БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (цзибэньгун)




Алексей Александрович Маслов

Длинный кулак Чанцюань

 

 

МАСЛОВ Алексей Александрович

"ДЛИННЫЙ КУЛАК ЧАНЦЮАНЬ"

 

Фундамент системы

 

 

 

"Длинный кулак" – базовый стиль спортивно‑гимнастического направления. Это современный стиль, созданный в 50‑х годах нашего века на основе ряда классических стилей – шаолиньцюань, хуацюань, паочуй, хунцюань и других и отличающийся от них сравнительной простотой и структурной четкостью. Поэтому он рассматривается как подготовительный этап к другим направлениям ушу, в частности ко всем стилям группы шаолиньцюань. "Длинный кулак" не включает в себя изучение философских тонкостей ушу, сложных способов психофизической тренировки. Его задача проще: подготовить основные связки, мышцы и сухожилия тела, выработать то, что называется культурой движения, овладеть основными способами дыхания и методами концентрации внимания. Иными словами, "длинный кулак" в настоящее время – это фундамент сотен сложнейших стилей системы ушу. Перед тем, как приступить к занятиям, важно понять, что перед нами не "еще один вид спорта", а истоки сложнейшей системы, уходящей корнями в культуру и философию Китая.

Сейчас почти невозможно точно сказать, как выглядел традиционный "длинный кулак". Многие стили ушу в XVIII–XIX вв. не имели собственного названия и именовались чанцюань, из‑за чего их часто путали. Например, один из самых известных стилей "внутренней семьи" тайцзицюань в древности назывался "длинным кулаком" за свою плавность и растянутость движений. В классическом трактате "Рассуждения о тайцзицюань" так говорилось о нем: "Длинный кулак подобен широко разлившейся и не останавливающей свое течение великой реки Янцзы".

Свое новое рождение чанцюань получил после образования в 1949 г. КНР и проведения крупных реформ в области ушу. В 1953 г. состоялись первые национальные соревнования – смотр ушу. Стало понятным, что массовое развитие ушу невозможно без наличия общей методической базы, системного научного преподавания, сочетания традиционного и современного в ушу. Поэтому на следующий год Госкомспорт КНР образовал специальный орган по изучению и упорядочиванию ушу. В результате грандиозной работы на основе древних школ были составлены новые стили "упрощенный тайцзицюань", комплексы с мечом, палкой, копьем и тд. Центральное место среди них занял чанцюань, который был сформирован на основе нескольких стилей: шаолиньцюань, чацюань, паочуй, хунцюань. Из одних стилей пришли широкоамплитудные движения руками и ногами, из других – базовые подготовительные и разминочные упражнения, из третьих – удары, связки и комплексы. Все важнейшие принципы – сочетание мягкого и жесткого, концентрации и выброса силы, медленного и быстрого – пришли из шаолиньцюань.

Из стиля люхэцюань ("шесть координаций") был взят принцип сочетания шести различных начал: четырех сторон света, верха и низа в передвижениях, переднего, заднего, правого, левого, верха и низа в ударах, сочетания движений глаз и рук, стоек и движений корпусом, мудрости и силы в тренировке.

Многогранность и основное значение занятий чанцюань заключается в том, что, являясь сложным стилем, он представляет собой прекрасную базу для многих других школ и направлений ушу. Например, перед тем, как приступить к упражнениям с оружием, овладеть способами движения корпусом можно только с помощью занятий чанцюань.

Задача этой небольшой книги – дать общее представление о стиле чанцюань, помочь овладеть его характерными особенностями. Надеемся, что чанцюань поможет вам не только в оздоровлении собственного организма, но и в открытии в себе тех возможностей, которые дарит любому человеку такой великий вид искусства, как ушу.

 

Основы мастерства

 

Одна из поговорок, распространенных в ушу, гласит: "Если принцип не всеобщ, то и искусство не высоко". Смысл поговорки предельно ясен: важно не количество приемов (в разных стилях их наберется столько, что невозможно выучить и за несколько десятков лет), а принцип, лежащий в основе ушу. Многие принципы не объясняются словами, их смысл постигается во время тренировки. Важнейшие из них – принцип сочетания мягких и жестких, быстрых и медленных движений, напряжения и расслабления, выброса силы. Основа постижения принципов ушу заключена в правильности и методической четкости построения тренировочного процесса. А строится он в зависимости от цели, которую ставит перед собой занимающийся: занятия ушу как оздоровительно‑гимнастической системой, большим спортом, методом боя или "для души". Но каждый из этих аспектов требует тщательного, профессионального подхода и базируется как на традиционных методах, так и на современной теории физвоспитания.

Прежде всего следует помнить о специфике ушу как части восточной культуры, которая особое внимание обращала на гармоничное – внешнее и внутреннее – воспитание. Не случайно в ушу говорят: "Снаружи упражняй руки, глаза, тело и стойки, а внутри тренируй очищенный дух, ци, силу – цзинь и мастерство – гунфу". Поэтому даже простая разминка в ушу требует и правильного дыхания, и полной концентрации. Немаловажен и другой фактор, который значительно отличает ушу от всех остальных видов спорта и физической культуры: нельзя стать хорошим ушуистом, не зная философии и истории ушу, хотя и при этом можно быть спортсменом и успешно выступать на соревнованиях по ушу.

Разминка в ушу должна включать упражнения общефизической специальной подготовки, а также базовые упражнения цзибэньгун. Цзибэньгун можно практиковать и отдельно в качестве утренней зарядки, так как эти упражнения не только разогревают основные группы мышц, связки, но и вырабатывают характерную для ушу культуру движений. В тренировку необходимо включать базовые упражнения для отработки гибкости, скорости, силы, прыгучести, равновесия и т. д. одно и тоже упражнение, выполняемое по‑разному, может быть полезно сразу в несколько аспектах. Например, глубокие прогибы назад в пояснице вырабатывают гибкость, но если наклоны назад делать с максимальной скоростью, это благотворно влияет на скоростно‑силовые качества.

Одним из основных тренировочных методов в ушу можно считать метод многократных повторений. Он базируется на том, что ушуист должен повторить одно и то же движение или связку несколько раз. При этом необходимо стабильно сохранять качество движений и скорость. Таким образом отрабатываются базовые движения руками (чунцюань, туйчжан, лянчжан, цзяцюань), ногами (таньтуй, дэнтуй, чуайтуй, махи), прыжки, передвижения, акробатические элементы, а также различные цзибэньгун и цзухэляньси. Такой тип тренировки прежде всего вырабатывает выносливость и высокое мастерство в технических действиях. В каждом упражнении обычно используется по 2–5 подходов с небольшим отдыхом между ними или сменой стороны (удары правой рукой – левой рукой, связка влево, – связка вправо и т. п.).

Обратите внимание на то, что каждое движение должно выполняться в соответствии с техническими требованиями, удары не должны быть смазанными, стойки – неустойчивыми.

Сколько раз необходимо выполнять то или иное упражнение?

Это зависит от индивидуальной подготовки, например, количество ударов руками варьируется от 10 до 100 в каждом подходе, махов ногами – от 10 до 50 и т. д. Стабильность упражнений – это не только четкое выполнение удара или связки в течение одной тренировки или одного подхода, но и в течение нескольких дней. Известно, что мышечное утомление может накапливаться. В этом случае злоупотребление многократными повторениями может иметь противоположный эффект – движения становятся вялыми, неточными, наступает общее переутомление. Поэтому всегда полезно, следя за своим самочувствием, составлять индивидуальный график нагрузок.

Другой тренировочный метод – промежуточный, в котором в качестве основных этапов тренировки используются отрезки таолу. Например, ушуист с большой скоростью выполняет первый и второй отрезки таолу, затем восстанавливает дыхание и пульс. После того, как пульс достигнет 120–190 уд/мин, можно переходить к выполнению третьего и четвертого отрезков и т. д. После выполнения двух заключительных частей, весь процесс начинается снова.

Еще один метод тренировки – вариационный. Он основан на изменении основных характеристик и параметров базовых упражнений и комплексов. Например, передвижения в стойках отрабатываются в более медленном темпе, чем это требуется по нормативам. Можно в каждой позиции задерживаться на несколько минут. Для улучшения скоростных и силовых качеств, выносливости можно заметно ускорить темп тао. Это способствует развитию и более точной координации движений.

В упражнениях с оружием можно использовать более тяжелое оружие, например, вместо палки взять в руки тяжелый посох.

К вариационному методу относится и выполнение ударов с динамическим напряжением, что является одним из видов специальной силовой подготовки ушу. Вариационный метод обычно сочетается с методом многократных повторений. Например, первые десять раз удар чунцюань выполняется медленно с проработкой траектории удара, вторые 10 раз – с обычной скоростью, затем – с выбросом силы, с динамическим напряжением и т. д. Так же можно выполнять и связки. При этом необходимо в конце тренировки по вариационному методу выполнить технические действия в соответствии с обычными требованиями, чтобы не закреплять неправильный стереотип движений.

Ушу – вид восточных единоборств с определенной динамикой движений, которая определяется помимо прочих факторов и особым характерным строением мышц, поэтому в процесс тренировок и включается такой раздел, как специальная физическая подготовка (СФП). Такие упражнения точно рассчитываются, чтобы не повредить ни скорости удара, ни четкости и стабильности передвижений, ни гибкости. Случается и другая крайность – нередко можно слышать мнение, что физическая подготовка вообще не важна в ушу. В качестве контраргумента можно привести методы тренировки шаолиньских монахов – до сих пор в галерее Шаолиньского монастыря стоят деревянные скульптуры, воспроизводящие монахов, работающих с отягощениями – каменными прямоугольниками с продетыми в них палками. В современном ушу применяется и особого рода кроссовая подготовка, и выполнение движений с небольшими отягощениями на руках и ногах, утяжеленными поясами, прыжки со сдерживающими резиновыми бинтами.

На начальном этапе отработка базовых упражнений, особенно махов ногами, стоек, ударов, прыжков, должна занимать практически весь период тренировки. При наработке гибкости и усвоении общей культуры движений можно постепенно переходить к отработке связок, а затем и к таолу. Таолу является пиковой частью тренировки и в зависимости от подготовленности может занимать от 25 до 75 процентов времени. К парным упражнениям приступают после тщательного освоения цзибэньгун и цзибэнь дунцзо, а также овладения основными принципами, и не следует перегружать тренировку базо‑парными упражнениями. Они требуют хорошего внимания, т. е. даже при незначительной усталости резко повышается риск получить или нанести травму партнеру. Во время тренировки полезно сделать два‑три коротких перерыва на 10 минут, часть времени посвятив дыхательным упражнениям. В конце тренировки можно выполнить комплекс тайцзицюань или цигун для расслабления и быстрого восстановления сил. В течение часа после тренировки не следует принимать пищу или пить жидкость, если этого не предусматривает специальный предсоревновательный режим.

Тренироваться лучше всего “три раза в день. Утренняя тренировка должна начинаться с дыхательных упражнений, затем – разогревающие и цзибэньгун, после чего идет основная часть.

Утром выполняются упражнения на гибкость, а также прорабатываются разученные накануне связки, движения или комплексы. Упражнениями на силу организм перегружать не стоит.

По времени утренняя тренировка должна занимать до 40 минут до 2‑х часов. Даже если вы торопитесь на работу, в школу или институт, не поленитесь сделать хотя бы короткую разминку.

По китайским представлениям утренние часы (от 5 до 8 часов) – самые ценные и могут даже заменить дневную тренировку.

Основная нагрузка в тренировочном процессе приходится на дневную или вечернюю тренировку (но это не относится к спортсменам – у них свой режим). В зависимости от вашей занятости она может проводиться с 15 до 20 часов и занимать 1.5–3 часа. Именно в это# время разучиваются новые упражнения и выполняются наиболее сложные приемы. Перед сном занимающемуся ушу полезно выполнить комплекс тайцзицюань или цигун.

 

 

 

Отработка техники

 

Изучение базовой техники "длинного кулака" строится на отработке стоек и передвижений (буфа), движений руками (шоуфа), движений ногами (туйфа), движении телом (шэньфа) и движений глазами, что связано со способами концентрации внимания (яньфа). Чтобы совместить эти пять компонентов воедино стиль "длинного кулака" включает ряд базовых упражнений (цзибэньгун), представляющих собой специфический комплекс разминки.

 

 

БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (цзибэньгун)

1. Одиночное вращение в плечевом суставе (даньцзянь жаохуань). Левая нога согнута в колене (на эту ногу приходится 70 процентов тяжести тела), правая полностью выпрямлена, носки ног параллельны друг другу. Левая рука опирается на левое колено, правая совершает широкое вращение по кругу в вертикальной плоскости с плавным ускорением. Плечо должно быть расслаблено, рука полностью выпрямлена (рис. 1 а, б).

 

 

2. Парное вращение в плечевых суставах (шуанцзянь жаохуань). Ноги на ширине плеч, руки находятся с левой стороны. Правая рука вытянута полностью, ладонь левой руки находится у локтевого сгиба правой, пальцами вверх. Обе руки описывают полный круг, взглядом следить за их движением (рис. 2 а, б).

 

 

3. Прямой наклон к ноге (чжэнъятуй). Положить ногу на опору, находящуюся на уровне пояса, носок ноги на себя. Носок опорной ноги направлен строго вперед, его не следует разворачивать наружу. Обе ноги полностью выпрямлены. Наклоны грудью к вытянутой ноге, подбородком тянуться к носку.

Руками обхватить голень вытянутой ноги (рис. 3).

4. Боковой наклон к ноге (цэятуй). Встать боком к опоре и положить на нее ногу (на уровне пояса). Носок поднятой ноги направлен вверх, носок опорной ноги развернут наружу.

Наклоны к поднятой ноге. Одной рукой захватить носок ноги, ладонь другой находится у противоположной стороны груди (рис. 4).

(Вариант – рукой можно обхватить ногу снаружи и при наклонах подтягивать корпус к ноге.)

5. Задний наклон к ноге (хоуятуй). Встать спиной к опоре, положить на нее ногу (ногу в колене не сгибать), руки на поясе. Наклоны назад (рис. 5).

Упражнения 1–5 следует делать 10 раз по три подхода (10х3).

 

 

Перед выполнением упр. 3–5 после того, как вы приняли исходную позицию, необходимо расслабить мышцы поднятой ноги и сделать легкое вращательное движение тазом. Даже при хорошей физической подготовке амплитуду при наклонах следует увеличивать постепенно. Наклоны делать плавно, без рывков, на выдохе, сосредоточив внимание на растягиваемых мышцах и сухожилиях. Мысленно представляйте, как потоки энергии ци, "омывая" мышцы, разогревают их.

6. Прямой мах ногой (чжэнтитуй). Ноги вместе, спина прямая, руки в стороны, ладони развернуты вбок. Сохраняя спину абсолютно прямой, поочередно делать быстрые махи ногами вперед‑в верх (рис. 6).

7. Диагональный мах ногой (кэтитуй). Исходная позиция аналогична упр. 6. Быстрые махи ногой по диагонали (например, носок левой ноги идет к правому плечу) (рис. 7). Это упра жнение можно чередовать с предыдущим.

8. Боковой мах ногой (сетитуй). Исходная позиция аналогична упр. 6. Правой ногой сделать полшага вперед, носок ноги развернут наружу. Мах левой ногой через сторону вверх, ладонь левой руки – у правой стороны груди (рис. 8). При махе тело немного разворачивается вправо. Поменять ногу.

 

 

9. Круговой мах ногой наружу (вайбайгуй). Исходная позиция аналогична упр. 6. Правой ногой сделать полшага вперед левая нога описывает круг перед телом изнутри наружу (рис. 9 а, б), в верхней точке траектории можно производить хлопок ребром стопы по ладони левой руки. В этом случае движение называется "хлопающий мах наружу" (пай вайбайтуй).

 

 

10. Круговой мах ногой внутрь (лихэтуй). Движение аналогично предыдущему, однако круг описывается ногой внутрь. Может производиться без хлопка или с хлопком о разноименную руку (рис. 10 а, б).

 

 

Упражнения 6–10 следует выполнять 10 раз по 2 подхода (10х2). Они рассматриваются в ушу и как разминочные, и как составные части комплексов – тао. Могут выполняться стоя на месте и в передвижениях. Их можно чередовать, но ни в коем случае нельзя начинать с резких высоких махов, амплитуду набирать очень плавно.

11. Задний мах ногой (хойтитуй). Держась руками за параллельный полу брус, сделать мах ногой назад, оттянув стопу и прогнувшись корпусом назад (рис. 11) (10x3).

12. Из нижней позиции – правая нога полностью согнута в колене (колено развернуто наружу), левая вытянута в сторону. Тяжесть тела – на правой ноге, обе стопы полностью стоят на земле (рис. 12). Пружинистые приседания с наклоном корпуса к вытянутой ноге. Затем поставить левую вытянутую ногу на пятку и продолжать выполнять пружинистые приседания (10х3). Поменять ноги.

13. Прямой наклон к ноге в нижней позиции. Руками обхватить носок ноги. Наклоны грудью к вытянутой ноге, подбородком тянуться к носку ноги (рис. 13) (10х3).

 

 

14. "Ударить небо" (чуитянь пао). Стоя, пятки вместе, носки врозь. Наклоны грудью к левой ноге, обхватив руками ее голень. Правая нога при этом идет назад вверх (рис. 14), 10–15 раз. Амплитуду набирать постепенно, не доводя движение сразу до положения шпагата. Это упражнение способствует не только растяжке, но и вырабатывает равновесие.

15. Вращение поясницей (шуайяо – "полоскать поясницу"). Выполнять широкие вращательные движения верхней частью туловища (рис. 15 а, б), 10–15 раз в каждую сторону.

 

 

16. Мост (цяосин). Гимнастический мост. Отжимания на руках – 10–15 раз. При крепких руках можно выполнять отжимания на пальцах.

17. "Прогнувшись в пояснице, снять золоченую шапку" (цзыцзиньгуань сяяо). Из положения стоя прогнуться назад, обхватив рукой голеностопный сустав, подтягивать ногу к голове (рис. 16) (10x3). Вначале при выполнении этого упражнения можно держаться рукой за опору. Амплитуду набирать плавно.

 

 

Упражнения 15–17 разрабатывают гибкость и подвижность поясницы.

В ушу существуют правила: "Все движения направляются поясницей. Руки и ноги слуги, а поясница – хозяин".

 

 

СТОЙКИ (бусин)

"Прежде научись правильно стоять, а лишь затем учись ходить," – говорят в Китае. Поэтому прежде всего надо познакомиться с тем, что справедливо называют "фундаментом ушу" – стойками. "Бу" – в переводе означает "стойка" или "шаг".

Именно в этом и заключается характерная особенность стоек – это не статичные позиции, но особые шаги, в зависимости от ситуации отличающиеся по длине и по форме. Запомните: стойка – это прежде всего динамика. В обыденной жизни у человека лишь одна "стойка" – шаг вперед, как правило, всегда одинаковый по длине. В ушу, изучив "бусин" – формы стоек, вы значительно расширяете возможности своих передвижений.

Стоек в ушу – несколько десятков. Например, "стойка единорога" (цилинбу) – в стиле богомола, "стойка оседлавшего дракона" (цилунбу) – в южных стилях. Стойки из стиля чанцюань – наиболее распространенные, их можно встретить в сотнях стилей ушу.

Основные требования к выполнению стойки – устойчивость и возможность быстро перейти в другую стойку. Поэтому, изучая бусин, не забывайте проверить, насколько быстро и легко вы можете сменить позицию. Начинающие обычно "переходят" из стойки в стойку, опытные ушуисты – стремительно шагают с той же легкостью, как человек, идущий по улице.

Стойка отличается от понятия "позиция" или "форма" – ши.

Позиция – это сочетание стойки с положением рук, глаз и внутренним состоянием.

Отрабатывая стойки, держите руки, сжатыми в кулаки, у пояса. Перед отработкой необходимо провести комплекс разминки. На рисунках непрерывной линией показано движение правой ноги и правой руки, пунктирной – левой ногой и левой рукой.

Мабу (стойка лошади). Расставьте ноги приблизительно на ширину четырех ступней, носки направлены строго вперед, ступни параллельны друг другу. Затем согните ноги в коленях так, чтобы бедра стали параллельны полу. Колени не выходят за уровень носков ступней. Центр тяжести находится посредине линии, соединяющей центры ступней. Руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. Грудь немного подайте вперед, живот втянут, спина прямая, позвоночник перпендикулярен полу, колени развернуты наружу (рис. 1).

Мабу является важнейшей стокой в ушу и используется не только для выполнения технических действий, но и для увеличения силы ног, отработки дыхания, концентрации, регуляции работы внутренних органов. Для этого применяется продолжительное стояние в мабу (мабу чжаньчжуан):

– приняв позицию мабу, немного подожмите пальцы ног, как бы "захватив землю" (при этом активизируется точка "юнцюань" в центре стопы). Руки поместите перед грудью, сложив ладони вместе пальцами вверх в жесте традиционного китайского приветствия. Взгляд либо сосредоточьте на ладонях, либо устремите вперед "сквозь" все предметы;

– расслабьте все мышцы, непосредственно не принимающие участия в работе. Снимайте напряжение, проводя мысленным взглядом линию от макушки головы через шею, плечи, руки, грудь, живот, поясницу, бедра, голени, ступни;

– сосредоточьте внимание в точке даньтянь. Дышите брюшным дыханием естественно, не напрягая грудь, медленно, спокойно – вашего дыхания не должно быть слышно. Через некоторое время занятий это позволит вам "посредством воли проводить энергию ци", т. е. по вашему желанию пускать ци в любую часть тела или в движение. Представляйте, что вдыхаемый через нос теплый воздух, медленно опускаясь, доходит до даньтянь, затем вдоль позвоночника поднимается вверх на выдохе;

– перенесите свое внимание на руки, представив, что между ладонями находится тончайший лист бумаги. Энергия ци должна циркулировать по кругу слева‑направо через руки, вызывая легкое покалывание и чувство тепла в ладонях. Это улучшает Чувствительность рук;

– не переводя взгляда, последовательно сконцентрируйте внимание на точках, находящихся от вас под углом 45, 90, 120 градусов влево, вправо и сзади. Это упражнение, называющееся "смотреть в восемь направлений", при регулярных занятиях позволяет чувствовать противника, не видя его, и значительно улучшает ориентацию в пространстве.

Начинающие должны заниматься упражнением мабу чжаньчжуан не менее одной минуты утром, вечером и несколько раз в течение тренировок. Среднее время нахождения в мабу – 3–5 минут.

Гунюу (стойка лука). Сделайте шаг вперед левой ногой, расстояние между ступнями приблизительно равно длине пяти ступней. Носки чуть повернуты вовнутрь, ступни параллельны друг другу. Бедро левой ноги параллельно полу, правая нога полностью выпрямлена. Носок передней ноги находится на одной линии с пяткой задней ноги. Корпус немного наклоните вперед, чтобы он являлся как бы продолжением ноги (рис. 2).

Сюйбу (пустая стойка). Сделайте небольшой шаг вперед левой ногой. Стопа задней ноги развернута наружу под углом 45 градусов, вся тяжесть тела приходится на правую ногу. Левая нога стоит на носке, ее колено чуть повернуто внутрь. Спина прямая, корпус в пояснице наклонен немного вперед (рис. 3).

 

 

Эта стойка может быть несколько трудна для начинающих, так как требует сильных ног и хорошего равновесия. Она очень эффективна при отходах, ударах передней ногой и уходах с блоком и разрывом дистанции.

Пубу (вспомогательная стойка). Широко расставьте ноги. Полностью согните правую ногу, перенесите на нее центр тяжести, колено развернуть наружу. Левая нога выпрямлена, ступня повернута внутрь. Обе ступни полностью плотно стоят на полу (рис. 4).

Эта стойка используется для низких уходов и при прыжках в нижнюю позицию.

Себу (скрученная стойка). Скрестите обе ноги – левую перед правой, носок левой ноги разверните наружу. Сядьте на ноги так, чтобы бедро правой ноги касалось подколенного сгиба левой. Ступня правой ноги стоит на носке (рис. 5).

Эта стойка может быть как высокой, так и низкой (на рисунке – низкая) и употребляется для быстрых уходов с резким изменением уровня и при низкой атаке.

Цзопань (сидеть на ногах). Скрестите ноги, так же как в предыдущей позиции, но правая нога полностью лежит на полу, касаясь его всей поверхностью голени (рис. 6). Стойка употребляется так же, как и себу. Она хорошо разрабатывает подвижность тазобедренных суставов и вестибулярный аппарат.

 

 

Динбу (стойка циклического знака). Обе ноги немного согнуты в коленях, корпус прямой. Стопа правой ноги полностью стоит на земле, левая нога касается земли кончиками пальцев. Центр тяжести – на правой ноге. Носок левой ноги расположен у центра правой стопы (рис. 7). Вариант: ступни располагаются в форме буквы "Т" – это "динцзы бу" ("Т‑образная стойка") (рис. 8).

Эта стойка является базовой промежуточной стойкой при переходах с блоком.

Чабу (скрестная стойка). Скрестите обе ноги, носок передней ноги развернут наружу под углом 45 градусов. Передняя нога чуть согнута в колене, стопа полностью стоит на полу. Задняя нога выпрямлена, пятка не касается пола, носок смотрит вперед (рис. 9).

Стойка используется при быстрых переходах и отходах назад и как подготовительная позиция для входа в наиболее устойчивую стойку – мабу или гунбу.

Баньмабу (половинная мабу). Из стойки мабу разверните носок левой ноги влеово под углом 90 градусов. Корпус также немного разверните влево (рис. 10).

Благодаря своей устойчивости стойка применяется при уходах с блоками и часто встречается в древних стилях ушу, например в шаолиньцюань.

 

 

Хэнданбу (поперечная стойка). Ноги расставлены на ширину стойки гунбу, ступни параллельны друг другу, корпус развернут вперед, одна нога согнута в колене, другая выпрямлена (рис. 11).

Стойка обычно употребляется, для фронтальной атаки и защиты.

Бинбу (стойка ноги вместе). Пятки соприкасаются друг с другом, носки врозь под углом 45 градусов от центральной линии. Колени чуть согнуты, плечи опущены, голова расположена прямо вертикально. Руки, сжатые в кулаки, у пояса (рис. 12).

Эта стойка обычно используется в ритуале приветствия, а также как конечная и начальная позиция в комплексах. Встав в бинбу, следует успокоить мысли, наладить дыхание, сконцентрироваться на точке даньтянь.

Дули бу (стойка на одной ноге) или тиси (подъем колена). Правая нога плотно стоит на полу, колено чуть согнуто. Левая нога согнута в колене и поднята таким образом, что колено находится выше уровня живота. Голень левой ноги немного повернута внутрь (рис. 13).

Дули бу – одна из самых эффективных стоек в ушу, которая позволяет атаковать из верхней позиции и убирать ногу от подсечки. Особое внимание следует обратить на устойчивость, которая обеспечивается за счет немного согнутого колена опорной ноги, прямой спины и так называемого верхнего дыхания, производимого одновременно животом и грудью.

 

 

Отработка стоек

Существует два типа отработки стоек. Первый – долгое (до 3–5 минут) нахождение в позиции. Второй – быстрые переходы из одной стойки в другую при сохранении равновесия и правильности позиции. Можно применять следующие базовые упражнения.

1. Мабу – гунбу – пубу. Встав в мабу, руки сжаты в кулаки у пояса, стремительно повернитесь в левую гунбу. При повороте передвиньте носок левой ноги чуть влево. Затем согните левую ногу и перейдите в пубу, смотрите влево. Уход должен быть таким быстрым, будто над вашей головой махнули мечом.

Встаньте в мабу и повторите ту же комбинацию вправо. Взгляд при поворотах на долю секунды опережает движение.

2. Гунбу – гунбу. Это основной тип переходов вперед и назад. Встав в левую гунбу, приставьте правую ногу к левой (стойка динбу), затем по дуге поставьте правую ногу вперед.

Так же осуществляется шаг назад. Следите за тем, чтобы поясница и голова во время переходов оставались на том же уровне.

3. Пубу – пубу. Примите левую пубу (голову повернуть вперед). Сделав небольшой прыжок вверх, согните левую ногу и выбросите в сторону правую – вы перешли в правую пубу.

При этом можно двигаться по залу вперед.

4. Цзопань – цзопань. Сядьте в левую цзопань (левая нога впереди), сделайте быстрый поворот вправо и перейдите в правую цзопань. Если вначале это упражнение окажется трудным, между стойками можно принимать промежуточную – мабу.

Это упражнение быстро и эффективно обеспечивает подвижность тазобедренных суставов, препятствует отложению солей.

5. Чабу – гунбу – пубу – тиси. Поставьте ноги на ширину плеч (стойка чайлибу), шагните правой ногой за левую (чабу), вытяните левую руку влево ладонью вверх, правая рука ладонью вверх – у левого плеча (рис. 14, а). Разверните корпус назад вправо, приняв правую гунбу. Вместе с вращением тела по широкой дуге идут ладони, совершая рубящее движение (рис. 14, б). Не останавливая вращения, плавно перейдите в левую гунбу. Левая рука по дуге идет к середине голени, правая кисть плотно собранными в щепоть пальцами как бы образует крюк (гоу) (рис. 14, в.) Продолжая движение, Продолжая движение, не приставая, сделайте шаг вперед правой ногой, затем, выпрямив ее поднимите левое колено (тиси).

Левая рука при этом сначала скользит вдоль ноги, затем в крюке идет назад, правая рука толкает вперед (рис. 14,г,д.) (Это упражнение называется "желтый дракон выныривает из морской глубины".)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: