Стимуляции работоспособности спортсменов




 

Внастоящее время хорошо известно, что процессы восстановления работоспособности протекают по типу постепенно затухающей синусоидальной кривой, когда фазы ее прироста выше исходного уровня (суперкомпенсаторные фазы) чередуются с фазами повторного снижения (пессимальные фазы).

Если бы после тренировочной работы функциональное состояние организма спортсмена всего лишь возвращалось к исходному уровню, исчезла бы возможность его совершенствования в избранном направлении путем целенаправленной тренировки (Г.В. Фольборт, 1952; Ю.В. Верхошанский, 1988 и др.).

Прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что следовые реакции, наблюдающиеся в организме после отдельных тренировочных нагрузок и возникающие в восстанови­тельном периоде, не устраняются полностью, а сохраняются в функциональных системах организма спортсмена и служат основой адаптации к возрастающим физическим нагрузкам, то есть повышения тренированности. Напротив, согласно этой концепции повторные нагрузки в пессимальных фазах периода восстановления на фоне сниженного функционального потенциала служат предпосылкой развития хроничес­кого утомления и переутомления.

В настоящее время доказано, что восстановительные средства должны использоваться в полном соответствии с задачами и этапом тренировки, характером проведенной и предстоящей нагрузки. Далеко не всегда следует стремиться к искусственному ускорению восстановления, то есть к снятию следовых явлении физической нагрузки. Более того, специальными исследованиями (Ф.З. Меерсон, 1986; А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская, 1993) показано, что если ритм восстановления опережает ритм воздействия, и занятие проводится всегда на фоне отсутствия следовых явлений от предшествующего, то тренировочный эффект фактически не наступает. Если же нагрузки выполняются на фоне периодического неполного восстановления, то происходит более высокий рост тренированности.

Однако после так называемых ударных циклов тренировки, соревнований с многократными стартами необходима компенсация в виде снижения нагрузки, увеличения интервалов отдыха и использования специальных средств и методов для обеспечения полноценного восстановления. В противном случае физиологическое утомление может перейти в переутомление и перенапряжение, ухудшится адаптация к нагрузкам, снизится работоспособность и т.д.

По данным ряда авторов (А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко, 1984; В.М. Волков, 1994) при применении разнообразных средств восстановления можно тренировочные нагрузки в недельном цикле увеличить на 15-35% по сравнению с таковыми без использования средств восстановления. Но применение средств восстановления вовсе не безобидная процедура, способная только снизить утомление, ускорить протекание восстанови­тельных процессов. Она является дополнительной нагрузкой, при превышении меры которой может иметь место обратное действие - увеличение утомления, снижение работоспособности, нарушение протекания восстановительных и приспособительных процессов и другие неблагоприятные последствия.

Следует отметить, что только научно обоснованное использование различных восстановительных средств, тесно связанное со спецификой тренировочного процесса, позволяет существенно повысить его качество, избежать перегрузок, не допустить переутомления и перетренированности.

Нерациональное же, чрезмерное, применение средств восстановления на фоне методически неправильного планирования учебно-тренировочного процесса не только может нанести вред здоровью спортсменов, но и привести к дискредитации самой идеи использования этих средств.

Таким образом, очевидно, что система подготовки спортсменов ставит в один ряд как собственно тренировочный процесс, так и восстановление спортсмена после тренировки, так как расширение физиологических резервов, повышение работоспособности, профилактика переутомления и перенапряжения зависят не только от характера и величины нагрузок, но и от процессов последующего своевременного и эффективного восстановления. Поэтому спортивную тренировку, соревновательную деятельность и восстановительные мероприятия большинство специалистов спорта рассматривают как единый процесс спортивной подготовки

В педагогическом плане особое значение приобретают такие факторы, как правильное сочетание нагрузки и восстановительных мероприятий в микро-, мезо- и макроциклах в процессе многолетней подготовки спортсменов, введение специальных восстановительных циклов, дней профилактического отдыха, разнообразие условий занятий, волнообразность и вариативность занятий. Поэтому при разработке любых тренировочных программ и планов тренер должен постоянно стремиться к строго сбалансированной системе тренировочных (и соревновательных) нагрузок и средств восстановления и стимуляции работоспособности. Именно такой подход позволяет индивидуализировать тренировочный процесс.

При планировании учебно-тренировочных сборов, круглогодичной и многолетней подготовки спортсменов восстановительные мероприятия органически включаются в планы подготовки. В настоящее время стоит вопрос о том, чтобы ни один план подготовки спортсменов не утверждался руководящими организациями, если он не включает комплекса восстановительных мероприятий. При этом восстановление рассматри­вается как фактор, позволяющий оптимизировать долговременную адаптацию к физическим нагрузкам, то есть повысить тренированность организма спортсмена, а не только как процесс возвращения функций к исходному или близкому к нему уровню.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: