Массовая культура: сущность, функции.




Лекция IV

Массовая и элитарная культура. Субкультура и контркультура

Массовая культура: сущность, функции.

Массовая культура - это культура, эксплуатируемая «некультурным» большинством. Под самим термином «массовый» подразумевается недифференцированное большинство, скорее – «толпа простолюдинов», чем индивидуальностей или представителей определенных групп. Массовая культура же, как феномен, в большинстве прочтений представляется как гомогенизированная культура или культура массовой продукции; порой в большей степени, чем это есть на самом деле.

Массовая культура, по мнению Д. Макдональда, очень демократична по природе: она полностью отказывается дискриминировать или дифференцировать что-либо или кого-либо. Все сводится только к получению прибыли.

К примеру, журнал «Лайф», - типичный вариант усредненного журнала, рассчитанного на массового читателя. Его можно увидеть и на журнальном столе из красного дерева у представителя элитарного класса Америки, и на стеклянном офисном столе представителя среднего класса, и на клеенчатом кухонном столе у бедняка. Содержание журнала гомогенизировано, как впрочем, и тираж.

Эдвард Шилз подчеркивает, что «массовое общество» - это феномен новейшей истории, хотя предпосылки к возникновению «массового общества» существовали еще со времен греческих полисов. В связи с анализом феномена «массового общества» Шилз говорит о значении понятия «цивилизации» и «гражданина» города, то есть городского жителя. Шилз не отрицает, что проблемы взаимоотношений централизованной группы людей «города» - элиты и людей «периферии» - массы, не исчезли с развитием феномена «массового общества», поскольку эти проблемы носят глубоко внутренний психологический характер. Однако, по мнению Шилза, именно «массовое общество» пробудило и усилило работу «индивидуальностей», индивидуального начала.

Под «индивидуальностью» он понимает открытость, готовность к эксперименту, расцвет - кульминацию чувствительности, восприимчивости к другому мнению, взгляду или человеку. Массовое общество, таким образом, высвобождает когнитивные, сенситивные, нравственные способности индивидуальности. С развитием «массового общества» люди обрели возможность самостоятельно выбирать вид, род познавательной и развлекательной деятельности, более свободно ориентироваться в различных сферах жизни, в то время как ранее их сковывали традиции и авторитеты. Теперь возможность познать «вкус и ценность удовольствий» чрезвычайно возросла: через обоняние, осязание, зрение, слух, ибо повысилась восприимчивость самого человека.

Данные рассуждение, предупреждает исследователь, не носят универсальный характер, ибо, естественно определенная часть общества пребывала в вегетативном оцепенении, реагируя вяло, а порой и агрессивно на окружающую, развивающуюся по новым законам, среду. Он обращает внимание на тот факт, что «массовая культура» выполняет одновременно несколько функциональных задач.

С одной стороны, выступает как репрезентативный пласт культуры, отражающий реальные черты и характеристики современной культуры, во-вторых, определяет социальный статус потребителей своей культуры, в – третьих, направляет и корректирует средства массовой информации, являющиеся ее непосредственными посредниками. Другими словами, Шилз дает понять, что «массовая культура» не ограничивается только лишь рамками культуры массового производства, но отвечает за качество производимой продукции и формирование собственного, определенного потребителя, то есть индивида, который не просто потребляет «продукт» культуры, но выбирает данный способ «окультуривания». Тем более что, по мнению Шилза, слишком поверхностно наделять данный термин заведомо негативной характеристикой, поскольку социальная действительность повествует, что даже представители элитарных кругов многих стран предпочитают «среднюю» культуру, а порой и культуру «брутальную».

Кроме того, сегодня во многом благодаря средствам массовой коммуникации произведения «высокой», «изысканной» культуры могут стать достоянием широкой общественности. А отдельные жанры, развитые «культурой СМИ», становятся сначала источником вдохновения для творческих поисков «высокой» культуры, после и достоянием, артефактом «высокой» культуры. Не стоит также забывать о том, что многие жанры «изысканной» культуры, безусловно элитарные по содержанию, в процессе творчества современных деятелей искусства становятся «герменевтами» «низкого» или «посредственного» качества.

В данной связи автор считает необходимым привести определение «массовой культуры», сформулированное отечественным исследователем, Костиной А.В.:

«Массовая культура – это специфический способ освоения действительности и адаптации к ней, проявляющийся в условиях индустриально развитого «массового общества», это явление, характеризующее специфику производства и распространения культурных ценностей в современном обществе. Ее отличительными особенностями являются такие, как ориентация на вкусы потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей. Обладающая собственным знаковым кодом, массовая культура создает символическую надстройку над константной реальностью, которая многими воспринимается как подлинная реальность или ее полноценный заменитель»[1].

Данное определение точно обозначает пределы функционирования и ориентационные характеристики феномена массовой культуры. Итак, в последнем десятилетии XX столетия в научно – исследовательской среде закрепилось представление о массовой культуре как о «своеобразном феномене социальной дифференциации современной культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа и т.п.»[2].

Продукция широкого потребления с наступлением эры постиндустриализации приобрела невероятную популярность, так как, в силу социальных изменений в обществе, стала жизненно необходимым культурным элементом. Поэтому справедливо будет напомнить ряд предпосылок, предшествовавших появлению феномена массовой культуры:

Экономические предпосылки:

ü становление индустриальной экономики, опирающейся на конвейерное производство

ü стремительное развитие технологий

ü повсеместное распространение средств массовой коммуникации

Социально – политические предпосылки:

ü процесс урбанизации

ü разрушение прежних социальных целостностей

Культурные факторы:

ü формирование новой картины мира

ü формирование новых ценностных установок и новой ментальности

 

Если в традиционных сообществах трансляция норм мировоззрения и поведения решалась преимущественно персонализированными средствами: от обучающего к обучаемому, причем, первостепенную роль занимал жизненный личный опыт воспитателя, то в условиях развития национальных культур и формирования соответствующих общенациональных (позднее и транснациональных) норм, стандартов социальной и культурной адекватности человека, возникла необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого социального опыта, ценностных ориентаций, паттернов сознания и поведения в национальном масштабе. Подобные, глобальные изменения и преобразования потребовали создания специального органа трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации языка и информации из специализированных областей познания и социокультурной практики к языку и обыденному восприятию, пониманию неподготовленных людей, возможности манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информации.

За реализацию такого рода задач и отвечает массовая культура. Кроме того, массовая культура космополитична. Она интегрирует общество не с помощью идей, а с помощью технологий. Вследствие этого она является необычайно эклектичной и всеядной. Массовая культура также способна принимать ярко выраженные национальные черты, когда находится в рамках определенных культурных миров. Именно поэтому мы говорим отдельно об американской, советской и других массовых культурах.

 

Среди основных направлений массовой культуры можно выделить следующие:

· индустрия «субкультуры детства» (детская литература, детские клубы и лагеря, технологии коллективного воспитания и т.д.). Цель существования подобной индустрии – в открытой или закамуфлировано проводимой универсализации воспитания детей, внедрении в их сознание стандартизированных норм личностной культуры; в закладывании основ базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе.

· массовая общеобразовательная школа, цели которой тесным образом связаны с целевыми установками «субкультуры детства».

· средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию. Информация для населения интерпретируется в русле, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика». Таким образом, и формируется общественное мнение по тем или иным проблемам.

· система национальной и государственной идеологии и пропаганды, формирующая политико-идеологические ориентации населения.

· массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истеричный «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения). Подобные направления значительно упрощают сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций «наши – не наши», замещают анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями простыми и порой фантастическими объяснениями происходящего, тем самым, приучают людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, ко все большему попустительству в отношении рационального постижения волнующих их проблем.

· система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода). С ее помощью в общественном сознании формируются стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни (за счет имитации в массовых, доступных по цене моделях формы «элитных» образцов).

· индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера услуг по изменению внешности, пола). Эта область услуг ориентирована как на стандартизацию физических данных человека в соответствии с актуальной модой на имидж, так и на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью.

· индустрия досуга, включающая в себя художественную массовую культуру («бульварная» литература, развлекательные жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, рок и поп-музыка, шоу – индустрия). Во многих отношениях эта индустрия эквивалентна «субкультуре детства», только адаптирована она под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя. Здесь используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, ориентированного на интеллектуальные невзыскательные запросы массового населения. При помощи электронных видов СМИ достигается эффект психологической релаксации человека[3].

 

Мы приходим к выводу, что феномен «массовой культуры» отвечает за очень многие, объективные процессы общей социокультурной трансформации сообществ. Фактически массовая культура принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, по сути, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, так как традиционная «обыденная» культура, основывавшаяся на обобщенном опыте доиндустриальной эпохи, утратила методическую эффективность и содержательную актуальность. Массовая культура в современном понимании аккумулирует социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах развития общества, проводит селекцию между наиболее эффективными и социально неприемлемыми чертами и формами.

Массовая культура формируется во второй половине XIX века. Ее появление обусловили промышленная и научно-техническая революции, изменения в системе коммуникаций (телефон, радио, кинематограф); резкий рост народонаселения; доминирование городской культуры; усиление процессов миграции и дезактуализации таких способов трансляции культуры, как традиция; формирование феномена массы, отличного от общностей, подобных народу и нации.

Носителем ценностей массовой культуры является массовый человек со стертым индивидуальным началом. Массовая аудитория – это коллектив без личности, выступающий как продукт массового общества, как продукт урбанизации и индустриализации, это коллектив, все единицы которого атомизированы, разобщены. Отсюда – и специфика вхождения в данную культуру. Если характер приобщения к элитарной культуре всегда индивидуальный, а к народной – коллективный, то в массовой культуре приобщение к ее ценностям осуществляется на уровне безличного коллектива.

Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений, носителем же ее ценностей является человек массы – недифференцированный субъект с невыраженным личностным началом. Для массового человека характерны некритичность восприятия, управляемость, духовная инфантильность. Между тем массовый человек может являться представителем всех социальных слоев вне зависимости от положения в экономической, политической, интеллектуальной иерархии. Это обстоятельство позволяет рассматривать массовую культуру в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности. Эта всеобщность имеет качественный, а не количественный характер, так как атрибутивной характеристикой массовой культуры является не число носителей ее ценностей, а совершенно особые качества: высокая степень адаптивности; производство определенного типа сознания – пассивного и нетворческого; ориентация на вкусы и потребности «среднего человека»; использование средств массовой коммуникации как главного канала распространения и потребления ее ценностей.

Основные функции массовой культуры:

· адаптационная

· коммуникативная

· социализирующая

· рекреативная

· идеологическая

· ценностно-ориентационная

 

Мифологизация реальности массовой культурой в эпоху индустриализма была одним из механизмов управления массовым сознанием, не способным к самостоятельному, реалистическому видению мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: