Критерии оценки аттестационных испытаний




Директор Института детства

Т.А. Соловьева

МАТЕРИАЛЫАТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ

По направлению подготовки

Педагогическое образование

Профиль: Начальное образование

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Форма обучения:

Очная/очно-заочная/заочная

Курс

Педагогика и психология

 

Примерные вопросы собеседования

  1. Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса.
  2. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики.
  3. Методологические принципы педагогики. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
  4. Основные виды обучения в современной школе: объяснительно-иллюстративное, программированное, дифференцированное, индивидуальное. Компьютеризация процесса обучения.
  5. Содержание общего образования как основа формирования культуры личности.
  6. Характеристика основных компонентов содержания общего образования.
  7. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в школе: учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия.
  8. Теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев)
  9. Развивающее обучение в теории Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
  10. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)
  11. Развивающее обучение по Л.В.Занкову
  12. "Свободное" обучение по К.Роджерсу
  13. Общая теория методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.
  14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые. Проблема совершенствования методов обучения в современной школе.
  15. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, наказания и др. проблема оптимального выбора методов обучения.
  16. Методы контроля и самоконтроля в обучении: письменные работы, лабораторные и практические работы. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, фронтальный, дифференцированный, машинный и безмашинный, программированный контроль.
  17. Воспитательная и образовательная функции контроля и оценки знаний, умений и навыков.
  18. .Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система.

 

Список литературы:

  1. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
  2. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы / А. А. Вербицкий. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Сластёнин, В. А., Чижакова. Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 429 с.
  6. Подласый, И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика: учеб. для бакалавров. В 2 т. / И. П. Подласый. - М.: Юрайт, 2013. - 1576 с.

Психология

Примерные вопросы собеседования

  1. Психология и ее место в системе наук.
  2. Предмет, задачи, структура психологии на современном этапе. Проблема человека в психологии.
  3. Основные этапы развития психологии.
  4. Основные психологические школы.
  5. Основные этапы развития психики в животном мире.
  6. Психика человека как предмет системного исследования.
  7. Общее понятие о личности и ее психологическая структура.
  8. Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект.
  9. Потребности личности. Виды потребностей.
  10. Мотивация как проявление осознанных потребностей личности.
  11. Основные факторы и механизмы развития личности.
  12. Общая характеристика деятельности и ее структура.
  13. Общая характеристика основных видов деятельности.
  14. Общая характеристика внимания и его виды.
  15. Основные свойства внимания.
  16. Развитие внимания в процессе трудовой и учебной деятельности.
  17. Общая характеристика ощущений. Закономерности ощущений.
  18. Виды и свойства ощущений.
  19. Общая характеристика, свойства, особенности восприятия.
  20. Общая характеристика и процессы памяти.
  21. Виды, свойства и закономерности памяти.
  22. Память и деятельность личности. Приемы рационального запоминания.
  23. Виды, функции, характеристики речи.
  24. Виды мышления и его индивидуальные особенности.
  25. Мышление и речь.
  26. Виды воображения и закономерности создания образов.
  27. Общая характеристика воли. Структура волевого действия.
  28. Типы темперамента человека и их психологическая характеристика.
  29. Понятие о характере. Структура характера.
  30. Задатки и способности.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с. - ISBN 5-7567-0340-3.
  2. Аникин В.И. Психология управления в дипломатической практике Российской Федерации: учеб. пособие / Дипломат. акад. МИД России, каф. управления и информатики. - М.: Научная книга, 1998. - 82 с.
  3. Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с. - ISBN 5-7567- 0420-5.
  4. Кордуэлл М. Психология. А-Я = The complete A - Z Psichology: словарь- справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 442 с. - ISBN 5-8183-0105-2.
  5. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. - М.: МГИМО- Университет, 2007. - 267 с. - ISBN 978-5-9228-0307-6.
  6. Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. - М.: МГИМО, 2002. - 175 с. - ISBN 5-9228-0079-5.
  7. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: учеб. пособие / Новосибирский гос. ун-т. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 351 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-000851-9.
  8. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 576 с. - ISBN 5-09-005103-8.
  9. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2: Психология образования. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 496 с. - ISBN 5-09-005094-5.

Курс

Русский язык

Содержание

Фонетика

Фонетика как раздел науки о языке. Акустическая и артикуляционная фонетика. Звук с акустической точки зрения, его основные характеристики. Звук с артикуляционной точки зрения. Речевой аппарат, его устройство и функции. Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные звуки, их артикуляционные и акустические различия. Классификация гласных звуков русского языка. Классификация согласных звуков русского языка по месту и способу образования, языка по уровню шума, по участию или неучастию голоса, по твердости- мягкости. Слог. Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов (открытый, закрытый). Слогораздел в русском языке. Ударение. Фонетическая природа словесного русского ударения. Место ударения в слове. Функции словесного ударения. Дополнительное ударение. Логическое ударение.

Фонология. Понятие фонемы. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетические чередования звуков русского языка. Фонетические чередования гласных звуков. Фонетические чередования согласных звуков по месту и способу образования, по глухости/звонкости и твердости/мягкости, чередование согласных с нулем звука.

Орфоэпия. Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. "Старшая и "младшая" нормы. Стили произношения. Вариативность произношения гласных и согласных звуков. Произношение отдельных грамматических норм. Особенности произношения заимствованных слов.

Графика. Понятие письма. Значение письма в истории развития общества. Современный русский алфавит, его состав. Названия букв. Основные принципы русской графики /фонематический и позиционный/. Обозначение на письме фонемы <J>. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных. Значения гласных и согласных букв. Гласные буквы после шипящих и Ц. Значения букв Ъ и Ь.

Орфография, ее разделы. Понятие орфограммы, типы орфограмм.

Передача буквами фонемного состава слов. Вопрос об основном орфографическом принципе этого раздела.

 

Словообразование

Словообразование как раздел науки о языке. Морфемика и дериватология (собственно словообразование) как два раздела словообразования. Классификация морфем: морфемы коренные и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные.

Основа и флексия (окончание) в структуре слова. Флексии нулевые и материально выраженные. Типы основ в русском языке: производные/непроизводные, прерывистые, основы со связанным корнем, понятие производящей основы.

Морфонологические явления в словообразовании: чередование морфем на морфемном шве и внутри корня; усечение производящих основ; интерфиксация; наложение морфов.

Понятие о способах словообразования. Аффиксальные и неаффиксальные способы образования. Основные продуктивные способы словообразования различных частей речи.

Морфемный и словообразовательный виды анализа. Этимологический анализ слова. Современные морфемные и словообразовательные словари, в том числе и школьные.

 

Примерные вопросы собеседования

  1. Акустическая и артикуляционная характеристика звука. Дайти артикуляционную характеристику одного гласного и одного согласного звука (на выбор)
  2. Артикуляционная характеристика гласных звуков. Назовите два двусложных слова, в которых гласные звуки будут; 1) одного ряда; 2) одного подъёма.
  3. Артикуляционная характеристика согласных звуков по месту и способу образования. Назовите 2 слова, в которых все согласные будут: 1) переднеязычные; 2) губные.
  4. Артикуляционная характеристика согласных звуков по по участию или неучастию голоса, по твердости- мягкости. Назовите 2 слова, в которых все согласные будут: 1) звонкие; 2) мягкие
  5. Слог. Теории слога. Тиы слогов. Слогораздел. Назовите 2 слова, в которых все слоги будут; 1) открытыми; 2) закрытыми.
  6. Ударение. Место ударения в слове. Функции словесного ударения. Назовите слова, в которых ударение будет падать на 1-й,2-й или 3-й слог. Приведите примеры слов, где ударение играет смыслоразличительную и форморазличительную роль.
  7. Фонология. Понятие фонемы. Сильные и слабые позиции звуков. Укажите, какими звуками может реализовываться фонема <О>?

8. Орфоэпия. Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. "Старшая и "младшая" нормы. Стили произношения. Вариативность произношения гласных и согласных звуков.

9. Графика. Понятие письма. Значение письма в истории развития общества. Современный русский алфавит, его состав. Названия букв. Основные принципы русской графики /фонематический и позиционный/. Укажите, как позиционый принцип графики влияет на значения букв Е,Ё, Ю.Я?

10. Орфография, ее разделы. Понятие орфограммы, типы орфограмм. Передача буквами фонемного состава слов. Вопрос об основном орфографическом принципе этого раздела.

  1. Словообразование как раздел науки о языке. Предмет и задачи этого раздела.
  2. Морфема как минимальная значимая единица языка, ее признаки. Морфемный состав слов в русском языке.
  3. Типы основ в русском языке.
  4. Морфемный и словообразовательный виды анализа, их сущность и соотношение.
  5. Основные способы словообразования

Курс

Русский язык

Содержание

Морфология.

Предмет морфологии. Грамматическое значение. Грамматическая форма слова. Грамматическая категория.Классификация частей речи в русском языке.

Имя существительное. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Грамматические категории.

Имя прилагательное. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Грамматические категории.

Имя числительное. Общая характеристика. Разряды числительных. Грамматические категории.

Местоимение. Общая характеристика. Разряды местоимений. Грамматические категории.

Глагол. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Грамматические категории.

Наречие. Общая характеристика.

Вопрос о категории состояния в русском языке.

Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. Вопрос о междометии.

 

Примерные вопросы собеседования

  1. Предмет морфологии. Грамматическое значение. Грамматическая форма слова. Грамматическая категория.
  2. .Классификация частей речи в русском языке.
  3. Имя существительное. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Грамматические категории.
  4. Имя прилагательное. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Грамматические категории.
  5. Имя числительное. Общая характеристика. Разряды числительных. Грамматические категории.
  6. Местоимение. Общая характеристика. Разряды местоимений. Грамматические категории.
  7. Глагол. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды. Грамматические категории.
  8. Наречие. Общая характеристика.
  9. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. Вопрос о междометии.
  10. Вопрос о категории состояния в русском языке.

 

Курс

Русский язык

Содержание

Синтаксис

Предмет синтаксиса. Синтаксическая связь. Виды синтаксической связи в русском языке.

Подчинительная связь. Типы зависимостей при подчинительной связи (морфологическая, синтаксическая, семантическая), их суть. Подвиды подчинительной связи (согласование, управление и примыкание) и принципы их выделения. Согласование регулярное и аномальное. Управление сильное и слабое. Примыкание обязательное и необязательное. Способы выражения подчинительной связи в русском языке.

Координация. Случаи проявления координации в современном русском языке.

Сочинительная связь. Основные смысловые разновидности сочинительной связи.

Словосочетание как единица выделения. Смысловые отношения в словосочетаниях. Цельные словосочетания.

Простое предложение. Структура простого предложения. Понятие предикативной основы. Семантика и способы выражения подлежащего. Типы сказуемых. Критерии различения второстепенных членов предложения. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Неполные предложения. Понятие синтаксического нуля. Осложнение простого предложения. Понятие полупредикативного оборота. Конструкции, не являющиеся полупредикативными оборотами.

Понятие о сложном предложении. Союзная и бессоюзная связь. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Основные виды придаточных предложений. Сложное предложение с различными видами связи.

 

Примерные вопросы собеседования

  1. Предмет синтаксиса. Что такое синтаксическая связь? Виды синтаксической связи в русском языке.
  2. Подчинительная связь. Типы зависимостей при подчинительной связи. Принципы выделения подвидов подчинительной связи. Регулярное и аномальное согласование.
  3. Сильное и слабое управление. Обязательное и необязательное примыкание.
  4. Координация как особый тип синтаксической связи. Основные смысловые разновидности сочинительной связи.
  5. Словосочетание как единица выделения. Смысловые отношения в словосочетании. Свободные и несвободные словосочетания.
  6. Структура простого предложения. Типы сказуемых. Семантика и способы выражения подлежащего.
  7. Критерии различения второстепенных членов предложения в русском языке.
  8. Типы односоставных предложений.
  9. Полные и неполные предложения. Осложнение простого предложения.
  10. Понятие о сложным предложении. Классификация сложных предложений. Примеры сложных предложений различных типов.

 

Список литературы по русскому языку

Учебники, исследования:

  1. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2004. или любое последующее издание.
  2. Земская Е. А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. – М., 2004.
  3. Катлинская Л. П. Живые способы создания русских слов. – М., 1995.
  4. Николина Н.А. Фролова Е.А., Литвинова М.М. Словообразование современного русского языка: учебное пособие. – М., 2005.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2010.
  6. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Любое издение.
  7. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2003.
  8. Янко-Триницкая Н. А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.

Словари:

  1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. Свыше136 000 слов. Ок. 250 000 семант. ед. - М., 2000.
  2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение.– М., 2009.
  3. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. - М., 1986.
  4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1986 или любое другое издание.
  5. Молотков Н.П. Фразеологический словарь русского языка. - М., 1986.
  6. Ожегов С,Н. Словарь русского языка. – М., любое издание.
  7. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Русская морфемика. – М., 1996.
  8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т.: более 145000 слов. – М., 2008.
  9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2012
  10. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2-х томах. – М., 1994.
  11. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. – М., 2004.

 

Интернет-ресурсы:

Портал «Словари. ру» / Электронный ресурс: режим доступа: Slovari.ru.

Справочно-информационный портал «Грамота. ру» / Электронный ресурс: режим доступа: https://www.gramota.ru.

 

 

Математика

Курс

 

Примерные вопросы собеседования

 

1. Отношение делимости и их свойства.

2. Делимости суммы, разности и произведения.

3. Признак делимости на 2.

4. Признак делимости на 3.

5. Признак делимости на 4.

6. Признак делимости на 5.

7. Признак делимости на 9.

8. Признак делимости на 25.

9. Канонический вид числа.

10. НОД и НОК натуральных чисел.

11. Целые числа и их свойства.

12. Действительные числа и их свойства.

13. Рациональные числа и их свойства.

14. Периодические десятичные дроби.

15. Пересечение множеств.

16. Объединение множеств.

17. Взаимно-однозначные соответствия.

18. Отношения эквивалентности.

19. Элементы комбинаторики.

20. Виды теорий.

21. Алгоритмы и их свойства.

 

Курс

1. Элементарные функции.

2. Квадратичная функция.

3. Теоремы о равносильных уравнениях.

4. Теоремы о равносильных неравенствах.

5. Метод координат и прямой.

6. Метод координат на плоскости.

7. Измерение величин.

8. Понятие величины.

9. Расстояние между точками и прямой.

10. Расстояние между точками на плоскости.

11. Сложение целых неотрицательных чисел.

12. Вычитание целых неотрицательных чисел.

13. Умножение целых неотрицательных чисел.

14. Деление целых неотрицательных чисел.

15. Метод математической индукции.

16. Натуральное число как результат измерения.

17. Действия в позиционных системах счисления.

18. Десятичная система счисления.

 

Список литературы по математике

 

1. Баврин, Иван Иванович. Математический анализ:учебник для педагогических вузов/И. И. Баврин.-М.:Высшая школа,2006.-326с.

2. Высшая математика. Стандартные задачи с основами теории:учебное пособие/ В. Ю. Вдовин, Л. В. Михалева, В. М. Мухина и др.-СПб.:Лань,2008.-185 с.

3. Стойлова, Любовь Петровна. Математика:учебник для вузов/Л. П. Стойлова.-М.:Академия,2007.-431с.

4. Шипачев, В. С. Высшая математика: полный курс: учеб. для бакалавров / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. –608 с.

 

 

Критерии оценки аттестационных испытаний

 

Устное собеседование оценивается по десятибалльной системе.

9-10 баллов:

1) ответ, исчерпывающий по содержанию (не требует уточняющих вопросов);

2) отсутствие фактических ошибок и неточностей в содержании ответа;

3) интерпретации опираются на адекватный теоретический материал;

4) ответы подкреплены примерами, демонстрирующими понимание обобщений и основных понятий;

5) соблюдение норм литературной речи.

 

8 баллов:

1) ответ полон по содержанию (1-2 уточняющих вопроса позволяют получить исчерпывающую информацию);

2) допускаются малосущественные неточности в ответе, но они исправляются абитуриентом в ходе ответов на уточняющие вопросы;

3) иногда нарушается логика суждений, но она восстанавливается абитуриентом в ходе ответов на уточняющие вопросы;

4) ответы подкреплены примерами, неточности в обращении к теории при интерпретации ситуаций и содержания кейсов;

5) соблюдение норм литературной речи.

 

7 баллов:

1) ответ достаточно полон по содержанию (1-2 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию);

2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, иногда они не исправляются абитуриентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы;

3)иногда незначительно нарушается логика рассуждений, иногда она не восстанавливается абитуриентом в ходе ответов на уточняющие вопросы;

4) соблюдение норм литературной речи.

 

6 баллов:

1) ответ достаточно полон по содержанию (3-4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию);

2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, большинство из них не исправляются абитуриентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы;

3) абитуриент затрудняется в составлении связного высказывания по заданному вопросу;

4) соблюдение норм литературной речи.

5 баллов:

1) ответ недостаточно полон по содержанию (уточняющие вопросы не позволяют получить основную информацию);

2) допускаются существенные фактические ошибки и неточности в ответе, большинство из них не исправляются абитуриентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы;

3) абитуриент испытывает большие трудности в составлении связного высказывания на заданную тему, иногда существенно нарушается логика рассуждений, чаще всего она не восстанавливается абитуриентом в ходе ответов на уточняющие вопросы;

4) соблюдение норм литературной речи.

 

4 балла:

1) ответ недостаточно полон по содержанию (уточняющие вопросы не позволяют получить достаточный объем информации по заданному вопросу);

2) допускаются существенные фактические ошибки и неточности в ответе, они не исправляются в ходе ответов на уточняющие вопросы;

3) при ответах рассказа на заданную тему существенно нарушается логика рассуждений, она не восстанавливается абитуриентом в ходе ответов на уточняющие вопросы;

4) допускаются отдельные речевые ошибки.

 

3 балла и ниже:

1) ответ неинформативен (уточняющие вопросы не позволяют получить минимальный объем информации по заданному вопросу), имеет место отказ от ответа или абитуриент отвечает не на заданный вопрос;

2) допускаются существенные фактические ошибки и неточности в ответе, они не исправляются абитуриентом в ходе ответов на уточняющие вопросы;

3) отсутствует логика изложения, она не восстанавливаете абитуриентом в ходе ответов на уточняющие вопросы;

4) нарушение норм литературной речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: