Задание 1. «Парные этюды-импровизации».




Задачи.

1. Отработка навыков моделирования педагогической ситуации с учетом причин и возможных последствий.

2. Развитие организаторских способностей.

Задание 1. «Коллективный этюд».

Студенты делятся на две группы. Каждая группа придумывает ситуацию (можно использовать ситуации из собственного опыта, записанные дома в дневниках). Студенты распределяют роли и готовят их для проигрывания. На это отводится 10 мин.

Затем каждая группа по очереди проигрывает свою ситуацию до кульминационного момента, а именно до момента реакции на поступок.

Например: «Учитель входит в класс, здоровается и предлагает детям сесть, но все молча продолжают стоять».

После этого группам предлагается придумать возможные вари­анты (2—3 варианта) реакции на поступок (ситуацию), предло­женной другой группой, т. е. завершить ее.

На это также отводится 10 мин. Когда все готовы, эти вариан­ты проигрываются.

После этого проводится совместное обсуждение каждой ситуа­ции: выявляются возможные приемы и последствия всех проде­монстрированных вариантов.

Задание 2. «Подготовка к походу».

Студентам предлагается спланировать этап подготовки класса к походу, в который дети идут на неделю. Студенты работают в группах по 5—6 человек. Каждая группа получает задание пред­ставить цели похода, место, распределение поручений, содержа­ние деятельности во время похода, контроль за выполнением по­ручений; составить характеристику класса (возраст, количество детей, которые пойдут в поход; количество мальчиков и девочек, социально-психологические особенности учащихся: уровень спло­ченности, лидерство в классе, микрогруппы и т.д.). Все этапы планирования похода подробно расписываются каждой микро­группой.

После предварительной подготовки каждая группа представ­ляет на коллективное обсуждение свой вариант плана. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы, предлагать свои рекомендации по планированию этого вида деятельности.

Задание 3. «Укрощение огня».

При рождении замысла урока необходимо ориентироваться на то, как ученики будут воспринимать тот или иной материал, как они будут себя вести, с кем сидеть. Необходимо представить, бу­дут ли они слушать вас, и т.д. Студентам предлагается разбиться на группы по 5 — 6 человек. Каждой группе предлагается проду­мать формы, приемы и виды работы на уроке (в начале, середи­не, конце урока), позволяющие поддерживать интерес к учебной деятельности разным группам детей.

Каждая группа получает свое задание. Например:

1. Ученики III класса: активные, хорошо успевающие. Увлека­ясь, дети возбуждаются, начинают шуметь, с трудом переключа­ются с одного вида деятельности на другой.

2. Учащиеся V класса: пассивные, успевают на «З» и «4». У боль­шинства учащихся повышенная утомляемость. К середине урока отмечается заметное снижение внимания.

3. Ученики Х класса — класс с математическим уклоном: быс­тро и легко выполняют задания, задают проблемные вопросы, часто не соглашаются с мнением учителя.

4. Ученики VII класса: отсутствует мотивация учебной деятель­ности, учиться не хотят, задают вопросы на разные темы, не ка­сающиеся урока, радуются любым «уходам» с урока, провоциру­ют учителя на разговоры о политике, семье и т. п.

Работая в микрогруппах, студенты рассматривают возможные варианты работы с конкретными детьми: смену видов деятельно­сти, включение неожиданной цитаты или анекдота, использова­ние игровых форм, физминуток и т.д. Затем каждая группа пред­ставляет результаты своей работы. Проводится коллективное об­суждение эффективности предложенных способов взаимодействия учителя с детьми на уроке, вносятся поправки и коррективы, объясняются причины обращения к данным методическим при­емам.

ЗАНЯТИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ЭЛЕМЕНТЫНЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Задачи.

1. Формирование навыков анализа педагогических ситуаций.

2. Развитие способностей к педагогической импровизации.

Задание 1. «Парные этюды-импровизации».

Студенты делятся по парам.

Каждая пара получает карточку с заданием.

Например:

1. Учитель должен выяснить у ученика, почему тот системати­чески пропускает занятия.

2. Выяснить, почему ученик ударил другого.

3. Попросить коллегу задержаться после уроков, чтобы помочь вам с подготовкой открытого урока.

4. Поговорить с учеником, который обсуждал вас с друзьями, а вы случайно слышали.

5. Выяснить у ученика, почему его родители не приходят в шко­лу, хотя вы уже не раз их приглашали.

6. Сказать коллеге, что вам ее урок показался недостаточно про­думанным.

7. Поговорить с родителями о плохом поведении и успеваемо­сти его ребенка и т.д.

Получив карточку, студенты должны лишь распределить роли, определить возраст ученика, место общения. При этом сам диалог никак не оговаривается в ходе беседы, т.е. заранее партнеры не должны знать, как поведет себя Другой по отношению к нему. Цель учителя — максимально конструктивно завершить диалог, а партнер (ученик, родитель) может выбирать любую тактику по­ведения.

После проигрывания каждого этюда проводится анализ, кото­рый должен начинаться с самоанализа исполнителей: что полу­чилось, что не получилось, почему? Необходимо также выяснить, как чувствовал себя каждый играющий и т.д. Затем диалог анали­зируют наблюдатели.

Задание 2. «А что если бы...».

Студенты работают в трех микрогруппах. Каждая группа моде­лирует педагогическую ситуацию (можно использовать домашние заготовки) и озвучивает ее для других групп.

После этого студентам дается время (5—10 мин), чтобы при­думать «ловушку», т. е. ситуацию, которая изменит ход события, предложенного одной из микрогрупп. Первая группа готовит «ло­вушку» для второй группы, вторая — для третьей, третья — для первой.

В качестве примера можно обратиться к рассказу Ю.Л.Львовой «Доброта» (см. Приложение 1), когда намерения учителя нарушает неожиданное появление директора.

«Ловушка» демонстрируется только во время проигрывания ситуации, что ставит участников перед необходимостью быстро­го принятия решения, развивает способности к педагогической импровизации, навыки решения задач в ситуации неопределен­ности.

По окончании работы проводится анализ возможных послед­ствий.

Данное задание развивает способности студентов быстро реа­гировать на неожиданные ситуации, просчитывать варианты ре­шений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: