Восприятие. Особенности восприятия массмедийнфх продуктов.




1. Понятие и структура восприятия. Предметность, константность и целостность восприятия.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Поскольку органов чувств у нас пять, то и модальностей восприятия тоже пять: зрительное восприятие, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное.

Восприятие всегда носит активный, творческий характер. Главная форма перцептивной активности заключается в осмыслении предметов и явлений мира и связей между ними, которое происходит в мозгу человека, куда наши органы чувств передают соответствующие сигналы из внешнего мира.

Одно из свойств зрительного восприятия, которое обеспечивает нам надежную систему ориентации в физическом мире, называется константностью. Оно проявляется в том, что мы более или менее стабильно воспринимаем известные нам формы, цвета, размеры независимо от ракурса или освещенности. Другое важное свойство восприятия - стремление человека к определенности, ясности. Психологи называют это свойство предметностью восприятия. Проявляется в том, что человек всегда стремится понять, что он видит или слышит.

Есть в психологии восприятия понятие «неоднозначность (двойственность) стимула». Это означает, что один и тот же предмет или рисунок могут быть увидены человеком по-разному, т.е. они могут иметь для него разный смысл, разное содержание.

Со свойством определенности восприятия и эффектом двойственности тесно связана еще одна закономерность, известная в психологии как «правило фигуры и фона». Это правило особенно наглядно проявляется, когда мы смотрим на геометрическую фигуру. Она имеет четкий контур или границы, которые делают ее предметом нашего внимания, а все остальное оказывается для нас лишь фоном. Мы смотрим как бы «сквозь» этот фон, поскольку он, хотя и находится в поле нашего зрения, тем не менее но является предметом внимания. При этом в некоторых случаях фигура и фон могут просто меняться местами, и тогда возникает эффект двойственности, неоднозначности (смотреть иллюстрации). В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание, можно видеть либо вазу, либо два профиля. На практике, однако, нередко бывает, что «фигура» имеет слишком нечеткие, расплывчатые «контуры», что делает трудным ее восприятие, или вообще читатель (слушатель) воспринимает совсем не ту «фигуру», которую коммуникатор был намерен «нарисовать». Особенно часто это происходит, если «фигура и фон» в информацииносят обратимый характер по аналогии с приведенными выше рисунками. Это свойство «обратимости».

С константностью и определенностью, или предметностью, восприятия тесно связаны также такие его свойства, как целостность, а также упорядоченность. Целостность восприятия выражает тенденцию по нескольким основным признакам воспринимать цельный образ объекта нашего внимания, и если у этого объекта даже чего-то не хватает, мы бессознательно дополняем его недостающими деталями.

Тенденция к целостному видению действительности ярко проявляется и в тех случаях, когда речь идет об информации. Содержание информации, представляемой общественности средствами массовой коммуникации, жестко и произвольно регламентировалось. В результате все, что было не сообщено или не досказано, восполнялось сведениями из неофициальных источников, слухами и просто домыслами.

Упорядоченность, можно сказать даже гармоничность, восприятия выражается в стремлении сознания видеть мир в системе определенных относительно стабильных взаимосвязей, организованных так, как мы привыкли их воспринимать. Если сложная, организованная система действительности оказывается нарушенной, мы теряем в ней привычные ориентиры и наша способность к действиям может быть полностью или частично затрудненной.

2. Когнитивный диссонанс.

Теория когнитивного диссонанса основана и разработана американским психологом Л.Фестингером в 1957 году. Диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями»(мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем отказа от одного «знания», перестав верить в него, либо приобретая новые, которые помогли бы снять диссонанс, либо, наконец, пересмотром каких-то своих прежних позиций. Позднее Л.Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора.

В жизни каждому приходится довольно часто сталкиваться с состоянием когнитивного диссонанса, которое не позволяет достичь ясности восприятия и определенности в оценке событий.

Особенно большие психологические последствия негативного плана когнитивный диссонанс приносит в тех случаях, когда создается за счет явных противоречий между тем, что сообщается в газетах, по радио, телевидению, и тем, что люди реально видят в жизни. В психологии пропаганды иногда говорят о «первичной» и «вторичной» реальности. Под первой имеют в виду те знания и представления людей о действительности, которые они черпают непосредственно из своего жизненного опыта. А «вторичная реальность» формируется из тех сведений, которые они получают из средств массовой информации.

Фрустрация. Психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др.». Так, в 1990-х годах чувства фрустрации испытывало большинство россиян.

Проблемы, которые возникают независимо от воли людей, например в результате стихийных бедствий, хотя и имеют свои психологические последствия, чувства фрустрации у нормального человека обычно не вызывают. Всем ясно, что и почему произошло, что и как надо делать, чтобы решить возникшие задачи. Но если нет ясности в способах достижения новой цели, поставленной перед людьми, то она может стать менее привлекательной или показаться недостижимой.

3. Основные закономерности логического построения журналистского текста.

Стремление к целостному и упорядоченному восприятию действительности обеспечивает предметность и адекватность ее человека. Для целостности восприятия необходима прежде всего относительная полнота информации о том или ином объекте, явлении или процессе, а точнее - необходимое и достаточное ее количество.

Крайне ограниченные возможности газетной площади и эфирного времени ставят перед средствами массовой информации очень жесткие требования при отборе материалов для публикации. Необходимо, чтобы, во-первых, отобранная информация более или менее полно и разносторонне представляла целостную картину положения вещей в стране и в мире, а во-вторых, основное место в ней должны занять сообщения о наиболее важных событиях. Тематика будущих материалов определяется в основном текущими задачами, а также собственной инициативой корреспондентов. В итоге преобладает так называемый субъективный фактор, и результат зависит от способностей, эрудиции, «чутья» отдельных журналистов и работников редакций. Все это, в принципе, хорошо, так как весь процесс журналистской деятельности носит творческий характер и без инициативы и самостоятельности участников этого процесса ничего не получится. Но отсутствием организующего начала в этом процессе объясняется многократное освещение одних событий и недостаточность информации - о других.

Наше восприятие будет субъективным, важность и смысл событий мы будем оценивать с позиций наших предпочтений и ожиданий. Поэтому элементы стоп-кадра, носящие для нас второстепенный или случайный характер, нашего внимание не привлекут. И наконец, если в стоп-кадре окажутся детали, которые вообще не имеют отношения к развитию сюжета, они либо останутся незамеченными, либо вызовут раздражение, так как могут затруднить понимание смысла в целом.

Также важнейшим условием успешности любой информационной деятельности является новизна информации, сообщаемой аудитории. Аналогичная реакция возникает у людей, которые изо дня в день получают информацию об одних и тех же странах, процессах, событиях и к тому же в одних и тех же словах и выражениях. Повторное упоминание событий в повседневной информационной деятельности в какой-то степени неизбежно. Оно необходимо, чтобы напомнить людям о том, что было вчера, и помочь им понять связь причин и следствий в том, что происходит сегодня. Но если повторение не ведет ни к чему новому, то исчезает само качество новизны и информация теряет свою ценность и интерес для аудитории.

Правильный отбор информации отвечает потребности людей в целостном восприятии событий в мире и в стране. Однако для полного удовлетворения этой потребности важен не только отбор информации, но и организация ее изложения на страницах газет или в программах телевидения и радио.

При восприятии информации, которая должна как-то повлиять на взгляды и позиции людей, в роли вопроса-гипотезы для них выступает основная мысль или идея информационного сообщения, статьи или очерка и все изложение материала должно быть посвящено одной задаче: обоснованию этой идеи таким образом, чтобы она была осознанно принята аудиторией.

Говоря о необходимости соблюдения своего рода «психологической логики» при изложении материала, нужно подчеркнуть, что игнорирование особенностей человеческого восприятия информации одинаково плохо как для хорошо подготовленной аудитории, так и для тех, кто еще недостаточно глубоко разбирается в различных вопросах политики.

Задание 1.2

Существует легенда, что когда корабли Колумба подплыли к берегам Америки, то индейцы не увидели их, хотя никакие погодные условия не препятствовали этому. Только жрецы смогли увидеть корабли и сказали, что это боги к ним вернулись.

На мой такое возможно. Индейцы могли, увидев корабли, подумать, что это водоплавающие животные, так как не знали, что такое корабль. Поэтому вероятно, что они не могли его увидеть.

Также можно предположить, что у индейцев корабли были фоном, а фигурой было что-то другое. У жрецов же, наоборот, корабли являлись фигурой.

Задание 2.а) 1. Парижская газета: СЕНСАЦИЯ ВО ДВОРЕ КОНГРЕССОВ. ФРАНЦУЗ СТУПИЛ НА КОНТИНЕНТ МЕРТВЫХ

Фигура: первый человек, ступивший на Континент Мертвым.

Фон: национальная бригада, петиция о награждении орденом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: