Социальные формы физической культуры




Практическое занятие по ТиМФК

Физическое воспитание студенческой молодежи

Задание. Составить программу двигательной активности для студентов (необходимый объем двигательной активности студенческие молодежи 10-14 часов в неделю) и разработать карту двигательного режима на неделю по следующей форме.

 

Карта-схема

двигательной активности студентов

Разработал студент ПОфк/б-17-1о гр.

ФИО: Дзёнь В.В.

 

№ п/п Форма и вид двигательной активности Дни недели Общее время (часы)
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вскр.
  Утренняя гимнастика               1ч. 10 мин.
  Учебные занятия по физической культуре                
  Динамическая пауза после занятий               1ч. 10 мин.
  Зрительная, дыхательная гимнастика               1ч. 10 мин
  Индивидуальная работа по физическому развитию                
  Прогулка с включением подвижных игр               3.5
Итого (часы): 2.5 1.5 2.5 1.5        

 


Практическое занятие по ТиМЮС

Физическая культура как общественное явление.

Ее социальные функции и формы

Задание1.Раскройте социальные формы и функции физической культуры.

 

Социальные функции физической культуры

Физическое состояние людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Выделяют такие социальные потребности занятий физическими упражнениями, т.е. физическим совершенствованием:

o стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения);

o стремление достичь высоких личных результатов в спорте;

o желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.

С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к привычным ее формам. В тоже время глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.

Как социальное явление физическую культуру выражают специфические функции, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Им выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):

1. Общее развитие и укрепление организма.

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

 

Социальные формы физической культуры

Под формами подразумевают виды и разновидности физической культуры.

ü Видами называют более крупные сочетания элементов ФК;

ü разновидностями - менее крупные формы (военно-прикладная).

Функции связаны с формами физической культуры, на основе которых они проявляются. Их всегда нужно рассматривать в неразрывной связи, т.к. формы и функции не существуют изолировано друг от друга. Вся совокупность видов и разновидностей характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления.

В зависимости от цели использования ФК можно определить ее основные направления:

  • общеподготовительное (оздоровительное) направление;
  • специализированное (спортивное, лечебное, профессионально-прикладное) направление.

Основными формами физической культуры являются:

  • Базовая.
  • Спорт.
  • Профессионально-прикладная.
  • Оздоровительно-реабилитационная.
  • Фоновая.

Базовая физическая культура. Цель - формирование основного фонда двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (ОФП). Это основной вид физической культуры. Ведущая разновидность - школьная ФК. Она обеспечивает достижение среднего общественно необходимого уровня физического развития и физической подготовленности.

Спорт. Цель: достижение возможно высокого результата в принятых критериях времени, расстояния, веса, в баллах и др. Разновидности: массовый (любительский) спорт и спорт высших достижений (профессиональный).

Любительский спорт обеспечивает достижения массового уровня. Профессиональный спорт доступен небольшой части людей и обеспечивает движение высших показателей в данном виде спорта. Так, рекорд - эталон максимальных возможностей организма.

Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного освоения специальности (развитие профессиональных способностей), оптимизации профессиональной деятельности и ее воздействия на организм. Ее разновидности: собственно профессионально-прикладная и военно-прикладная. Формы организации на производстве: вводная гимнастика, физпауза, физминутка, реабилитационные упражнения, в армии - физическая подготовка.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура использует физические упражнения как средство снятия патологии, восстановления работоспособности (ЛФК). Другая разновидность - спортивно-реабилитационная - средство восстановления временного снижения работоспособности или последствий травм.

Фоновая физическая культура относится к первому направлению.

· Разновидности: гигиеническая, кондиционная тренировки.

· Формы организации: утренняя гигиеническая зарядка, прогулки и игры в режиме дня, рекреативные в режиме расширенного отдыха трудящихся (туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения), группы общей физической подготовки, клубы по интересам и т.п.

· Компонент здорового образа жизни.

В концепции развития физической культуры определено:

  • формировать потребности людей в физическом совершенствовании. (С раннего возраста в дошкольных учреждениях должен быть руководитель физического воспитания. С учащимися увеличить объем внеучебной работы, с трудящимися развивать прогрессивные формы занятий - семейные и др. до 5-6 часов в неделю);
  • повысить эффективность занятий (гуманизация с учетом индивидуальных способностей);
  • совершенствовать управление физическим воспитанием (разграничить управление массовым спортом, с одной стороны, и спортом высших достижений, с другой. Усилия, средства и базу добровольных спортивных обществ сосредоточить на развитии физической культуры и спорта);
  • развитие материальной базы (привести в соответствие с нормативами);
  • обеспечить повышение квалификации специалистов (улучшить подготовку кадров, повышение квалификации проводить в течение 5 лет);
  • содействовать развитию науки (прикладные и фундаментальные исследования);
  • улучшить пропаганду физической культуры.

 

 


 

Задание 2. Охарактеризуйте альтернативные программы по ФВ в школе,их особенности.

Первая альтернативная программа - это «Программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей» (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000)

В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.

В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями:физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

1. Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга, а также в ней даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).

3. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

Вторая альтернативная программа – это программа по физической культуре для учащихся средних и старших классов ( Афанасьев Ю.И., Кузнецов С.Л., Кутузова Т.Г.)

При анализе программы для средних классов, установили, что она в большей степени, чем программа для старшеклассников, ориентирована на формирование у ребенка представлений о здоровом образе жизни, на применение здоровьесберегающих технологий.

Программа исходит из того, что учащийся должен понимать и ценить свое здоровье и здоровье окружающих. Важно понимать значимость и ценность здоровья, понимать его признаки и критерии, а также признаки, указывающие на возможные нарушения. Ребенок должен понимать суть оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В основе такого отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих лежит установка на здоровый образ жизни, а также потребность в самооценке здоровья. Направленность здоровьесберегающих технологий заключается именно в том, чтобы сформировать у учащегося базовую потребность в сохранении здоровья. Также задачей является понимание сути основных понятий, выработка элементарных знаний по поводу здорового образа жизни и основных факторов, оказывающих на него прямое или косвенное воздействие.

У ребенка школьного возраста появляется достаточно большой запас двигательных навыков, способность к самоконтролю, развитая пространственная ориентация, что позволяет существенно разнообразить набор гимнастических упражнений.

1. Упражнения в расслаблении достаточно сложно даются школьникам среднего школьного возраста, поэтому их чаще всего используют для снижения общей физической нагрузки в занятиях, восстановления координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе, и гладкой мускулатуры. Школьникам, обучающимся в старших классах эти упражнения полезны для расслабления, отстранения от умственной деятельности, психической релаксации.

2. Упражнения в растягивании – гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры и воздействием на степень эластичности тканей. Сюда относят активные движения грудной клеткой, конечностями, маховые движения, движения по большой амплитуде с булавами, палками и другими приспособлениями.

3. Упражнения дыхательные представляют собой дыхательные движения, которые изменяют ритм и глубину дыхания, регулируют частоту вдоха и выдоха. Облегчают и усиливают дыхание, увеличивают жизненную емкость легких.

4. Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении представляют собой гимнастические упражнения с произвольной изменяемой величиной мышечного напряжения.

5. Упражнения на координацию проводятся при сложном сочетании движений и регламентирующей их последовательности. Они используются для тренировки и восстановления дыхательных навыков, обеспечения регуляции движений.

6. Упражнения в равновесии представляют собой упражнения, направленные на регуляцию вестибулярного аппарата и тренировку позных реакций. Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге. Эти упражнения также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыков правильной осанки.

Ведущее место отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале занятия, если занятия были связаны с долгим сидением детей.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.

Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.

 

Третья альтернативная программа – это программа для старших классов «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М:Просвещение,2010)

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

На уроках физической культуры в 10-11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего образования:

v содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.

v содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

v формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

v расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

v дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;

v формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функций отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;

v закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

v формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;

v дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

 


 

Задание 3. Охарактеризуйте программы по ФВ в ДЮСШ (избранный вид спорта).

Возьмём в пример рабочую программу для ДЮСШ по футболу – Чертковскую ДЮСШ (2018-2018 учебный год) (https://dusport.ru/wpcontent/uploads/2016/05/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%83-%D0%9D%D0%9F-2.pdf )

В этой рабочей программе указана первым пунктом – рабочая записка. В этом пункте происходит перечисление официальных документов, на основании которых составляются планытренировочно-учебных занятий.

Основными задачами реализации Программы являются:

· формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

· формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

· выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

· отбор одаренных детей;

· создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

· формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

· подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

· подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

· организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Также в данной программе указываются требования к уровню освоения программы, к примеру:

К концу учебного года обучающиеся:

1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.

2. Знают и применяют основы атакующих и защитных действий.

3. Знают основные правила игры в футбол.

4. Применяют в практической игре: обманные движения и отбор мяча, групповые комбинации.

5. Выполняют простейшие комбинации в стандартных ситуациях.

6. Умеют оценивать свои игровые действия и др.

Разделы программы Всего часов                      
Теоретическая подготовка                        
Общая физическая подготовка                        
Специальная физическая подготовка                       -
Техническая подготовка                        
Тактическая подготовка                       -
Интегральная подготовка                       -
Психологическая подготовка                        
Игровая, соревновательная подготовка                       -
Медицинский осмотр                        
Контрольные испытания     - - -   - - - -   -
Всего                        

Годовой учебный план из данной программы

 

Задание 4. Охарактеризуйте «Единую спортивную классификацию».

Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) — нормативный документ, определяющий порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации. Определяет нормы, выполнение которых необходимо для присвоения званий и разрядов для всех официально признанных видов спорта. В СССР действовала Единая Всесоюзная спортивная классификация. Первая ЕВСК в России была введена в 1994 году, она была рассчитана на период до 1996 года. Для летних видов спорта действует ЕВСК 2014-2017 гг., для зимних - ЕВСК 2015-2018 гг.

Общие положения

ЕВСК является единственным нормативным документом, определяющим порядок присвоения официальных спортивных званий и разрядов и требования к спортсменам, претендующим на эти звания. ЕВСК формируется в соответствии с Всероссийский реестром видов спорта и перечнем видов спорта, признанных Министерством спорта РФ.

ЕВСК определяет как собственно нормативы, которые должен выполнить спортсмен для получения звания, так и условия, в которых эти нормативы должны выполняться: уровень соревнований, квалификацию судей, уровень противников. Требования устанавливаются индивидуально для каждого вида спорта, с учётом как его специфики, так и уровня развития данного вида в Российской Федерации.

ЕВСК разрабатывается и принимается сроком на четыре года. Может действовать одновременно несколько редакций ЕВСК, если они определяют требования к разным видам спорта.

Разряды и звания

Система спортивных званий и разрядов является единой для всех видов спорта. Предусматриваются следующие звания и разряды спортсменов (в порядке убывания):

Спортивные звания:

· Заслуженный мастер спорта России

· Мастер спорта России международного класса (МСМК)

· Мастер спорта России (МС)

Спортивные разряды:

· Кандидат в мастера спорта России (КМС)

· 1-й спортивный разряд

· 2-й спортивный разряд

· 3-й спортивный разряд

· 4-й спортивный разряд по шахматам — набрать не менее 50 процентов очков в групповом турнире, сыграв не менее 10 партий.

· 5-й спортивный разряд по шахматам — отменён. Условия получения были подобны условиям получения нынешнего 4-го разряда.

· 1-й юношеский разряд

· 2-й юношеский разряд

· 3-й юношеский разряд

Юношеские разряды присваиваются только в тех видах спорта, где возраст действительно даёт подавляющее преимущество над противником, независимо от уровня его подготовки (где определяющими являются такие качества, как физическая сила, быстрота движений, выносливость, скорость реакции). В тех видах, где возраст не играет определяющей роли (например, в интеллектуальных играх), юношеские разряды не присваиваются.

 

Требования и порядок присвоения званий

· Основанием для присвоения разряда или звания является достижение определённого объективно измеримого результата спортивной деятельности. В качестве таковых могут быть признаны:

1. Занятие определённого места при выступлении в официальном соревновании, предусмотренном нормативами.

2. Достижение заданного нормативами количества побед над соперниками соответствующего звания или разряда. Учитываются победы, достигнутые в течение последнего года, только в официальных соревнованиях, уровень которых соответствует нормативам.

3. Выполнение количественных нормативов, в тех видах, где таковые возможны (например, тяжёлая атлетика) на официальных соревнованиях соответствующего нормативам уровня.

· Каждое звание (разряд) предусматривают определённый минимальный возраст спортсмена, с которого данное звание может быть присвоено.

· Для присвоения звания МСМК или «Гроссмейстер России» спортсмен обязан участвовать за Россию в международных соревнованиях соответствующего уровня.

· Для соревнований, по результатам которых присуждаются звания и разряды, устанавливаются нормы по уровню, составу участников, необходимому количеству судей определённой категории, необходимому количеству соперников, количеству игр, поединков, выступлений в основной и предварительной (отборочной) части соревнования.

· Для международных соревнований, по результатам которых присваиваются высшие звания, определяется необходимое минимальное количество стран-участниц.

· Высшие звания (МСМК, Гроссмейстер России) утверждаются Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Более низкие звания и разряды присваиваются спортсменам региональными или местными (в зависимости от звания или разряда) исполнительными органами по физической культуре и спорту.

· Спортивные звания присваиваются только гражданам Российской Федерации.

· Спортивные разряды должны подтверждаться не реже одного раза в два-три года (спортивный разряд Кандидат в Мастера Спорта присваивается на 3 года).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: