Гегель
Георг Фридрих Вильгельм
(1770-1831)
выдающийся нем. философ, разработчик и систематизатор диалектики, объективный идеалист.
Профессор Берлинского университета.
Сын чиновника, родился в Штутгарте.
Автор системы объективного идеализма.
Идеалистическая система Гегеля:
Ее суть: Все в мире есть результат деятельности идеального начала - некоей объективной абсолютной идеи, которая является основой мира.
В своем постоянном развитии абс. идея проходит 3 основных этапа своего развития:
1. Развитие в сфере чистого мышления: (кн. “Логика”)
Здесь идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, мыслит сама о себе, развиваясь, раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).
2. “Инобытие духа”. Абсолютная идея материализуется, переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.
3. Мировой разум. Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это “ мировой разум ”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).
Особенности системы Гегеля:
1. Главная движущая сила развития - идея.
2. Бесконечность процесса развития.
3. Роль духовного, идей в жизни общества
Вклад Гегеля в философию:
1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:
1. Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир) в виде бесконечного, постоянного процесса изменения и развития.
2. При этом, развитие:
а) идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;
б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;
в) выделил главный источник развития - противоречия (в первую очередь - внутренние, т.е. лежащие в самом предмете, явлении).
Например: проблемы России, семья.
2. Сформулировал три закона диалектики:
А) закон единства и борьбы противоположностей
(показывает источник развития - противоречия);
Развитие - за счет снятия (разрешения) противоречий.
Например: развитие - семья, карьера, фирма.
Б) закон перехода количественных изменений в качественные (показывает механизм развития);
Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимого количества изменений.
Например: Кипение воды только при 100 градусах.
В) закон отрицания отрицания
(показывает направленность развития);
При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). И этот процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно развитие.
Различают:
1. метафизическое (т.е. полное) отрицание.
Н-р, полное перепрофилирование производства и замена персонала;
2. Д иалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).
Н-р, постепенная замена людей в коллективе.
3. Развил учение о категориях (диалектические, парные – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).
4. Разработал основные принципы диалектической логики (науки и мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель)
5. Сформулировал единство законов внешнего мира и законов мышления (это вытекает из тождества бытия и мышления).
Заключение:
Философия Гегеля - вершина философии того времени. Философия Гегеля (особенно диал. метод) широко использовался в последующей философии, в т.ч. философией марксизма, русской философией.
Философия истории» Гегеля
социальная теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории.
В бесконечном процессе истории господствует мысль. История есть в первую очередь процесс саморазвития разума (абсолютной идеи).
Цель всемирной истории – самопознание мировым разумом самого себя (это - идеализм).
Носителем мирового разума в ту или иную эпоху является народ, находящийся в данный момент в расцвете сил (19 век – Германия).
В то же время каждый народ мира вносит свой вклад в развитие мирового разума (китайцы – философию, якуты - сказания, папуасы, негры – медицину и т.д.).
Всемирная история есть прогресс общества в развитии свободы:
Этапы развития:
1. Восточный мир: свобода – только для деспота с его произволом и слепым повиновением народа;
2. Греческий, римский миры: свобода в ограниченных пределах, лишь для некоторых (свободных граждан). Есть рабство.
3. Германский мир – полная (?) свобода для всех (политическая и гражданская).
(Здесь налицо – явная идеализация прусского государства. См., например, - закрытие «Рейнской газеты» Маркса. При этом явное противоречие, так как полной, т.е. идеальной свободы быть не может. Иначе - отсутствует диалектика развития!)
Прогресс общества Гегель связывал также с разумным государственным устройством.
Гегель попытался представить историю как единый неразрывный закономерный процесс развития общества. В нем каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, в то же время есть закономерная ступень в развитии человечества (человеческого духа).
1. «Все действительное разумно, все разумное действительно» (Т.е. все общественные явления (положительные, отрицательные) имеют свои причины и объективно необходимы).
2. «Сова Минервы вылетает в сумерки» (Мудрость человека, человечества приходит с годами, на склоне жизни).
Однако для идеалиста Гегеля прогресс есть лишь бесконечное саморазвертывание разума, идеи. В этом - абстрактность философии Гегеля.
Человеческое общество развивается путем сложения действий отдельных личностей, преследующих собственные интересы. В этом проявляется активность человеческой личности.
Однако в результате пересечения интересов и воль отдельных людей возникают новые объективные обстоятельства, с которыми люди необходимо вынуждены считаться. Таким образом, случайность (воля отдельных лиц) превращается в необходимость (новую ситуацию). И т.д.