Работа с понятиями и аббревиатурами.




Тренинг по теме Россия и ссср в 1921 – 1939 годах

Работа с хронологией.

Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы) (или только месяц), цифра «3» – точную дату.

  Событие Дата Номер п/п
Внутриполитическое развитие X съезд РКП(б) (1)  
XIV съезд ВКП(б), разгром «новой оппозиции» (1)  
XV съезд ВКП(б) разгром «объединенной оппозиции» (1)  
XVII съезд ВКП(б) (1)  
Борьба с «правым уклоном» (1)  
Образование СССР (1)  
Пик «большого террора» (1)  
Принятие 1-й Конституции СССР, смерть В.И. Ленина (1)  
Принятие 2-й Конституции СССР (1)  
Убийство С.М. Кирова (3)  
Внешняя политика Вступление СССР в Лигу наций (1)  
Генуэзская конференция и Рапалльский договор (1)  
Договора СССР о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, VII конгресс Коминтерна (1)  
Конфликт на КВЖД (1)  
Мюнхенская конференция, советско-японский конфликт у озера Хасан (1)  
Начало Гражданской войны в Испании (1)  
«Полоса признаний» (1)  
Советско-германский пакт о ненападении (2)  
Окончание гражданской войны в Испании, начало советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол (1)  
хозяйство Восстановление довоенного уровня производства (1)  
Голод («голодомор») (1)  
Начало массовой коллективизации (1)  
Начало первой пятилетки (1)  
Начало второй пятилетки (1)  
Начало НЭПа (1)  
Начало стахановского движения (1)  
Финансовая реформа (1)  
Хлебозаготовительный кризис (1)  

 

 

Работа с персоналиями.

А. Заполните таблицу.

Исторический деятель Кто такой? Важные факты биографии (1921–1939 гг.)
А.Г. Стаханов (Кто?) _______________________, установил (что? когда?) ___________________________________, положил начало (чему?) _________________________, активными участниками которого были (кто? – 3-4 примера) ___________________________________ ___________________________________________
Бах, Зелинский, Губкин, Иоффе, Капица, Лебедев¸ Н.И. Вавилов, С.И. Вавилов (Кто?) ______________________________________
Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский (Кто?) _______________________, (что с ними произошло?) _________________________
В.И. Ленин Настоял на создании СССР (как какого государства?) ______________________, в «Письме к съезду» дал характеристики (кому?) _______________________ __________________________________________
И.А. Бунин (Кто?) _______________________, стал первым русским (кем?) ________________________________
И.В. Сталин Одержал победу (в чем? когда?) _________________ ______________________, достиг (какой власти?) _____________________, в СССР сложился (что?) ___________________________
Л.Д. Троцкий Проиграл (что? кому?) ______________________, был (что?) ________________ и затем (что?) ________, его взгляды получили наименование (какое?) __________
С.М. Киров Сподвижник (кого?) ______________, был убит при неясных обстоятельствах (когда?) _____________, его убийство стало началом (чего?) _______________ _______________
Ворошилов, Буденный, Тухачевский, Блюхер, Егоров Первые советские (кто?) _______________________, трое из них (кто именно?) _______________________ _______ жертвы (чего?) _________________________
А.М. Коллонтай Первая в мире (кто?) _________________________

Б. Определите, кто и в какой последовательности занимал перечисленные должности (для периода 1920-1930-х гг.).

Должности Государственные деятели
Генеральный секретарь ЦК РКП(б) / ВКП(б) __________________
Председатель Совета народных комиссаров СССР 1) __________________ 2) __________________ 3) __________________
Председатель ВЦИК и ЦИК СССР, затем Председатель Президиума Верховного Совета СССР __________________
Наркомвоенмор СССР (позже нарком обороны СССР) 1) __________________ 2) __________________ 3) __________________
Нарком иностранных дел РСФСР и СССР 1) __________________ 2) __________________ 3) __________________
Руководители органов госбезопасности (ЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД) 1) __________________ 2) В.Р. Менжинский 3) __________________ 4) __________________ 5) __________________
Нарком просвещения РСФСР и СССР __________________ (до 1929 г.)

В. Определите принадлежность перечисленных деятелей к «левому» или «правому» уклонам в ВКП(б), а также верных сторонников «генеральной линии» И.В. Сталина. Подчеркните деятелей, ставших жертвами сталинского террора в 1930-е гг. (в том числе покончивших самоубийством и убитого агентом советской разведки за границей).

Бухарин, Ворошилов, Жданов, Зиновьев, Каганович, Калинин, Каменев, Куйбышев, Маленков, Микоян, Молотов, Орджоникидзе, Рыков, Томский, Троцкий.

«Левый уклон» «Генеральная линия» «Правый уклон»
       

 

Г. Распределите деятелей культуры по сферам их деятельности и отношении к эмиграции (заполните таблицу).

Александров и Орлова, Ахматова, Бабель, Бедный Д., Булгаков, Бунин, Гайдар, Горький, Дейнека, Довженко, Ильф и Петров, Есенин, Замятин, Кандинский, Катаев, Коненков, Куприн, Мандельштам, Маяковский, Мейерхольд, Немирович-Данченко, Островский, Павлова, Пастернак, Петров-Водкин, Платонов, Пришвин, Прокофьев, Пырьев, Рахманинов, Ромм, Станиславский, Стравинский, Толстой А.Н., Фадеев, Фурманов, Цветаева, Шагал, Шадр, Шаляпин, Шолохов, Шостакович, Щусев, Эйзенштейн, Юон.

 

Сфера деятельности Творили в СССР Эмигрировали и вернулись Эмигрировали и остались за границей
Писатели и поэты      
Деятели театра, балета и кино      
Музыка      
Живопись, скульптура, архитектура        

 

Д. Соотнесите автора произведения и памятник культуры.

Деятели Памятники
А. Александров и Орлова 1. «Дом на набережной» в Москве
Б. Братья Васильевы 2. Кинофильм «Броненосец Потемкин»
В. М. Булгаков 3. Кинофильм «Чапаев»
Г. Ильф и Петров 4. Мавзолей В.И. Ленина
Д. Н. Островский 5. Кинокомедия «Веселые ребята»
Е. М. Шолохов 6. Роман «Мастер и Маргарита»
Ж. А. Щусев 7. Роман «Тихий дон»
З. В. Мухина 8. Роман «Как закалялась сталь»
И. С. Эйзенштейн 9. Скульптура «Рабочий и колхозница»
К. Б. Иофан 10. Романы «12 стульев» и «Золотой теленок»
А Б В Г Д Е Ж З И К
                   

Е. Первые герои. Определите, за что были прославлены перечисленные люди.

 

Гризодубова, Осипенко, Раскова  
Чкалов, Громов, Байдуков  
Папанин, О.Ю. Шмидт, Ляпидевский  

 

 

Работа со схемой.

Определите, что обозначено цифрами на схеме «Высшие органы власти в СССР по конституциям 1924 г. (слева) и 1936 г. (справа)». Какой орган власти на схеме не указан, но играл руководящую роль?

 

Работа с картой.

Найдите (покажите) на карте:

1) территорию СССР на момент образования;

2) Днепрогэс, Турксиб, Беломоро-Балтийский канал, Уралмаш, Магнитогорск.

Работа с понятиями и аббревиатурами.

А. Дайте определение понятий и терминов.

1. Продналог —

 

2. Концессия —

 

3. Нэпман —

 

4. Хозрасчет —

 

5. Индустриализация —

 

6. Коллективизация —

 

7. Раскулачивание —

 

8. Культ личности —

 

9. Социалистический реализм —

 

10. Коллективная безопасность —

 

11. «Командные высоты» (в экономике) —

 

12. Номенклатура (советская) —

 

13. «Уклоны» (в компартии) —

 

14. Пятилетка —

 

15. Стахановское движение —

 

16. Административно-командная система —

 

17. «Большой террор» —

 

18. «Московские процессы» —

 

19. «Полоса признаний» —

 

20. Сменовеховство —

 

21. Конструктивизм —

 

22. Культурная революция —

 

Б. Расшифруйте аббревиатуры и сокращения.

1. ВКП(б) —

2. СССР —

3. ОГПУ —

4. ГУЛАГ —

5. НКВД —

6. Нэп —

7. ТОЗ —

8. Колхоз —

9. Ликбез —

10. Рабфак —

11. ВЛКСМ —

12. ЛПХ —

Работа с источниками.

Определите примерное время появления документов. Свой выбор объясните (устно).

А. Первая половина 1920-х гг. —

Б. Вторая половина 1920-х гг. —

В. Первая половина 1930-х гг. —

1. «Наступать на кулачество — это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, все что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество — это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги. Это и называется у нас, большевиков, настоящим наступлением. Могли ли мы предпринять лет пять или года три назад такое наступление с расчетом на успех? Нет, не могли».

2. «Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение… колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества».

3. «Поворот в сторону советской власти беспартийных писателей и огромный рост пролетарской художественной литературы со всей настойчивостью выдвинули задачу объединения писательских сил – как партийных, так и беспартийных – в единую писательскую организацию. Историческое решение ЦК ВКП (б) указало на создание единого Союза советских писателей, как на организационную форму этого объединения».

4. «Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти: 1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней. 2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде. 3. Дела слушать без участия сторон».

5. «Государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли».

6. «Теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров… вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства».

7. «На Северном Кавказе, в Шахтинском районе Донбасса, органами ОГПУ при полном содействии рабочих раскрыта контрреволюционная организация, поставившая себе целью дезорганизацию и разрушение каменноугольной промышленности этого района».

8. «Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, ВЦИК… постановляет… Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование группы верующих всех религий по описи и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа».

9. «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время с осознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».

10. «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно полезным трудом…, а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ… установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: