Требования к уровню подготовки учащихся. По биологии




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

Класс

Учитель: Горбунова Е.В.

Учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».(приказ Министерства образования РФ№1089 от 05.03.2004 года) Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Образовательнаяпрограмма составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой. (сб. программ по биологии,(Природоведение. Биология. Экология. 5-11 класс) М., изд. Центр «Вентана-Граф», 2010г 84 с) (10 класс -34 часа-1 урок в неделю, 11 класс- 34 часа-1 час в неделю) Программа И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова «Биология. Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: «Биология. Базовый уровень.». Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова Москва. Изд. «Вентана-Граф», 2012 года.

Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Вентана-Граф, 2010 г.).

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.

Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:

  • 10 класс: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10).
  • 11 класс: «Биология. Базовый уровень». 11 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2010, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень Рабочая тетрадь Класс: 11).

Тематический план 10 класс

№ п/п Номер и название темы Количество часов Практическая часть
I Введение в курс общебиологических явлений    
1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.    
1.2. Биологическая наука.    
II Биосферный уровень организации жизни    
2.1. Учение о биосфере.   Л. р№1
2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле.    
2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле.    
2.4. Биосфера – живая оболочка Земли.    
III Биогеоценотический уровень организации жизни    
3.1. Понятие и структура биогеоценоза.    
3.2. Взаимоотношения в биогеоценозе.   Л.р. №2
3.3. Динамика природных сообществ.    
3.4. Типы биогеоценозов.    
3.5. Взаимосвязь природы и общества.    
IV Популяционно-видовой уровень организации жизни    
4.1. Вид, его понятие, способы образования и значение многообразия.   Л.р. №3..
4.2. Человек как вид.    
4.3. Эволюция видов.    
4.4. Сохранение видового разнообразия.    
    34 часа  

 

Тематический план 11 класс

№ п/п Номер и название темы Количество часов Практическая часть
I Организменный уровень организации жизни   Л.р. №1.
II Клеточный уровень организации жизни   Л.р. №2
III Молекулярный уровень проявления жизни    
IV Заключение    
    Итого: 34 часа  

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;
  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
  • причины и результаты эволюции;
  • законы наследственности;
  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
  • деление клетки;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
  • обмен веществ и превращение энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
  • особенности строения и функционирования вирусов;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАССА

№ урока п/п Кол-во часов Тема урока Тип учебного занятия Методы Формы Планируемые результаты Оборудование Вид контроля Домашнее задание
ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов
1. 1. Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе» урок изучения нового материала словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные познакомить с содержанием и построением курса общей биологии таблицы по общей биологии самоконтроль §1
2. 2. Основные свойства жизни комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные охарактеризовать свойства живой материи таблицы по общей биологии самоконтроль §2
3. 3. Структурные уровни организации жизни лекция словесно-наглядные групповые, индивидуальные охарактеризовать структурные уровни организации живого таблицы по общей биологии самоконтроль §3
4. 4. Значение биологических знаний комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные групповые, индивидуальные показать основные области применения биологических знаний таблицы по общей биологии контроль §4
5. 5. Методы биологических исследований комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные групповые, индивидуальные Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии таблицы по общей биологии контроль §5, стр.18 вопросы
6. 6. Живой мир и культура. Семинарское занятие урок проверки и оценки знаний частично - поисковые групповые, индивидуальные проверка и оценка усвоения полученных знаний таблицы по общей биологии самоконтроль §6, стр.24. задания письменно
ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни; 9 часов
7. 1. Учение о биосфере. урок изучения нового материала словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского таблицы по общей биологии контроль §7
8. 2. Происхождение вещества комбинированный словесно-наглядные групповые, индивидуальные раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы таблицы по общей биологии контроль §8
9. 3. Биологическая эволюция в развитии биосферы комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные раскрыть функции живых организмов в биосфере таблицы по общей биологии контроль §9
10. 4. Биосфера как глобальная экосистема комбинированный словесно-наглядные, частично - поисковые групповые, индивидуальные раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере таблицы по общей биологии контроль §10
11. 5. Круговорот веществ в природе комбинированный словесно-наглядные, частично - поисковые групповые, индивидуальные Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема таблицы по общей биологии самоконтроль §11
12. 6. Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха» комбинированный словесно-наглядные, частично - поисковые групповые, индивидуальные Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека таблицы по общей биологии взаимоконтроль §12
13. 7. Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле комбинированный словесно-наглядные групповые, индивидуальные раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни таблицы по общей биологии контроль §13
14. 8. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы таблицы по общей биологии контроль §14
15. 9. Экологические факторы и их значение урок проверки и оценки знаний частично - поисковые групповые, индивидуальные проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу таблицы по общей биологии контроль §15 стр.73 вопросы и задания
ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни; 8 часов
16. 1. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни урок изучения нового материала словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные раскрыть сущность понятия биогеоценоза таблицы по общей биологии контроль §16
17. 2. Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема» таблицы по общей биологии контроль §17
18. 3. Строение и свойства биогеоценоза комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза таблицы по общей биологии контроль §18
19. 4. Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные показать многообразие связей в биогеоценозе таблицы по общей биологии контроль §19
20. 5. Причины устойчивости биогеоценозов комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме таблицы по общей биологии контроль §20
21. 6. Зарождение и смена биогеоценозов комбинированный словесно-наглядные, частично - поисковые групповые, индивидуальные раскрыть понятие сукцессий таблицы по общей биологии самоконтроль §21
22. 7. Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов таблицы по общей биологии само-контроль §22
23. 8. Экологические законы природопользования комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные Законы природопользования таблицы по общей биологии само-контроль §23 стр.126 вопросы и задания
ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни; 11 часа
24. 1. Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» урок изучения нового материала словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии коллекции насекомых и гербарии растений само-контроль §24
25. 2. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции таблицы по общей биологии само-контроль §25
26. 3. Популяция как основная единица эволюции комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные раскрыть сущность популяции как единицы эволюции таблицы по общей биологии само-контроль §26
27. 4. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле комбинированный словесно-наглядные групповые, индивидуальные определить видообразование, познакомить со способами видообразования таблицы по общей биологии контроль §27
28. 5. Этапы происхождения человека комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные ознакомить с этапами эволюции человека таблицы по общей биологии само-контроль §28
29. 6. Человек как уникальный вид живой природы комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные познакомить с положением человека в системе живых организмов таблицы по общей биологии само-контроль §29
30. 7. История развития эволюционных идей комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни таблицы по общей биологии контроль §30
31. 8. Современное учение об эволюции комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные определение синтетической теории эволюции органического мира таблицы по общей биологии контроль §31
32. 9. Результаты эволюции и ее основные закономерности       Биологический прогресс и регресс таблицы по общей биологии контроль §32
33. 10. Основные направления эволюции комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация таблицы по общей биологии контроль §33
34. 11. Особенности популяционно-видового уровня жизни комбинированный словесно-наглядные, репродуктивные групповые, индивидуальные Особенности популяционно-видового уровня жизни таблицы по общей биологии контроль §34

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: