https://lusana.ru/fullpresentation/4603/573/19 - презентация «Храмы России»




Архитектура русских храмов

7 класс

Цели: Познакомить учащихся с типом русского храмового строительства; разобрать, что такое крестово-купольное строение храма; объяснить символику куполов и цветовой гаммы храмов. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное наследие предков. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.

 

1. Вступление.

Архитектура Руси была связана с принятием христианства и той культурой, которая пришла к нам из Византии. По типу византийских храмов стали строить и русские церкви, однако на Руси законы строительства переосмыслили, добавили свои традиции, и таким образом русская архитектура приобрела совершенно неповторимые, самобытные черты, отличающиеся особой теплотой, уютом и приближенностью к простому человеку. В русские храмы заходят с верой, откровением, надеждой на понимание.

Материал для строительства храмов.

В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.

Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?

На севере, в Новгороде, предпочитали природный камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали для кладки стен.
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.

Купола храмов.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Храм венчают купола с крестами.

Количество куполов имеет символический смысл:

Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе, три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста, тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов, но встречаются храмы с девятью куполами, их может быть даже больше тридцати.

Форма и цвет куполов имеет особый смысл

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы— символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".

Золотой цвет символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Как строили русские храмы.

В древней Руси работали, на глазок без чертежей, по одному вдохновению, держа общий план в голове. Поэтому в древнерусских храмах практически не бывает симметричных окон, циркульноправильных арок, идеально прямых линий. Древние постройки, выполненные из местного камня, органически сливались с окружающей средой, шероховатость плинфы, рождающая размытость очертаний, скрывала неровность линий. Не случайно создатель церкви на Руси изначально не назывался архитектором, потому что прежде всего он зодчий, строитель, мастер. Он человек, которому волею Господа ниспослана благодать – сотворить храм – дом Божий. А когда храм становится домом, то и воспринимается людьми он совершенно иначе, они

1) поражают своей красотой и великолепием;

2) символизируют высшую правду и истину;

3) демонстрируют величие и глубинную красоту русского национального гения;

4) отражают незыблемость веры и первооснов жизни;

5) выражают неискоренимое стремление русского человека к свету.

Строение храма.

С принятием христианства Русь восприняла сооружение своих церквей по образцу крестово-купольного храма: квадрат, расчленённый четырьмя столбами, попарно соединёнными арками, составляет основу здания; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. На арках стоит барабан, завершающийся куполом. Эта форма очень гибка, так как по её принципу можно было строить храмы разной величины, что обусловливалось их функциональным назначением. Крестово-купольная форма возведения церквей явилась результатом долгих поисков храмового строительства, отвечавшим потребностям христианского вероучения и богослужения.

В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом, что мы можем заметить на примере знаменитой церкви Покрова на Нерли.

Итак. Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, а примыкающие прямоугольные ячейки образуют в плане архитектурный крест. Поэтому русские храмы называют крестовыми (в отличие от католического, крест которого просматривается в прямоугольнике, православные храмы чаще всего почти квадратные). Над центральной ячейкойи над боковыми на крыше устанавливаются купола, поэтому строение храма - крестово-купольное.

 

Так был построен при Владимире каменный храм – Десятинная церковь, такова и София Киевская (главный собор Киева).

Многоглавие (многокупольность) – чисто русская черта

Так строились церкви в Новгороде, Пскове, во Владимиро-Суздальском княжестве. Каждый храм крестово-купольный, но каждый не похож один на другой, прекрасный своей неповторимостью.

С 17 века на Руси стали строить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением. Самым примечательным образцом такого храма стала белокаменная церковь Вознесения в Коломенском под Москвой.

Рядом с церковью возводили звонницы – каменные «перегородки», в просветах которых помещали малые колокола. (Эта традиция и сейчас жива: посмотрите на церкви Донецка – рядом с ними построены именно такие звонницы, которые возвещают о конце службы во время больших праздников)

Но на Руси большие храмы строились только в крупных городах, их было не так уж и много. Самыми распространенными были маленькие церквушки – домашние, близкие людям. Своей неприхотливостью и простотой они привлекали к себе верующих, вписывались в природный пейзаж, дополняли его новыми красками. Эти церквушки разбросаны до сих пор по всей России и до сих пор верно служат людям.

6. Кому посвящены храмы.

Храмы возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. Особенно много церквей строилось во время голода, бедствий, мора. Это так называемые обетные церкви, строились по обещанию за один день. Каждый храм имеет своё название, потому, что освящён в честь Бога, Богородицы, ангелов, святых, православных праздников.

https://lusana.ru/fullpresentation/4603/573/19 - презентация «Храмы России»

https://www.myshared.ru/slide/759222/ - православные храмы

https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-na-temu-samie-izvestnie-pravoslavnie-hrami-rossii-1006987.html - самые знаменитые храмы России

7. Домашнее задание: прочитать урок, выписать тему и выделенное жирным курсивом, постараться просмотреть презентации. Письменно сделать сообщение о церкви Покрова на Нерли (Владимирская область)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: