Практическое занятие по ТиМФК
Физическое воспитание студенческой молодежи
Задание. Составить программу двигательной активности для студентов (необходимый объем двигательной активности студенческие молодежи 10-14 часов в неделю) и разработать карту двигательного режима на неделю по следующей форме.
Карта-схема
двигательной активности студентов
Разработал студент ПОфк/б-17-1о гр.
ФИО: Дзёнь В.В.
№ п/п | Форма и вид двигательной активности | Дни недели | Общее время (часы) | ||||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вскр. | |||
Утренняя гимнастика | 1ч. 10 мин. | ||||||||
Учебные занятия по физической культуре | |||||||||
Динамическая пауза после занятий | 1ч. 10 мин. | ||||||||
Зрительная, дыхательная гимнастика | 1ч. 10 мин | ||||||||
Индивидуальная работа по физическому развитию | |||||||||
Прогулка с включением подвижных игр | 3.5 | ||||||||
Итого (часы): | 2.5 | 1.5 | 2.5 | 1.5 |
Практическое занятие по ТиМЮС
Физическая культура как общественное явление.
Ее социальные функции и формы
Задание1.Раскройте социальные формы и функции физической культуры.
Социальные функции физической культуры
Физическое состояние людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Выделяют такие социальные потребности занятий физическими упражнениями, т.е. физическим совершенствованием:
o стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения);
o стремление достичь высоких личных результатов в спорте;
o желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.
С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к привычным ее формам. В тоже время глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.
Как социальное явление физическую культуру выражают специфические функции, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Им выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):
1. Общее развитие и укрепление организма.
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.
3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Социальные формы физической культуры
Под формами подразумевают виды и разновидности физической культуры.
ü Видами называют более крупные сочетания элементов ФК;
ü разновидностями - менее крупные формы (военно-прикладная).
Функции связаны с формами физической культуры, на основе которых они проявляются. Их всегда нужно рассматривать в неразрывной связи, т.к. формы и функции не существуют изолировано друг от друга. Вся совокупность видов и разновидностей характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления.
В зависимости от цели использования ФК можно определить ее основные направления:
- общеподготовительное (оздоровительное) направление;
- специализированное (спортивное, лечебное, профессионально-прикладное) направление.
Основными формами физической культуры являются:
- Базовая.
- Спорт.
- Профессионально-прикладная.
- Оздоровительно-реабилитационная.
- Фоновая.
Базовая физическая культура. Цель - формирование основного фонда двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (ОФП). Это основной вид физической культуры. Ведущая разновидность - школьная ФК. Она обеспечивает достижение среднего общественно необходимого уровня физического развития и физической подготовленности.
Спорт. Цель: достижение возможно высокого результата в принятых критериях времени, расстояния, веса, в баллах и др. Разновидности: массовый (любительский) спорт и спорт высших достижений (профессиональный).
Любительский спорт обеспечивает достижения массового уровня. Профессиональный спорт доступен небольшой части людей и обеспечивает движение высших показателей в данном виде спорта. Так, рекорд - эталон максимальных возможностей организма.
Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного освоения специальности (развитие профессиональных способностей), оптимизации профессиональной деятельности и ее воздействия на организм. Ее разновидности: собственно профессионально-прикладная и военно-прикладная. Формы организации на производстве: вводная гимнастика, физпауза, физминутка, реабилитационные упражнения, в армии - физическая подготовка.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура использует физические упражнения как средство снятия патологии, восстановления работоспособности (ЛФК). Другая разновидность - спортивно-реабилитационная - средство восстановления временного снижения работоспособности или последствий травм.
Фоновая физическая культура относится к первому направлению.
· Разновидности: гигиеническая, кондиционная тренировки.
· Формы организации: утренняя гигиеническая зарядка, прогулки и игры в режиме дня, рекреативные в режиме расширенного отдыха трудящихся (туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения), группы общей физической подготовки, клубы по интересам и т.п.
· Компонент здорового образа жизни.
В концепции развития физической культуры определено:
- формировать потребности людей в физическом совершенствовании. (С раннего возраста в дошкольных учреждениях должен быть руководитель физического воспитания. С учащимися увеличить объем внеучебной работы, с трудящимися развивать прогрессивные формы занятий - семейные и др. до 5-6 часов в неделю);
- повысить эффективность занятий (гуманизация с учетом индивидуальных способностей);
- совершенствовать управление физическим воспитанием (разграничить управление массовым спортом, с одной стороны, и спортом высших достижений, с другой. Усилия, средства и базу добровольных спортивных обществ сосредоточить на развитии физической культуры и спорта);
- развитие материальной базы (привести в соответствие с нормативами);
- обеспечить повышение квалификации специалистов (улучшить подготовку кадров, повышение квалификации проводить в течение 5 лет);
- содействовать развитию науки (прикладные и фундаментальные исследования);
- улучшить пропаганду физической культуры.
Задание 2. Охарактеризуйте альтернативные программы по ФВ в школе,их особенности.
Первая альтернативная программа - это «Программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей» (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000)
В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями:физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
1. Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга, а также в ней даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.
2. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).
3. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая альтернативная программа – это программа по физической культуре для учащихся средних и старших классов ( Афанасьев Ю.И., Кузнецов С.Л., Кутузова Т.Г.)
При анализе программы для средних классов, установили, что она в большей степени, чем программа для старшеклассников, ориентирована на формирование у ребенка представлений о здоровом образе жизни, на применение здоровьесберегающих технологий.
Программа исходит из того, что учащийся должен понимать и ценить свое здоровье и здоровье окружающих. Важно понимать значимость и ценность здоровья, понимать его признаки и критерии, а также признаки, указывающие на возможные нарушения. Ребенок должен понимать суть оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В основе такого отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих лежит установка на здоровый образ жизни, а также потребность в самооценке здоровья. Направленность здоровьесберегающих технологий заключается именно в том, чтобы сформировать у учащегося базовую потребность в сохранении здоровья. Также задачей является понимание сути основных понятий, выработка элементарных знаний по поводу здорового образа жизни и основных факторов, оказывающих на него прямое или косвенное воздействие.
У ребенка школьного возраста появляется достаточно большой запас двигательных навыков, способность к самоконтролю, развитая пространственная ориентация, что позволяет существенно разнообразить набор гимнастических упражнений.
1. Упражнения в расслаблении достаточно сложно даются школьникам среднего школьного возраста, поэтому их чаще всего используют для снижения общей физической нагрузки в занятиях, восстановления координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе, и гладкой мускулатуры. Школьникам, обучающимся в старших классах эти упражнения полезны для расслабления, отстранения от умственной деятельности, психической релаксации.
2. Упражнения в растягивании – гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры и воздействием на степень эластичности тканей. Сюда относят активные движения грудной клеткой, конечностями, маховые движения, движения по большой амплитуде с булавами, палками и другими приспособлениями.
3. Упражнения дыхательные представляют собой дыхательные движения, которые изменяют ритм и глубину дыхания, регулируют частоту вдоха и выдоха. Облегчают и усиливают дыхание, увеличивают жизненную емкость легких.
4. Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении представляют собой гимнастические упражнения с произвольной изменяемой величиной мышечного напряжения.
5. Упражнения на координацию проводятся при сложном сочетании движений и регламентирующей их последовательности. Они используются для тренировки и восстановления дыхательных навыков, обеспечения регуляции движений.
6. Упражнения в равновесии представляют собой упражнения, направленные на регуляцию вестибулярного аппарата и тренировку позных реакций. Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге. Эти упражнения также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыков правильной осанки.
Ведущее место отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале занятия, если занятия были связаны с долгим сидением детей.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Третья альтернативная программа – это программа для старших классов «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М:Просвещение,2010)
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На уроках физической культуры в 10-11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего образования:
v содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
v содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
v формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
v расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
v дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
v формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функций отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
v закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
v формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
v дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Задание 3. Охарактеризуйте программы по ФВ в ДЮСШ (избранный вид спорта).
Возьмём в пример рабочую программу для ДЮСШ по футболу – Чертковскую ДЮСШ (2018-2018 учебный год) (https://dusport.ru/wpcontent/uploads/2016/05/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%83-%D0%9D%D0%9F-2.pdf )
В этой рабочей программе указана первым пунктом – рабочая записка. В этом пункте происходит перечисление официальных документов, на основании которых составляются планытренировочно-учебных занятий.
Основными задачами реализации Программы являются:
· формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
· формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
· выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Программа направлена на:
· отбор одаренных детей;
· создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
· формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
· подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
· подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
· организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Также в данной программе указываются требования к уровню освоения программы, к примеру:
К концу учебного года обучающиеся:
1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.
2. Знают и применяют основы атакующих и защитных действий.
3. Знают основные правила игры в футбол.
4. Применяют в практической игре: обманные движения и отбор мяча, групповые комбинации.
5. Выполняют простейшие комбинации в стандартных ситуациях.
6. Умеют оценивать свои игровые действия и др.
Разделы программы | Всего часов | |||||||||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая физическая подготовка | ||||||||||||
Специальная физическая подготовка | - | |||||||||||
Техническая подготовка | ||||||||||||
Тактическая подготовка | - | |||||||||||
Интегральная подготовка | - | |||||||||||
Психологическая подготовка | ||||||||||||
Игровая, соревновательная подготовка | - | |||||||||||
Медицинский осмотр | ||||||||||||
Контрольные испытания | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Всего |
Годовой учебный план из данной программы
Задание 4. Охарактеризуйте «Единую спортивную классификацию».
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) — нормативный документ, определяющий порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации. Определяет нормы, выполнение которых необходимо для присвоения званий и разрядов для всех официально признанных видов спорта. В СССР действовала Единая Всесоюзная спортивная классификация. Первая ЕВСК в России была введена в 1994 году, она была рассчитана на период до 1996 года. Для летних видов спорта действует ЕВСК 2014-2017 гг., для зимних - ЕВСК 2015-2018 гг.
Общие положения
ЕВСК является единственным нормативным документом, определяющим порядок присвоения официальных спортивных званий и разрядов и требования к спортсменам, претендующим на эти звания. ЕВСК формируется в соответствии с Всероссийский реестром видов спорта и перечнем видов спорта, признанных Министерством спорта РФ.
ЕВСК определяет как собственно нормативы, которые должен выполнить спортсмен для получения звания, так и условия, в которых эти нормативы должны выполняться: уровень соревнований, квалификацию судей, уровень противников. Требования устанавливаются индивидуально для каждого вида спорта, с учётом как его специфики, так и уровня развития данного вида в Российской Федерации.
ЕВСК разрабатывается и принимается сроком на четыре года. Может действовать одновременно несколько редакций ЕВСК, если они определяют требования к разным видам спорта.
Разряды и звания
Система спортивных званий и разрядов является единой для всех видов спорта. Предусматриваются следующие звания и разряды спортсменов (в порядке убывания):
Спортивные звания:
· Заслуженный мастер спорта России
· Мастер спорта России международного класса (МСМК)
· Мастер спорта России (МС)
Спортивные разряды:
· Кандидат в мастера спорта России (КМС)
· 1-й спортивный разряд
· 2-й спортивный разряд
· 3-й спортивный разряд
· 4-й спортивный разряд по шахматам — набрать не менее 50 процентов очков в групповом турнире, сыграв не менее 10 партий.
· 5-й спортивный разряд по шахматам — отменён. Условия получения были подобны условиям получения нынешнего 4-го разряда.
· 1-й юношеский разряд
· 2-й юношеский разряд
· 3-й юношеский разряд
Юношеские разряды присваиваются только в тех видах спорта, где возраст действительно даёт подавляющее преимущество над противником, независимо от уровня его подготовки (где определяющими являются такие качества, как физическая сила, быстрота движений, выносливость, скорость реакции). В тех видах, где возраст не играет определяющей роли (например, в интеллектуальных играх), юношеские разряды не присваиваются.
Требования и порядок присвоения званий
· Основанием для присвоения разряда или звания является достижение определённого объективно измеримого результата спортивной деятельности. В качестве таковых могут быть признаны:
1. Занятие определённого места при выступлении в официальном соревновании, предусмотренном нормативами.
2. Достижение заданного нормативами количества побед над соперниками соответствующего звания или разряда. Учитываются победы, достигнутые в течение последнего года, только в официальных соревнованиях, уровень которых соответствует нормативам.
3. Выполнение количественных нормативов, в тех видах, где таковые возможны (например, тяжёлая атлетика) на официальных соревнованиях соответствующего нормативам уровня.
· Каждое звание (разряд) предусматривают определённый минимальный возраст спортсмена, с которого данное звание может быть присвоено.
· Для присвоения звания МСМК или «Гроссмейстер России» спортсмен обязан участвовать за Россию в международных соревнованиях соответствующего уровня.
· Для соревнований, по результатам которых присуждаются звания и разряды, устанавливаются нормы по уровню, составу участников, необходимому количеству судей определённой категории, необходимому количеству соперников, количеству игр, поединков, выступлений в основной и предварительной (отборочной) части соревнования.
· Для международных соревнований, по результатам которых присваиваются высшие звания, определяется необходимое минимальное количество стран-участниц.
· Высшие звания (МСМК, Гроссмейстер России) утверждаются Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Более низкие звания и разряды присваиваются спортсменам региональными или местными (в зависимости от звания или разряда) исполнительными органами по физической культуре и спорту.
· Спортивные звания присваиваются только гражданам Российской Федерации.
· Спортивные разряды должны подтверждаться не реже одного раза в два-три года (спортивный разряд Кандидат в Мастера Спорта присваивается на 3 года).