Задачи.
1. Отработка навыков моделирования педагогической ситуации с учетом причин и возможных последствий.
2. Развитие организаторских способностей.
Задание 1. «Коллективный этюд».
Студенты делятся на две группы. Каждая группа придумывает ситуацию (можно использовать ситуации из собственного опыта, записанные дома в дневниках). Студенты распределяют роли и готовят их для проигрывания. На это отводится 10 мин.
Затем каждая группа по очереди проигрывает свою ситуацию до кульминационного момента, а именно до момента реакции на поступок.
Например: «Учитель входит в класс, здоровается и предлагает детям сесть, но все молча продолжают стоять».
После этого группам предлагается придумать возможные варианты (2—3 варианта) реакции на поступок (ситуацию), предложенной другой группой, т. е. завершить ее.
На это также отводится 10 мин. Когда все готовы, эти варианты проигрываются.
После этого проводится совместное обсуждение каждой ситуации: выявляются возможные приемы и последствия всех продемонстрированных вариантов.
Задание 2. «Подготовка к походу».
Студентам предлагается спланировать этап подготовки класса к походу, в который дети идут на неделю. Студенты работают в группах по 5—6 человек. Каждая группа получает задание представить цели похода, место, распределение поручений, содержание деятельности во время похода, контроль за выполнением поручений; составить характеристику класса (возраст, количество детей, которые пойдут в поход; количество мальчиков и девочек, социально-психологические особенности учащихся: уровень сплоченности, лидерство в классе, микрогруппы и т.д.). Все этапы планирования похода подробно расписываются каждой микрогруппой.
После предварительной подготовки каждая группа представляет на коллективное обсуждение свой вариант плана. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы, предлагать свои рекомендации по планированию этого вида деятельности.
Задание 3. «Укрощение огня».
При рождении замысла урока необходимо ориентироваться на то, как ученики будут воспринимать тот или иной материал, как они будут себя вести, с кем сидеть. Необходимо представить, будут ли они слушать вас, и т.д. Студентам предлагается разбиться на группы по 5 — 6 человек. Каждой группе предлагается продумать формы, приемы и виды работы на уроке (в начале, середине, конце урока), позволяющие поддерживать интерес к учебной деятельности разным группам детей.
Каждая группа получает свое задание. Например:
1. Ученики III класса: активные, хорошо успевающие. Увлекаясь, дети возбуждаются, начинают шуметь, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
2. Учащиеся V класса: пассивные, успевают на «З» и «4». У большинства учащихся повышенная утомляемость. К середине урока отмечается заметное снижение внимания.
3. Ученики Х класса — класс с математическим уклоном: быстро и легко выполняют задания, задают проблемные вопросы, часто не соглашаются с мнением учителя.
4. Ученики VII класса: отсутствует мотивация учебной деятельности, учиться не хотят, задают вопросы на разные темы, не касающиеся урока, радуются любым «уходам» с урока, провоцируют учителя на разговоры о политике, семье и т. п.
Работая в микрогруппах, студенты рассматривают возможные варианты работы с конкретными детьми: смену видов деятельности, включение неожиданной цитаты или анекдота, использование игровых форм, физминуток и т.д. Затем каждая группа представляет результаты своей работы. Проводится коллективное обсуждение эффективности предложенных способов взаимодействия учителя с детьми на уроке, вносятся поправки и коррективы, объясняются причины обращения к данным методическим приемам.
ЗАНЯТИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ЭЛЕМЕНТЫНЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Задачи.
1. Формирование навыков анализа педагогических ситуаций.
2. Развитие способностей к педагогической импровизации.
Задание 1. «Парные этюды-импровизации».
Студенты делятся по парам.
Каждая пара получает карточку с заданием.
Например:
1. Учитель должен выяснить у ученика, почему тот систематически пропускает занятия.
2. Выяснить, почему ученик ударил другого.
3. Попросить коллегу задержаться после уроков, чтобы помочь вам с подготовкой открытого урока.
4. Поговорить с учеником, который обсуждал вас с друзьями, а вы случайно слышали.
5. Выяснить у ученика, почему его родители не приходят в школу, хотя вы уже не раз их приглашали.
6. Сказать коллеге, что вам ее урок показался недостаточно продуманным.
7. Поговорить с родителями о плохом поведении и успеваемости его ребенка и т.д.
Получив карточку, студенты должны лишь распределить роли, определить возраст ученика, место общения. При этом сам диалог никак не оговаривается в ходе беседы, т.е. заранее партнеры не должны знать, как поведет себя Другой по отношению к нему. Цель учителя — максимально конструктивно завершить диалог, а партнер (ученик, родитель) может выбирать любую тактику поведения.
После проигрывания каждого этюда проводится анализ, который должен начинаться с самоанализа исполнителей: что получилось, что не получилось, почему? Необходимо также выяснить, как чувствовал себя каждый играющий и т.д. Затем диалог анализируют наблюдатели.
Задание 2. «А что если бы...».
Студенты работают в трех микрогруппах. Каждая группа моделирует педагогическую ситуацию (можно использовать домашние заготовки) и озвучивает ее для других групп.
После этого студентам дается время (5—10 мин), чтобы придумать «ловушку», т. е. ситуацию, которая изменит ход события, предложенного одной из микрогрупп. Первая группа готовит «ловушку» для второй группы, вторая — для третьей, третья — для первой.
В качестве примера можно обратиться к рассказу Ю.Л.Львовой «Доброта» (см. Приложение 1), когда намерения учителя нарушает неожиданное появление директора.
«Ловушка» демонстрируется только во время проигрывания ситуации, что ставит участников перед необходимостью быстрого принятия решения, развивает способности к педагогической импровизации, навыки решения задач в ситуации неопределенности.
По окончании работы проводится анализ возможных последствий.
Данное задание развивает способности студентов быстро реагировать на неожиданные ситуации, просчитывать варианты решений.