НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ БАШКИР




БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

 

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Танец, как вид искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами: движениями, жестами, мимикой, имитацией различных действий. Танец как своеобразный язык возник раньше слова. Первые танцы были связаны непосредственно с судьбой человека, его трудом, с его наивными представлениями об окружающем мире. Веками создавались формы народного танца. Каждая эпоха вносила свою лепту в развитие языка танца.

Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

 

НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ БАШКИР



Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника.

В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.

На этих движениях были основаны и обрядовые пляски, связанные с языческими верованиями башкир. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного бесогонителем (күрәҙә), громкий топот, стук о металлические предметы, удары плетками, пропитанными конским потом, песни-заклинания.

В обрядовых плясках нашла отражение мечта человека о победе над злом, болезнями, стихийными бедствиями. В этом смысле древнее народное искусство служило активной, преображающей силой. В плясках, соотносящихся с древними тотемистическими и анимистическими верованиями, мать-птица или священная птица-сэмре (сәмре) всегда побеждают злых духов (убыр, мәскәй, аждаhа). В шаманско-знахарских обрядах изгнания злых духов (албаҫты, мәлғун) из тела больного также отразилась вера в силу и могущество человека.

 

 

ФОРМА И ТЕМАТИКА БАШКИРСКИХ ТАНЦЕВ

По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:
● историко-героические: «Северные Амуры», «Каравансарай»,

«Медный каблук», «Маршрут», «Перовский», «Церемониальный марш», «Гвардейцы»,

«Баик» и другие;
● трудовые: «На колхозной ферме», «Косари», «Строители», «Лесная симфония»,

«Охотник»

● бытовые: «Бишбармак» (Бишбармаҡ - башкирское национальное кушанье), «Танец

горного орла» и другие;
● обрядовые: «Причитание», «Гостинец» и другие;
● юмористические: «Три брата», «Сыновья Тимербая», «Подарок», «Проказницы» и

другие;
● игровые, лирические: «Встречи у ручья», «Бурзяночка», «Загида», «Зарифа», «Семь

девушек», «Гульназира», «Наза» и другие.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ

Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Ф.а. Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 г.. В 1956 г. Ф. Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца им. Ф. Гаскарова.

Вот что вспоминает о Файзи Адгамовиче Гаскарове Борис Яковлевич Торик, главный художник Башкирского государственного театра оперы и балета, многие годы друживший с основателем Башкирского ансамбля народного танца: «Боялись гаскаровского нрава — взрывного, непредсказуемого. Он ведь не только в детстве, он всегда был хулиган и скандалист, но в том, знаете, есенинском смысле. Ершистый и задиристый, мало кого признающий и уважающий, бунтарь, крикун и поперечник. И из-за этого никогда не ладил с филармоническим начальством, мечтал о независимом положении для своего коллектива, но так и не дождался того, что сегодня нам кажется само собой разумеющимся. И в семье он пришел к полному краху — из-за той же необузданности своей, неистовой и разрушительной. В одном лишь он был неуязвим — в могучей силе своего художественного авторитета. Влияние Гаскарова было безгранично. Ведь он же и балет наш создал! Собрал по деревням чуть подросшую босоногую детвору, Саттарова, Насретдинову, Сафиуллина, — и повез в Ленинград, башкирскую студию открывать при Вагановском училище. Он же написал либретто «Журавлиной песни», нашел композитора Л. Степанова, и балет, который теперь является национальной эмблемой, был рожден. Ансамбль свой он вообще по крупицам собирал, из народных самородков, никаких училищ они не кончали, и когда им на смену пришли обученные танцоры с позициями в ногах и поставленными руками, что-то неповторимо самобытное — улетучилось. Гаскарова просто боготворили в Казани, где ему случалось работать, его именем там делалось все, беспрепятственно. В те времена сняли фильм о Файзи и его ансамбле — «Крылья души» — где сам Игорь Моисеев говорит о нем замечательные слова».

 

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА ИМ. ФАЙЗИ ГАСКАРОВА

Древность народа, во многом драматическая судьба, близость к природе определили самобытность духовной культуры башкир, его исторические песни и танцы. Но народное искусство обретает истинную цену лишь при его профессиональной огранке. Именно такую цель поставил перед собой создатель и первый художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца Файзи Гаскаров.

Ансамбль - участник многих престижных конкурсов и фестивалей, обладатель высоких наград и громких успехов на всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях. Золотые и серебряные медали, всеобщее признание, первая зарубежная поездка во Вьетнам. Хошимин вручает башкирским танцорам высший орден - Труда. Потом все новые и новые гастроли - в КНДР, Индию, Пакистан, Лаос, страны Африки и Европы…

Башкирский ансамбль народного танца - визитная карточка не только башкирской национальной культуры, но и всего российского искусства. Это он доказал своими неизменными успехами, аплодисментами и симпатиями всех, кто встречается с ним на разных широтах и меридианах нашей планеты.

В декабре 2013 года Башкирский ансамбль представил программу-реконструкцию танцев основателя коллектива, Файзи Гаскарова. Программа получила грант Президента республики. Концерт «Наследие Гаскарова» включал редко исполняемые и совершенно неизвестные современному зрителю хореографические номера, созданные основателем коллектива. Композиции мастера требуют от исполнителей не только отличной техники, но и высочайшего артистизма и понимания особенностей народного характера, отметили в ансамбле. В программу вошли «Три брата», «Жених», «Северные амуры», а также композиции, поставленные Ф. Гаскаровым для самодеятельных коллективов башкирского Зауралья, — «Тапян» и «Наш праздник». Эти номера были реконструированы для танцовщиков академического ансамбля.

 

Танец - выражение духа и характера народа

Народные башкирские танцы делятся на сольные (мужские и женские) и массовые и являются одним из наиболее популярных видов искусства у башкир. Возникнув в эпоху первобытного строя, танец отражал особенности трудовой деятельности, различных обрядов и верований. К самым древним следует отнести охотничьи танцы и те, которые связаны с культом (обожествлением) природы, животных и птиц. Наиболее развитыми формами в башкирской хореогрвфии обладают сольные танцы с их яркой, изобразительностью. Мужские танцы основаны на охотничьих движениях (стрельба из лука, выслеживание добычи, трепет крыльев ловчих птиц). Танец воплощал образ охотника, воина, отличного наездника, храброго джигита. Движения в женских танцах связаны с подражанием различным трудовым процессам: тереблению шерсти, прядению, сбиванию масла, вышиванию. Женский танец украшали щелчки пальцев рук, игра плечами, колыхание рук из стороны в сторону и так называемые ”трельные” движения, изображающие полет бабочек, птиц, трепет листьев на деревьях. Массовые танцы были основаны на круговых мизансценах, движение рук в них были ограничены. Общими для массовых танцев были повторяющиеся круговые ходы, парные кружения, вращение солистов в центре круга. Наряду с круговой формой у башкир бытовали и танцы линейной формы.

По тематике башкирские танцы подразделяются на обрядовые и игровые. В обрядовых танцах сохранились отголоски языческих верований: магии, шаманизма, тотемизма, анимистических представлений. Эти танцы исполнялись женщинами в честь пробуждающейся природы: хороводы призваны были обеспечить рост трав, хороший приплод скота, общественное и личное благополучие (танцы ”Круг”, ”Треножник- таган”, ”Прохождение через что-то”). Обряды ”изгнание болезней” исполнялись с шумными танцами ”Чертово игрище”, ”Изгнание албасты”, ”Лечение поясницы”, ”Отливание души”. Поклонение священным птицам выражали танцы ”Лебедь”, ”Кукушка”, ”Звенящий журавль”, ”Воронья каша”. Среди обрядовых плясок большое место занимали свадебные. Самые популярные из них - ”Невестушка”, ”Свадебные сласти”,”Хлестать плетью”, ”Дорога к воде”, ”Медвежья шуба”. Здесь магические молитвы тесно переплетаются с игровыми театрализованными сюжетами. Танец ”Дорога к воде” символизирует знакомство молодой женщины с ”хозяином” воды. В прошлом свадьба справлялась как общедеревенский праздник, поэтому многим праздничным танцам были свойственны элементы выбора пары, завязывание знакомства, сватовства. Игровые танцы связаны в основном с темой труда и быта башкир: ”Охотник”, ”Пастух”, ”Перовский”, “Прядение”, ”Смягчение конопляной ткани”, ”Валяние сукна”. К игровым танцам относятся и различные заимствованные от других народов: ”Казачий”, ”Трепак”, ”Гопак”, ”Полька”, ”Барыня”, ”Сербиянка”, ”Краковяк”.

Башкирскому танцу свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторяемости: бесшумные, легкие, плавные движения в первой части фигуры чередуются с динамичными, резкими - во второй. Плавный “переменный ход” выполняет роль пластичного своеобразного рефрена: нередко фигура начинается с “переменного хода“ и завершается игровым или подражательным движением. Движения ног отличаются разнообразием как в женских, так и в мужских танцах – в основном, это ходы и дроби, простой ход, боковой – с ударом внутренней стороны ступни одной ноги о другую, ход с носка на всю ступню, ход ”накрест”, ”скользящие” ходы в сторону, назад, беговой ход с подскоками, прыжками. Дробные движения подразделяются на простые и сложные. К первым относятся ”тройной притоп” на полных ступнях, легкие притопы на месте; cложные движения сопровождаются подскоками, прыжками и поворотами. Дробные движения возникли в древности из подражанья цоканью конских копыт, подтверждение этому – терминология танцевальных движений типа, “скачки”, ”иноходь”, “галоп”, “бег коня”, ”вздыбленный конь”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: