Доклад заместителя министра образования и науки
Республики Татарстан Л.О.Сулима
На секции № 8 республиканского августовского
Работников образования
«Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: государственная политика и региональная практика»
15 августа 2015 | г.Бугульма |
Уважаемые коллеги!
Традиционно органы опеки и попечительства играют ключевую роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в помощи государства.
Основная наша задача – сократить число детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, и сохранить максимальное число детей в кровной семье.
Для решения поставленной задачи в Республике Татарстан реализуется комплекс мер, который уже привел к положительным результатам.
Сократилось число детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях. В настоящее время 93,5 % детей-сирот находятся на воспитании в семьях, а 5,1 % являются воспитанниками учреждений для детей-сирот всех ведомств.
В феврале 2014 года Правительством Российской Федерации перед всеми регионами была поставлена задача: снижение числа детей-сирот в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 30% до конца года.
В республике впервые удалось сократить численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, на 237 человек (22 %).
Сократилось количество детских домов. На начало 2014 года функционировало 12 организаций для детей-сирот в системе образования, в настоящее время 9.
Важным направлением данной работы стала реорганизация учреждений для детей-сирот. Нами реализуется модель реструктуризации учреждений в Центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей.
Министерством разработана региональная нормативно-правовая база для организации деятельности Центров и оценки эффективности их работы.
В государственное задание Центров включена услуга по обучению граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Результаты оценки эффективности деятельности Центра установлены в качестве основания для выплат стимулирующего характера руководителю и сотрудникам. Сегодня многие из вас смогли увидеть и оценить работу Центра г.Бугульма.
Хотелось бы остановиться на других актуальных направлениях работы, которые требуют обсуждения.
Прежде всего, остановлюсь на проблеме своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в неблагополучных семьях, профилактики социального сиротства.
Начиная с 2010 года, выявление детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в целом положительную динамику.
Вместе с тем, начиная с 2012г. не наблюдается сокращение численности выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей.
По оперативной информации, которую вы ежемесячно направляете, по состоянию на 1 августа 2015 г. передано на воспитание в замещающие семьи 528 детей, возвращены родителям – 27, в том числе из организаций для детей-сирот - 9. Всего численность детей, которые были устроены в семьи составила 555 детей. При этом за 7 месяцев было выявлено 568 детей.
Таким образом, если просто сравнивать выявление и устройство, то по итогам этого периода в семьи граждан было устроено на 2 % меньше, чем выявлено.
На слайде представлены муниципальные районы, в которых численность выявленных детей, намного превышает численность переданных на воспитание в семьи.
Мы выражаем благодарность за проделанную работу по своевременному устройству детей: Елабужский, Чистопольский, Мамадышский, Ютазинский, Лениногорский, Нижнекамский, Тукаевский районы, г. Набережные Челны, где за этот же период численность переданных детей, намного превышает численность выявленных.
С сожалением приходится констатировать, что 85% от числа выявленных детей – дети, оставшиеся без родительского попечения по «социальным» причинам. Высокий процент социальных сирот свидетельствует о том, что работа по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, к сожалению, хромает. 60 % вновь выявленных детей составляют дети старше 7 лет, что свидетельствует о позднем выявлении детского и семейного неблагополучия.
Наша общая задача – сократить процент социальных сирот. Сложившаяся практика работы во многих случаях ориентирована на вмешательство в ситуацию, достигшую критической точки, требующую, в частности, немедленного отобрания ребенка у родителей. При этом основным инструментом работы с такой семьей обычно является применение органами опеки и попечительства административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Результатом подобных действий в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи. Только в 2014 году 141 гражданин ограничен в родительских правах, 849 лишены родительских прав, из них 6 – в связи с жестоким обращением с детьми. Незначительно, на 27, уменьшилось количество родителей, лишенных родительских прав в сравнении с 2013 годом, чему мы, конечно, рады.
Качественно новый подход в организации работы с неблагополучными семьями базируется на приоритете сохранения биологической семьи для ребенка.
О важности внедрения такого подхода в работе по профилактике социального сиротства говорил Заместитель-Премьер-министра Республики Татарстан - министр образования Э.Н. Фаттахов 5 декабря 2014 года на Форуме приемных родителей, подчеркивая, что органы социальной защиты, здравоохранения, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные организации – должны вовремя распознавать по определенным критериям неблагополучные семьи и устанавливать контакт с ними, и, конечно, в необходимых случаях принимать решения.
Отрадно, что приоритетом в работе во многих районах уже сегодня является раннее выявление проблемных семей, а также профилактическая и реабилитационная работа с семьями, находящимися в «группе риска», о профилактике семейного неблагополучия и системе мер предотвращения утраты родительского попечения более подробно проинформирует заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Ивановна Абдреева.
Для комплексного решения поставленных задач по профилактике социального сиротства в Елабужском, Нурлатском, Лаишевском, Муслюмовском, Бугульминском районах приняты программные документы, развиваются инновационные практики профилактики социального сиротства, включающие в себя работу с родителями ребенка с целью восстановления семьи.
В качестве первого этапа в выстраивании всей системы профилактики социального сиротства такие программы достаточно успешно решают отдельные задачи, но цель нашей работы в организации системного межведомственного профессионального взаимодействия.
В этой связи мы ориентируем органы местного самоуправления на необходимость создания на всех уровнях комплексной межведомственной системы работы по профилактике социально сиротства, в которой должны быть увязаны все субъекты профилактики, четко выстроенна вертикаль управления, инновационные технологии работы и т.д.