Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека.




Гегель о культуре как саморазвитии Абсолютного духа

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770—1831)

Гегль может рассматриваться как протокультурология. Он заканчивает классическую эпоху.

Г. Гегель — автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего выступает «мировой дух », а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления. Воплощаясь в образах, последовательно сменяющих друг друга, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом воспроизводит ту же схему.

Исходное понимание мира по Гегелю: в основе лежит духовное начало – мир смыслов, идей, духовных сущностей. Культура – смысловой мир. Само понятие «культура» создано для описания духовно-смысловой деятельности человека (в отличие от цивилизации).

История есть «развитие духа во времени », прогресс духа – «в сознании свободы», а цель истории - «свобода гражданина в гражданском обществе».

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

Восточный мир. Древние восточные народы полагали, что свободен один-единственный человек,

Античный мир. Греки и римляне объявили свободной «определенную» группу людей,

Германский мир. И лишь германские народы осознали, что свободны все.

Система Гегеля:

Движение (грандиозное) божественного Духа, которое в определенный момент вселяется в человека.

Божественный Дух проходит три этапа:

1). Философия логики. Прежде, чем предмет изучается в своем существовании, надо понять идею предмета, как он задуман творцом. 1-ая часть представляет диалектику идей. Идея хочет погрузиться в реальность и она погружается в природу.

2). Философия природы. За философией Духа следует философия погружения идеи в природу. Как постижение идеального развития природы, а не реального. В живой природе Духа больше, в итоге – человек.

3). Философия Духа – философия человеческой культуры через судьбы духовного.

Гегель выделял три уровня, модификации существования мирового разума:

1. Субъективный дух - это индивидуальное сознание человека и становление человеческой души

В представлении Гегеля разум, сознание, пройдя через «субъективный дух», воплощается в «объективном духе», т. е. объективируется в общественных формах: праве, морали, семье, гражданском обществе и государстве.

2. Объективный дух. Индивидуальное начинание соединяется с общим. Возникают общественные категории. Между индивидуумом и обществом прослойка – семья. Объективный дух - это те формы культуры, которые важны для того, чтобы индивидуальное сознание могло развиваться, Гегель выделял здесь три вида: мораль, право и нравственность.

И, наконец, объективный дух переходит в Абсолютный Дух.

3. Абсолютный дух - это Самосознание Духа,Бог хочет создать и увидеть себя в трёх высших формах: искусство; религия; философия.

Гегель прослеживает бытие Бога в ипостаси разума (сквозь призму разума, мышления). Эта история заканчивается этими тремя высшими формами проявления БОГА:

1. Искусство. Явление абсолютных идей (Бога) в художественном образе. Художественное выявление мистического переживания.

Г. Гегелю принадлежит одно из самых содержательных учений об искусстве. Прекрасное определяется им как «чувственное явление идеи», т. е. выражение не в логической форме, а в единстве со всем многообразием «земных обнаружений», в которых реализуется внешняя действительность. Поэтому художник, изображающий увиденное, должен воссоздать его и как чувственное, и так, чтобы «излучался» скрытый за ним смысл.

Религия – откровение, истина дана через веру, через сердце. Религиозное переживание.

Философия (самая высшая форма) – понимание – последний этап. Охватывает весь у универсальный мир как движение смыслов.

Располагает их Гегель по схеме («логическая триада»): искусство (тезис) - религия (антитезис) - философия (синтез). Философия - это синтез искусства и религии, и поэтому философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека.

В формах «абсолютного духа» — искусстве, религии и, наконец, философии — дух возвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя в абсолютной истине.

Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека.

У Гегеля мир цельный, наполнен божественным смыслом. Человек – элемент божественного бытия, но элемент несовершенный. Главная цель для человека - свобода, он трактовал свободу как "осознанную необходимость", - это способность принимать решения и совершать действия с учётом реальной ситуации, то есть не эмоционально, а рационально понимать сложившуюся ситуацию. Реализовать свою свободу человек может, если будут существовать три формы объективного духа (мораль, право и нравственность), которые должны существовать материально, для этого Гегель вводит понятие собственности - радикального двигателя культуры, своего рода "воздуха культуры". И эти три культурные формы необходимы, чтобы человеческое сознание осознало, что человечеству для развития необходима собственность.

Гегель разводит понятие мораль и нравственность. Если использовать логическую триаду, то получается: мораль (тезис) - право (антитезис) - нравственность (синтез). Это значит, что нравственность есть синтез морали и права. Мораль нужна для того, чтобы сделать собственность всеобщей, осознанной и необходимой. Недостаток морали заключается в том, что она всегда нуждается в добровольном признании, и следовательно, она не может всех склонить на принцип собственности. И тогда, развиваясь, человечество придумало право, которое выполняет туже функцию, но другими средствами (не требует добровольного признания). Но право, устранив недостаток морали, само обрело другой - оно опирается на насилие. Поэтому было необходимо соединить лучшие стороны морали и права (отсутствие насилия и всеобщность), и продуктом такого синтеза стала нравственность. Но поскольку у Гегеля всё находится в постоянном развитии, то развитие нравственности можно проследить как семья - сословие - государство. Это означает, что если рассматривать человеческую культуру через призму объективного духа, то оказывается, что главное культурное изобретение человека - государство. Нормально существовать человек за пределами государства не может, поскольку он не может достигнуть состояния свободы вне государства. Возникает идея синтеза свободы и государства, и получается такое государство, которое обеспечивает каждому индивиду свободу, выход на уровень свободы. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимы три другие формы абсолютного духа (искусство, религия, философия). И располагает их Гегель по той же схеме: искусство (тезис) - религия (антитезис) - философия (синтез). Философия - это синтез искусства и религии, по этому и получается то, что философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека. Полноценное развитие человека возможно лишь в рамках государства, и если человек обращается в процессе этого развития к этим базовым формам, то есть они должны стать важным элементом образования мира.

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

Восточный мир.

Античный мир.

Германский мир.

Если рассматривать их через призму объективного духа, то нужно говорить о развитии государств. Культура возникает лишь в государстве, поэтому первобытной культуры не существовало. Первая культура (государства), по мнению Гегеля, возникают на Востоке (тезис). В чём же их специфика? В восточных государствах, существовала деспотия, власть аккумулировалась в руках одного человека. В таком государстве нет свободы, даже для деспота, есть только произвол. Рассматривая восточный мир, Гегель делил его на три части: Китай - Индия - Персия, также по степени развития. Ситуация с деспотизмом отрицается в античном мире (антитезисе), возникают первые демократические институты, которые создают возможность реализации человека, как свободного существа. Но свобода станет свободной, лишь когда она будет всеобщей, для всех в античном мире её не было (рабы), в античном мире свобода была доступна лишь избранным. Теперь германский мир (синтез), Гегель понимал под этим термином всю Европу, на пороге нового времени, когда возникают первые демократические государства. Европейский мир оказывается высшим этапом развития человеческой культуры, получается, что культура на германском мире заканчивается, это если смотреть на этот процесс через призму объективного духа. Если же через абсолютный дух, то государство появляется еще на Востоке, но не одна из форм абсолютного духа там не проявляется, она появляется лишь в античном мире - искусство. В германском мире, появляется религия, Гегель считал, что протестантизм - высшая форма развития христианской религии, теперь после появления религии, может возникнуть философия. Платон, Аристотель, Сократ, по Гегелю это далеко не философы, так как не они были не рациональны и бессистемны, в лучшем случае это можно назвать искусством. Гегель полагал, что история культуры может глубоко быть осмысленна лишь в русле философского подхода. В истории важны не случайности, а закономерности, лишь изучая развитую, наивысшую форму можно осознать более примитивные, "изучив анатомию человека, можно понять анатомию обезьяны". Отсюда пренебрежение Гегеля к восточным (примитивным) формам государства. У каждого высшая точка может быть достигнута в разном - религии, искусстве. Также Гегель считал, что его система (всё вышеизложенное), это высшая точка философии, и теперь мировой дух познал своё начало и свой конец. Теперь ничто будущее не имеет значение, ничего нового уже не придумаешь.

Гегель написал много книг, но книгу под названием "Философия культуры" он не писал, то что сейчас опубликовано, это его наброски, лекции, а знаете почему он не опубликовал этот материал? Его не устраивал такой конец…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: