;

- отсутствует или не соблюдается порядок передачи функций в случае отсутствия лиц, участвующих в осуществлении расчетов с использованием банковских карт;

- отсутствуют или являются неактуальными внутрибанковские регламенты, устанавливающие порядок обмена информацией, в том числе расчетными документами, с расчетными агентами и другими контрагентами по платежам с использованием платежных карт;

- не учтены в работе ранее вынесенные замечания по результатам предыдущих проверок расчетов с использованием платежных карт.

 

Ошибки, возникающие в процессе совершения операций с банковскими

картами и способы их минимизации

Основная нагрузка по выявлению банковских рисков, возникающих при операциях с банковскими картами, лежит на подразделениях, непосредственно их осуществляющих. Подразделения по управлению рисками, если таковые в банке существуют, чаще всего занимаются аккумуляцией и оценкой поступивших сведений. Поэтому от того, насколько грамотно выстроена система отслеживания возникающих ошибок и угроз в подразделениях и каким образом принимаются текущие решения, и зависит в основном функционирование системы управления рисками на данном направлении. Банковские ошибки, возникающие при процедурах эмиссии

Д анный вид рисков является общим как для дебетовых, так и для кредитных карт и связан с эмиссией. Эмиссию, в свою очередь, следует классифицировать по технологическим стадиям:

-- оформление заявления операционным работником и передача заявления на обработку;

-- собственно процесс выпуска карты (ее эмбоссирование и получение конверта с пин-кодом);

-- приходование эмбоссированной карты в кассовое хранилище, а конвертов с пин-кодами -- под отчет ответственным сотрудникам с последующей выдачей их клиенту.

На первой из перечисленных стадий следует учесть, что существуют обязательные требования платежных систем к оформлению заявлений на выпуск карт, и эти требования должны исполняться неукоснительно, особенно в части заполнения предусмотренных граф; вместе с тем на практике при проверках выявляются многочисленные неточности и ошибки при оформлении заявлений, что связано как с человеческим фактором, так и с особенностями клиентского обслуживания. В связи с этим банку следует предусмотреть следующие процедуры, минимизирующие ошибки и неточности при оформлении заявлений:

-- наличие утвержденной типовой формы заявления, соответствующей требованиям платежной системы, во внутренних документах и ее своевременную актуализацию;

-- регулярное ознакомление операционных работников с внутренними документами по обслуживанию операций с пластиковыми картами, в том числе с типовыми формами используемых документов; эта процедура должна предусматривать как ознакомление вновь принятых на работу сотрудников, так и регулярные аттестации, так как во внутренние и внешние инструкции часто вносятся изменения;

-- текущий контроль полноты и правильности оформления заявлений; наиболее целесообразной представляется их ежедневная проверка руководителем операционного подразделения в конце операционного дня. Это имеет значение еще и потому, что чаще всего одновременно с заявлением клиент заполняет анкету в соответствии с требованиями законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и следует сличить оба документа, а также оценить представленную в них информацию на предмет выявления сомнительных операций;

-- последующий контроль полноты и правильности оформления заявлений; если банк не имеет возможности проверять заявления ежедневно, следует предусмотреть проведение им регулярных последующих проверок (еженедельно, ежемесячно), выполняемых силами отдела, в котором находятся заявления. Здесь стоит обратить внимание, что из фронт-офиса заявления для обработки передаются в бэк-офис для осуществления собственно процессинга. Контроль полноты и правильности оформления заявлений может выполняться либо фронт-офисом (ежедневно, перед передачей их в бэк-офис), либо непосредственно бэк-офисом;

-- обеспечение требований к сохранности заявлений и сохранению банковской тайны по содержащимся в них сведениям; эти процедуры могут значительно варьироваться в зависимости от системы защиты помещений бэк-офиса, наличия сейфов для хранения заявлений и т.п.

Банковские риски, возникающие при обслуживании карт

Управление рисками обслуживания банковских карт можно подразделить по видам выполняемых операций, так как каждый вид деятельности имеет свои особенности и зачастую выполняется различными структурными подразделениями.

По операциям с кредитными картами базовым банковским риском является кредитный риск, и процедуры по его минимизации, так же как и по кассовым операциям, детально регламентируются Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (с изм. и доп. 2018г.).

Следует обратить внимание на взимание комиссии за выпуск карты. Существует практика взимания этих комиссий автоматически при открытии карточного счета, в счет образующейся задолженности. Такая практика приводит к тому, что, если клиент по каким-либо причинам не воспользуется кредитной картой, эта задолженность будет классифицироваться и обрабатываться в автоматическом режиме как кредитная (с начислением процентов, пеней и т.п.), при этом клиент будет полагать, что не обязан уплачивать проценты и пени за нее. Суммы задолженности, как правило, настолько незначительны, что предъявление к каждому клиенту исковых требований представляется нецелесообразным, однако трудозатраты на классификацию, ведение досье, создание резерва и учет этой задолженности при наличии массовой практики достаточно велики, что приводит к повышению уровня операционных и надзорных рисков по ней. Кроме того, общая сумма такой задолженности может оказаться весомой. В данном случае способствовать минимизации этого риска может уплата комиссии клиентом отдельно.

Следующий риск касается мелких сумм непогашенных овердрафтов и связан с теми же самыми рисками. В данном случае в рамках системы управления рисками банку следует определить как предельно допустимую величину общей задолженности по кредитным картам, так и предельно допустимый размер непогашенной задолженности по каждому клиенту, затраты по которой банк готов понести без обращения в судебные инстанции ввиду их нерентабельности. В целях минимизации рисков банку следует предусмотреть разработку ступенчатой системы мер воздействия (рассылка писем, вызов в банк, лишение льгот по прочим услугам банка и т.п.) и действий самого банка (усиление контроля, ограничение операций и т.п.) по предотвращению указанных рисков. Желательно также выделение сотрудников, ответственных за работу с проблемной задолженностью по картам, и установление показателей работы с проблемной задолженностью (статистические отчеты по уменьшению/увеличению проблемной задолженности), а также разработка порядка признания задолженности безнадежной и процедур ее списания.

Довольно часто возникают проблемы также и с неразрешенными овердрафтами по кредитным картам. Так, например, стандартным условием при выдаче овердрафта является право банка снизить лимит по карте при выявлении факторов, свидетельствующих об ухудшении качества задолженности. Однако при этом зачастую существует временной лаг от принятия такого решения до введения соответствующих изменений в настройки АБС, что приводит к возникновению неразрешенного овердрафта. Кроме того, существует ряд платежей, игнорирующих эти настройки (бронирование гостиниц за рубежом, иные виды платежей). Помимо вышеперечисленных процедур по минимизации риска в данном случае следует разработать процедуру незамедлительного уведомления клиента об уменьшении лимита (по телефону, путем отправки SMS и т.п.). Также в договорах следует предусмотреть санкции к клиенту за образование сверхлимитной задолженности и первоочередной порядок ее погашения.

Общими для дебетовых и кредитных карт являются и спорные вопросы, связанные с отказами от совершенных операций (проведением по картам не санкционированных клиентом операций). Во всех случаях отказа клиента от операций банку следует проводить служебное расследование с целью установления его причин.

Минимизировать данный риск возможно с помощью:

-- четкого определения порядка рассмотрения данных споров в договоре;

-- процедуры инструктажа клиента по вопросам пользования картой и пин-кодом и порядку блокировки карт в случае утери, кражи карты или сомнения в характере проводимых по ней операций. Письмо ЦБ РФ от 02.10.2009 № 120-Т «О памятке “О мерах безопасного использования банковских карт”» рекомендует размещение памятки о правилах пользования картой в местах общего доступа (на стендах, в операционных залах).

В последнее время участились случаи мошенничества по картам с использованием банкоматов, в том числе с наложением на панель банкомата специальных «считывающих» устройств. Оптимальным способом минимизации рисков является установка видеонаблюдения. Немаловажен также выбор места для установки банкомата в непосредственной близости от пунктов охраны, однако это не всегда возможно. Во всех случаях, когда установка видеонаблюдения невозможна, следует ввести процедуру обязательного ежедневного контроля лицевой панели банкомата силами инкассаторов, осуществляющих загрузку, и/или силами сотрудников торговых залов и иных помещений, в которых установлен банкомат.

С целью минимизации рисков мошенничества при работе с банкоматами в число подозрительных должны попадать все операции, по которым пин-код вводится более чем два раза. Сведения об указанных операциях должны передаваться ответственному сотруднику, который в течение установленного времени (чаще всего 2-3-х дней) осуществляет дальнейший контроль за операциями, проходящими по подозрительной карте.

Операции по эквайрингу, помимо рисков, в целом присущих картам физических лиц, несут дополнительные риски, которые можно подразделить:

-- на технические (неисправное или неверно эксплуатируемое оборудование, сбои в каналах связи);

-- недобросовестного партнерства (мошенничества, халатности и/или недостаточной квалификации со стороны персонала эквайринговой точки).

Первый из перечисленных рисков минимизируется установкой лицензированного оборудования, инструктажем по его обслуживанию и регулярной проверкой его технической исправности, а также соблюдением требований по защите каналов связи от несанкционированного доступа и прочих требований по защите информации при обмене данными.

Второй вид рисков можно минимизировать, во-первых, соблюдением принципа «Знай своего клиента», а во-вторых, обязательным контролем за совершением операций. Очень частыми являются такие нарушения, как проведение операторами операций по картам без предъявления документов, удостоверяющих личность клиента, и недостаточная внимательность при сличении подписей клиента на банковской карте и на слипе ПОС-терминала. Это же является одним из самых распространенных способов «обналичить» утерянную или украденную карту, поэтому данному риску должно уделяться достаточное внимание.

Риски по зарплатным проектам и корпоративным картам, помимо базовых, в основном проявляются в небрежности при передаче данных на выдачу и перевыпуск карт, нарушениях процедур передачи и учета конвертов с пин-кодами, порядка росписи клиентов на банковских картах, выдачи памяток (инструктажа) и т.п. Здесь применимы те же минимизирующие риски процедуры, применяемые в банке при оформлении заявлений и выдаче карт. Кроме этого, клиенту, которому оформляется зарплатный проект (корпоративная карта), должно уделяться повышенное внимание в части соблюдения принципа «Знай своего клиента».

По каждому из вышеперечисленных направлений ответственные подразделения должны вести статистический учет проблемной задолженности и возникающих убытков (при этом важно отграничить проблемные операции, по которым проводится работа, от безнадежных, признаваемых операционными убытками), объединяемых в базы проблемной задолженности и операционных убытков.

В свою очередь подразделения анализируют данные, содержащиеся в базах, для оценки своей деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: