СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ.
Система формирования сигналов обеспечивает:
Ø управление режимами работы двигателей из кабины самолета;
Ø согласованное изменение задающих воздействий по частоте вращения РВД
Ø nВДз, частоте вращения РНД nНДз, подаче топлива в форсажную камеру сгорания GТФз в зависимости от требуемого режима работы двигателя и условий полета;
Ø -изменение настройки ограничителей температуры газа за турбиной ТТз*,частоты вращения РНД nНДз и площади критического сечения реактивного сопла Fкрз, а также регулятора степени понижения давления газа в турбине πТ*;
Ø формирование сигналов, характеризующих условия полета и режимы работы двигателя;
Ø логическую обработку и селектирование проходящих сигналов;
Ø выдачу управляющих сигналов на исполнительные устройства электроавтоматики.
Выполнение перечисленных функций обеспечивают следующие устройства (рис.16.10.1):
ü рычаг управления двигателем (РУД);
ü механизм объединенного управления;
ü блок предельных команд (БПК);
ü блок регуляторов предельных режимов (БПР);
ü автомат пуска двигателя (АПД);
ü кнопка "Запуск на земле";
ü выключатель "Запуск в воздухе (ЗВ);
ü боевая кнопка (БК);
ü выключатель системы прекращения помпажа (СПП);
ü выключатель "Предельные режимы";
ü выключатель "Аварийное выключение форсажа";
ü программные задающие устройства (ПЗУ) регуляторов частоты вращения РВД nВД; степени понижения давления газа в турбине πТ*; подачи топлива в форсажную камеру GТФ; площади критического сечения сопла Fкр;
ü сигнализаторы температуры воздуха на входе, давления воздуха на входе; давления воздуха в компрессоре; температуры топлива; давления в противообледенительной системе; появления помпажа; температуры газов за турбиной, барометрической высоты и числа Μ для канала АПЗ;
ü электромагнитные клапаны Э-1, Э-2, Э-3, Э-45 Э-5, Э-6, Э-7, Э-8, Э-9, Э-12,Э-13.
Рычаг управления двигателем, расположенный в кабине самолета, кинематически связан с механизмом объединенного управления на двигателе, который обеспечивает взаимодействие топливной и электрической автоматики. Через механизм объединенного управления перемещение РУД передается на стоп-кран, ПЗУ регулятора nВД, ПЗУ регулятора Fкр, ПЗУ регулятора форсажа. Кроме этого, от двух микровыключателей, расположенных в механизме управления, подаются дискретные команды "М" и "МГ" на БПК, селектор БПР и АПД.
Автомат пуска двигателя выдает электрические сигналы по времени на включение агрегатов пуска при запусках двигателя на земле и в воздухе. Начало вступления его в работу обеспечивается нажатием кнопки "Запуск на земле", включением выключателя "Запуск в воздухе", системой автоматизированного запуска.
БПК выдает электрические сигналы на АПД для обеспечения запуска двигателя на земле и в воздухе.
Назначение БПР и выполняемые им функции рассмотрены ранее. При включении выключателя "Аварийное выключение форсажа" выдается сигнал на закрытие форсажного крана.
Программные задающие устройства регуляторов и ограничителей формируют заданные значения управляемых и ограничиваемых величин, а также некоторых управляющих факторов (GТФ, Fкр). Датчики обеспечивают формирование следующих сигналов:
§ ДАТ-2,5 - по давлению воздуха на входе в двигатель;
§ ДЧВ-2500 - по частоте вращения РНД;
§ ДЧВ-2500 - по частоте вращения РВД;
§ П-97М - по температуре воздуха на входе в двигатель;
§ -ТДК-59А - командного давления топлива, пропорционального температуре воздуха на входе в двигатель;
§ -ДАТ-8 - по давлению в противообледенительной системе;
§ СПТ-88 - появления помпажа двигателя для включения в работу противопомпажной защиты двигателя;
§ ДАТ-40 - по давлению воздуха за компрессором;
§ Т-99 - по температуре газа за турбиной;
§ ДПИ-1500 - розжига форсажа "рф";
§ МСТ-70 - заполнения третьего топливного коллектора форсажа "ЗК";
§ МСТ-10А - по включению форсажа ("ВФ").
Электромагнитные клапаны, будучи исполнительными устройствами электроавтоматики, предназначены:
Э-1 - для управления дозирующим краном от регуляторов частоты вращенияnВД или ограничителей частоты вращения nНД и температуры ТТ* газа за турбиной;
Э-2 - для управления направляющими аппаратами компрессора высокого давления при появления помпажа и на спецрежимах;
Э-3 - для уменьшения расхода топлива в основной камере сгорания при помпаже и на спецрежимах;
Э-4 - для обеспечения площадки "Минимальный форсаж" при запуске форсажной камеры;
Э-5 - для обеспечения закрытия форсажного крана при аварийном выключении форсированных режимов;
Э-6 - для обеспечения подачи топлива от дозатора при запуске форсажной камеры;
Э-7 - для обеспечения требуемой настройки гидромеханического регулятора по сигналу "Отказ БПР";
Э-8 - для обеспечения перенастройки топливного автомата запуска;
Э-9 - для обеспечения настройки регулятора πТ*;
Э-12 - для прекращения подачи топлива в основную камеру сгорания при помпаже;
Э-13 - для осуществления сброса топлива, поступающего в основную камеру сгорания, при помпаже.
2. ФОРМИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ.
Запуск двигателя на земле осуществляется постановкой РУД из положения "Стоп" в положение "Малый газ" и нажатием кнопки "Запуск на земле". При этом включаются в работу АПД, системы раскрутки и зажигания.
При частоте вращения nВД =6-8% давлением топлива от качающего узла агрегата НР-59 открывается запорный клапан агрегата РТ-59 и топливо поступает в I контур форсунок. Воспламенение топливовоздушной смеси приводит к дальнейшей раскрутке ротора. При этом дозирование топлива на начальном этапе (nВД < 35%) осуществляется топливным автоматом запуска агрегата НР-59.
При nВД = 35% возрастание давления топлива приводит к открытию распределительного клапана агрегата РТ-59, и топливо, открыв запорный клапан, поступает во второй контур форсунок. Приблизительно с этого же момента топливный автомат запуска выключается из работы, а дозирование топлива продолжает осуществлять автомат приёмистости.
При достижения частотой вращения nВД значения, соответствующего настройке регулятора, автомат приемистости выключается, и двигатель выходит на установившийся режим малого газа.
При температуре воздуха на входе в двигатель ТВ* < 15°С расход топлива на режиме "Малый газ" будет определять настройка ограничителя минимального расхода топлива GTмин = 335 кг/час и частота вращения nВД будет выше настройки регулятора nВД.
Если в течение 50 с частота вращения двигателя nВД не достигнет 50%, цикл запуска прекращается.
Для надёжного запуска в воздухе к свечам зажигания подводится кислород. При этом необходимо, чтобы частота вращения nВД была не меньше 12%.
При запуске в воздухе на высотах Η > 6 км, для обеспечения устойчивой работы компрессора высокого давления производится перенастройка топливного автомата запуска на снижение расхода топлива. Перенастройка обеспечивается включением электромагнитного клапана Э-8. Его выключение происходит по сигналу БПК при достижении nВД = 85%, либо по перемещению РУД в положение "Максимал" при замыкании микровыключателя в механизме управления агрегата НР-59.
3. ФОРМИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ НА ДРОССЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ.
Изменение режима работа двигателя от малого газа до максимального производится путём перемещения РУД в диапазоне от (αруд =13-17° (площадка малого газа) до αруд = 64 - 68° (площадка "Максимал"). При этом осуществляется перенастройка регулятора частоты вращения nВД в соответствие с программой
управления nВД = nВД (αруд, Тв*) Если расход топлива на режиме малого газа определяется ограничителем GТ мин, то перемещение РУД вначале не приводит к увеличению частоты вращения nВД, пока настройка регулятора nВД по расходу топлива не достигнет значения, соответствующего настройке ограничителя GТмин:
GТ мин = GТ мин (Р*В)
Заданное значение приведенной частоты вращения nНД пр ротора низкого давленая формируется в устройстве БПР в зависимости от приведенной частоты вращения nВД пр и температуры воздуха на входе в двигатель Тв*.
nНД пр =nНД пр (nВД пр,Тв*)
При перемещении РУД в положение крейсерских режимов гидромеханический регулятор nВД устанавливает требуемую частоту вращения ротора высокого давления воздействием на расход топлива в основной камере сгорания. Устройство БПР получает сигнал от датчиков частоты вращения nВД (ДЧВ-2500) и температуры Тв* воздуха на входе (П-97М), вычисляет приведенную частоту вращения nВД пр и по ее значению формирует заданное значение приведенной частоты вращения nВД пр з с учетом температуры Тв*. Кроме того, БПР получает сигнал от датчика частоты вращения nНД (ДЧВ-2500), вычисляет приведенную частоту вращения nНД пр, сравнивает ее со значением nНД пр з и при наличии отклонения выдает сигнал на Э-9. Это приводит к перемещению иглы воздушного редуктора агрегата РС-59, что изменяет настройку регулятора πТ*.
Регулятор πТ* обеспечивает управление площадью критического сечения FKp реактивного сопла. Установившийся режим наступает при равенстве nНД пр = nНД пр з· Если nНД пр < nНД пр з то FKР увеличивается и наоборот.
4. ФОРМИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ НА МАКСИМАЛЬНОМ И ФОРСИРОВАННЫХ РЕЖИМАХ
При установке РУД на площадку "Максимал" происходит замыкание микро-выключателя В-322 и обеспечивается настройка гидромеханического регулятора nВД на 2-3% выше настройки канала управления nВД в устройстве БПР. С этого момента частота вращения nВД будет находиться под контролем БПР и поддерживаться с точностью ± 0,6%. Получая сигналы от датчиков nВД (ДЧВ-2500) и температуры воздуха ТВ* (П-97М), БПР осуществляет управление дозирующим краном агрегата НР-59 при помощи электромагнита Э-1. Установившийся режим наступает при равенстве nВД = nВД з (ТВ*)
В случае превышения температурой газа за турбиной ТТ* или частотой вращения nНД своих предельных значений БПР осуществляет управление дозирующим краном по одному из законов:
ТТ*=ТТЗ*(ТВ*);
nНД = nНД з (ТВ*)
При превышении давления р*к воздуха за компрессором своего предельного значения ограничитель рк*пред агрегата НР-59 обеспечит управление дозирующим краном таким образом, чтобы р*к < 35,5 кгс/см (р*к = 3,55 МПа).
В канале управления частотой вращения nНД по сигналу микровыключателя В-322 будет осуществлен переход на программу nНД = nНД з (ТВ*) с воздействием на площадь критического сечения FKР сопла.
Описанный характер управления частотами вращения nВД и nНД сохраняется и при перемещении РУД в область форсированных режимов. Кроме этого происходит запуск форсажной камеры сгорания, а дозирование топлива - гидромеханическим регулятором РСФ-59 по программе
GТФ = GТФ з(αруд, р*к, ТВ*)
Управление запуском форсажной камеры сгорания осуществляет канал логики включения форсированного режима устройства БПР.
При переводе РУД в положение форсированных режимов обеспечивается открытие дозирующих кранов форсажного топлива и подача командного давления жидкости на открытие запорного клапана первого коллектора. От этого давления срабатывает сигнализатор МСТ-10А агрегата РСФ, вырабатывающий сигнал "Включение форсажа (ВФ)" для БПР и на включение зажигания форсажной камеры.
В устройстве БПР происходит смещение программы nНД з = nНД з (ТВ*), фактическое значение частоты вращения nНД оказывается меньше заданного nНД з, и канал управления nНД выдает сигнал на раскрытие сопла. При этом уменьшается PT*, и повышается запас устойчивости компрессора низкого давления.
При наблюдающейся в этом случае раскрутке ротора низкого давления возможно вступление в работу канала ограничения nНД, воздействующего на расход топлива в основной камере сгорания. Это может привести к снижению частоты вращения nНД з = nНД з (ТВ*).
При осуществлении запуска форсажной камеры срабатывает датчик ДПИ, выдавая сигнал "Розжиг форсажа (РФ)". После этого сигнала через 0,6 с снимается смещение программы.
При подключении второго и третьего коллекторов форсунок форсажного топлива сигнализатором МСТ на агрегате РТФ вырабатывается электрический сигнал "Заполнение коллекторов (ЗК)", по которому также происходит смещение программы nНД з(ТВ*) на время существования этого сигнала с дополнительной задержкой на 0,4 с.
При появления сигнала "ВФ" устройство БПР выдает сигнал на электромагнит Э-4 агрегата РСФ для осуществления запуска форсажной камеры при значениях площади критического сечения сопла и расхода топлива в форсажной камере, соответствующих режиму "Минимальный форсаж". По сигналу ВФ включается в работу дозатор запуска форсажной камеры сгорания с помощью электромагнита Э-6.
После фактического запуска форсажной камеры сгорания по сигналу от ДПИ Э-4 и Э-6 отключаются.
При включения выключателя "Аварийное отключение форсажа" устройство БПР выдает сигнал на электромагнит Э-5, воздействующий на гидрозамедлитель, с помощью которого обеспечивается закрытие форсажных кранов и прикрытие реактивного сопла.
При увеличении скорости полета выше допустимого значения предусмотрен автоматический перевод двигателя на режим "Минимальный форсаж" по электрическому сигналу из самолетной системы на электромагнит Э-4.
При выключении выключателя "Предельный режим" изменяется настройка регуляторов и ограничителей БПР. При этом на форсированных и максимальном режимах производится смещение вниз III участка программы управления
nВД = nВД з (ТВ*) на 3%, III участка программы управления nНД = nНД з (ТВ*) на 4%; горизонтального участка программы ограничения ТТ* = ТТЗ* (Тв*) на 50°. Данный выключатель располагается в левой нише шасси.
Там же располагается тумблер "Режим повышенной температуры (РПТ)". Его включение производит смещение горизонтального участка программы ограничения ТТ* = ТТЗ* (Тв*) на 25° вверх.
С целью исключения перегрева двигателя на больших высотах Η > 13 км по дискретному сигналу производится смещение вниз горизонтального участка программы ТТ* = ТТЗ* (Тв*) на 30°
На случай отказа БПР предусмотрено ограничение диапазона его воздействия по частоте вращения nВД до значения 79 ± 2%, если отказ сопровождается снижением расхода топлива. Если отказ сопровождается увеличением расхода топлива, то происходит переход на гидромеханический регулятор nВД воздействием на электромагнит Э-7 агрегата НР-59. При этом обеспечивается снижение настройки гидромеханического регулятора nВД до требуемого значения.