Тренинг по теме Россия и ссср в 1921 – 1939 годах
Работа с хронологией.
Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы) (или только месяц), цифра «3» – точную дату.
Событие | Дата | Номер п/п | |
Внутриполитическое развитие | X съезд РКП(б) | (1) | |
XIV съезд ВКП(б), разгром «новой оппозиции» | (1) | ||
XV съезд ВКП(б) разгром «объединенной оппозиции» | (1) | ||
XVII съезд ВКП(б) | (1) | ||
Борьба с «правым уклоном» | (1) | ||
Образование СССР | (1) | ||
Пик «большого террора» | (1) | ||
Принятие 1-й Конституции СССР, смерть В.И. Ленина | (1) | ||
Принятие 2-й Конституции СССР | (1) | ||
Убийство С.М. Кирова | (3) | ||
Внешняя политика | Вступление СССР в Лигу наций | (1) | |
Генуэзская конференция и Рапалльский договор | (1) | ||
Договора СССР о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, VII конгресс Коминтерна | (1) | ||
Конфликт на КВЖД | (1) | ||
Мюнхенская конференция, советско-японский конфликт у озера Хасан | (1) | ||
Начало Гражданской войны в Испании | (1) | ||
«Полоса признаний» | (1) | ||
Советско-германский пакт о ненападении | (2) | ||
Окончание гражданской войны в Испании, начало советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол | (1) | ||
хозяйство | Восстановление довоенного уровня производства | (1) | |
Голод («голодомор») | (1) | ||
Начало массовой коллективизации | (1) | ||
Начало первой пятилетки | (1) | ||
Начало второй пятилетки | (1) | ||
Начало НЭПа | (1) | ||
Начало стахановского движения | (1) | ||
Финансовая реформа | (1) | ||
Хлебозаготовительный кризис | (1) |
Работа с персоналиями.
А. Заполните таблицу.
Исторический деятель | Кто такой? Важные факты биографии (1921–1939 гг.) |
А.Г. Стаханов | (Кто?) _______________________, установил (что? когда?) ___________________________________, положил начало (чему?) _________________________, активными участниками которого были (кто? – 3-4 примера) ___________________________________ ___________________________________________ |
Бах, Зелинский, Губкин, Иоффе, Капица, Лебедев¸ Н.И. Вавилов, С.И. Вавилов | (Кто?) ______________________________________ |
Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский | (Кто?) _______________________, (что с ними произошло?) _________________________ |
В.И. Ленин | Настоял на создании СССР (как какого государства?) ______________________, в «Письме к съезду» дал характеристики (кому?) _______________________ __________________________________________ |
И.А. Бунин | (Кто?) _______________________, стал первым русским (кем?) ________________________________ |
И.В. Сталин | Одержал победу (в чем? когда?) _________________ ______________________, достиг (какой власти?) _____________________, в СССР сложился (что?) ___________________________ |
Л.Д. Троцкий | Проиграл (что? кому?) ______________________, был (что?) ________________ и затем (что?) ________, его взгляды получили наименование (какое?) __________ |
С.М. Киров | Сподвижник (кого?) ______________, был убит при неясных обстоятельствах (когда?) _____________, его убийство стало началом (чего?) _______________ _______________ |
Ворошилов, Буденный, Тухачевский, Блюхер, Егоров | Первые советские (кто?) _______________________, трое из них (кто именно?) _______________________ _______ жертвы (чего?) _________________________ |
А.М. Коллонтай | Первая в мире (кто?) _________________________ |
Б. Определите, кто и в какой последовательности занимал перечисленные должности (для периода 1920-1930-х гг.).
Должности | Государственные деятели |
Генеральный секретарь ЦК РКП(б) / ВКП(б) | __________________ |
Председатель Совета народных комиссаров СССР | 1) __________________ 2) __________________ 3) __________________ |
Председатель ВЦИК и ЦИК СССР, затем Председатель Президиума Верховного Совета СССР | __________________ |
Наркомвоенмор СССР (позже нарком обороны СССР) | 1) __________________ 2) __________________ 3) __________________ |
Нарком иностранных дел РСФСР и СССР | 1) __________________ 2) __________________ 3) __________________ |
Руководители органов госбезопасности (ЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД) | 1) __________________ 2) В.Р. Менжинский 3) __________________ 4) __________________ 5) __________________ |
Нарком просвещения РСФСР и СССР | __________________ (до 1929 г.) |
В. Определите принадлежность перечисленных деятелей к «левому» или «правому» уклонам в ВКП(б), а также верных сторонников «генеральной линии» И.В. Сталина. Подчеркните деятелей, ставших жертвами сталинского террора в 1930-е гг. (в том числе покончивших самоубийством и убитого агентом советской разведки за границей).
Бухарин, Ворошилов, Жданов, Зиновьев, Каганович, Калинин, Каменев, Куйбышев, Маленков, Микоян, Молотов, Орджоникидзе, Рыков, Томский, Троцкий.
«Левый уклон» | «Генеральная линия» | «Правый уклон» |
Г. Распределите деятелей культуры по сферам их деятельности и отношении к эмиграции (заполните таблицу).
Александров и Орлова, Ахматова, Бабель, Бедный Д., Булгаков, Бунин, Гайдар, Горький, Дейнека, Довженко, Ильф и Петров, Есенин, Замятин, Кандинский, Катаев, Коненков, Куприн, Мандельштам, Маяковский, Мейерхольд, Немирович-Данченко, Островский, Павлова, Пастернак, Петров-Водкин, Платонов, Пришвин, Прокофьев, Пырьев, Рахманинов, Ромм, Станиславский, Стравинский, Толстой А.Н., Фадеев, Фурманов, Цветаева, Шагал, Шадр, Шаляпин, Шолохов, Шостакович, Щусев, Эйзенштейн, Юон.
Сфера деятельности | Творили в СССР | Эмигрировали и вернулись | Эмигрировали и остались за границей |
Писатели и поэты | |||
Деятели театра, балета и кино | |||
Музыка | |||
Живопись, скульптура, архитектура |
Д. Соотнесите автора произведения и памятник культуры.
Деятели | Памятники |
А. Александров и Орлова | 1. «Дом на набережной» в Москве |
Б. Братья Васильевы | 2. Кинофильм «Броненосец Потемкин» |
В. М. Булгаков | 3. Кинофильм «Чапаев» |
Г. Ильф и Петров | 4. Мавзолей В.И. Ленина |
Д. Н. Островский | 5. Кинокомедия «Веселые ребята» |
Е. М. Шолохов | 6. Роман «Мастер и Маргарита» |
Ж. А. Щусев | 7. Роман «Тихий дон» |
З. В. Мухина | 8. Роман «Как закалялась сталь» |
И. С. Эйзенштейн | 9. Скульптура «Рабочий и колхозница» |
К. Б. Иофан | 10. Романы «12 стульев» и «Золотой теленок» |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Е. Первые герои. Определите, за что были прославлены перечисленные люди.
Гризодубова, Осипенко, Раскова | |
Чкалов, Громов, Байдуков | |
Папанин, О.Ю. Шмидт, Ляпидевский |
Работа со схемой.
Определите, что обозначено цифрами на схеме «Высшие органы власти в СССР по конституциям 1924 г. (слева) и 1936 г. (справа)». Какой орган власти на схеме не указан, но играл руководящую роль?
Работа с картой.
Найдите (покажите) на карте:
1) территорию СССР на момент образования;
2) Днепрогэс, Турксиб, Беломоро-Балтийский канал, Уралмаш, Магнитогорск.
Работа с понятиями и аббревиатурами.
А. Дайте определение понятий и терминов.
1. Продналог —
2. Концессия —
3. Нэпман —
4. Хозрасчет —
5. Индустриализация —
6. Коллективизация —
7. Раскулачивание —
8. Культ личности —
9. Социалистический реализм —
10. Коллективная безопасность —
11. «Командные высоты» (в экономике) —
12. Номенклатура (советская) —
13. «Уклоны» (в компартии) —
14. Пятилетка —
15. Стахановское движение —
16. Административно-командная система —
17. «Большой террор» —
18. «Московские процессы» —
19. «Полоса признаний» —
20. Сменовеховство —
21. Конструктивизм —
22. Культурная революция —
Б. Расшифруйте аббревиатуры и сокращения.
1. ВКП(б) —
2. СССР —
3. ОГПУ —
4. ГУЛАГ —
5. НКВД —
6. Нэп —
7. ТОЗ —
8. Колхоз —
9. Ликбез —
10. Рабфак —
11. ВЛКСМ —
12. ЛПХ —
Работа с источниками.
Определите примерное время появления документов. Свой выбор объясните (устно).
А. Первая половина 1920-х гг. —
Б. Вторая половина 1920-х гг. —
В. Первая половина 1930-х гг. —
1. «Наступать на кулачество — это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, все что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество — это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги. Это и называется у нас, большевиков, настоящим наступлением. Могли ли мы предпринять лет пять или года три назад такое наступление с расчетом на успех? Нет, не могли».
2. «Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение… колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества».
3. «Поворот в сторону советской власти беспартийных писателей и огромный рост пролетарской художественной литературы со всей настойчивостью выдвинули задачу объединения писательских сил – как партийных, так и беспартийных – в единую писательскую организацию. Историческое решение ЦК ВКП (б) указало на создание единого Союза советских писателей, как на организационную форму этого объединения».
4. «Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти: 1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней. 2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде. 3. Дела слушать без участия сторон».
5. «Государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли».
6. «Теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров… вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства».
7. «На Северном Кавказе, в Шахтинском районе Донбасса, органами ОГПУ при полном содействии рабочих раскрыта контрреволюционная организация, поставившая себе целью дезорганизацию и разрушение каменноугольной промышленности этого района».
8. «Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, ВЦИК… постановляет… Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование группы верующих всех религий по описи и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа».
9. «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время с осознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».
10. «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно полезным трудом…, а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ… установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах».