Тема: Хитрый одуванчик. Ч.1 Н.Павлова




Чтение Урок в теме: 24

Цель: знакомство с творчеством Н.М.Павловой, формирование умения понимать содержание художественного текста, умения характеризовать героев произведения, умение отвечать на вопросы и аргументировать ответы, создать условия для формирования критического мышления.
Оборудование:
1. маркерная доска, маркер.
2. иллюстрации цветов у дороги и на лугу для распределения по группам.
3. иллюстрация одуванчика.
4. набор ключевых слов.
5. текст сказки с вопросами.
6. «волшебная шкатулка» с 2-мя ключами: золотым и серебряным.
7. перчаточный театр (прорезиненные перчатки для работы на даче, с изображением лица на жёлтой прорезиненной стороне) – по количеству детей.
8. именные разрезные карточки с цветами у дороги и на лугу, составляющие общую картинку (по количеству детей).
Предварительная работа: чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг».
Конспект занятия.
1. Орг. момент.
- Посмотрите на иллюстрации цветов и определите, что у них общее. (Растут на лугу)
- Одни цветы любят расти посреди луга, а другие вдоль дороги. Возьмите именную карточку и найдите своё рабочее место. Проверьте, складывается ли у вас мозаика.
2. Активизация знаний по литературе. Диаграмма Венна «Сказка-рассказ» (работа на групповой магнитной доске, запись мелом).
- Чему учимся на художественной литературе?
- Откроем «волшебную шкатулку». В ней лежат 2 ключа. Как вы думаете, будет два произведения или одно?
- Что мы знаем о сказке и рассказе? Предлагаю заполнить диаграмму.
Дети совместно с воспитателем записывают данные сравнения в диаграмму.
Рассказ: правда, прошлое, настоящее, жизнь.
Сказка: ложь, волшебство, бытовые, животные разговаривают, учит.
Общее: автор, люди, животные, природа, чтение.
Заполненная диаграмма понадобится для определения и доказательства вида произведения, поэтому с доски не удаляется.
3. Определение темы занятия.
- Мы познакомимся с замечательным произведением Натальи Павловой. Одно из главных слов его названия – это цветок, чьё название произошло от слова «дуть». (одуванчик)
4. Активизация знаний по теме «Цветы».
Ассоциации к слову «Одуванчик». (Работа на маркерной доске).
- Что мы знаем об одуванчике?
- Какие слова можно объединить общим словом?
Проведение линий взаимосвязи. Оформление кластера.
Одуванчик (картинка)
Луг семена спит вместе с нами растёт пушистый
Сам растёт размножается первый весенний забавный
5. Работа с текстом.
1). Прогнозирование содержания по названию.
- Как вы думаете, что значит «хитрый» одуванчик. О чём будет эта сказка?
Словарная работа: хитрый – скрывающий свои желания, изобретательный.
Рассуждения детей по осмыслению названия и предполагаемому содержанию.
2). Определение содержания сказки по ключевым словам.
- Составьте сказку с помощью данных слов.
Ключевые слова: рос с колосками шептался с братьями не любил очень дружно пора расставаться ребятами-семенами.
Дети коллективно составляют поочерёдно с каждым словом предложение, соблюдая логичность и последовательность рассказывания.
Например: «Одуванчик рос на лугу. Он рос с колосками. Одуванчик шептался с колосками. Хитрый одуванчик жил вместе с братьями. Не любил с ними разговаривать. Братья жили очень дружно. Наступила пора расставаться с семенами. Ребята-семена улетели вместе с ветром.»
3). Чтение сказки по частям с вопросами по содержанию и восприятию произведения.
Задание перед чтением: определить главных героев и вид произведения (сказка или рассказ).
*чтение 1-й части сказки, обсуждение точности предугадывания сказки детьми.
Хитрый одуванчик.
Хитрый одуванчик рос вместе с другими одуванчиками, среди красной кашки и колосков на краю тропинки. Он дружил с колосками и всё о чём-то с ними шептался, когда они к нему наклонялись. Со своими братьями-одуванчиками хитрый одуванчик болтать не любил. А братья жили между собой очень дружно, пока не наступила пора расставаться со своими ребятами-семенами.
- Вы правильно составили текст? Кто угадал содержание?
- Как вы думаете, о чём мог шептаться с колосками хитрый одуванчик?
- Как вы понимаете слова: «жили очень дружно, пока не настала пора расставаться»?
*чтение 2-й части.
Они жили у одуванчиков прямо на головах, и это было очень удобно и красиво: все ребята вместе и сидят на голове спокойно, аккуратно – пушистым шариком.
У каждого ребёнка-семечка была своя пушинка вроде раскрытого зонтика, чтобы держаться в воздухе и лететь по ветру.
- Почему удобно, что ребята одуванчиков жили у них на головах?
- Почему так важно, что семена могут лететь по ветру?
*чтение 3-й части.
И вот ребята подросли и надо было им где-то устраиваться жить своим домом.
Тут-то одуванчики-родители и заспорили, кто из них сумеет раньше отправить в полёт своих детей, кто скорее облетит, да так, чтобы начисто – до последней пушинки. Спорили, спорили, и каждый кричал:
- Я облечу первый, я!
- Я, я!
- Я, я, я!
Только хитрый одуванчик ни с кем не спорил. Пошептался с колосками и замолчал. А другие одуванчики не успокоились, пока не увидели мальчишку, который бежал им навстречу.
- О чём спорили родители-одуванчики?
- Вам понравилось, как спорили одуванчики?
- Участвовал в споре хитрый одуванчик? Как вы думаете, почему?
- Почему одуванчики успокоились, когда увидели мальчика?
- Как вы думаете, что будет дальше?
*чтение 4-й части.
Тут они сразу перестали спорить и стали приставать к мальчишке:
- Подуй на меня!
- На меня, меня!
- На меня, меня, меня!
Только хитрый одуванчик почему-то молчал.
Мальчишка посмотрел на пушистые шарики сердито-пресердито и сказал:
- Не хочу на вас сегодня дуть, не буду! Я нашёл в бане мыло и всё утро пускал мыльные пузыри. Из меня уж давно весь воздух выдулся.
Сказал и убежал, ни на кого не подув.
Одуванчики приуныли. Но вдруг видят, что по тропинке им навстречу бежит собака. Тут они стали к ней приставать:
- Вильни, вильни хвостом, сбей с меня пушинки!
- С меня, с меня!
- С меня, с меня, с меня!
Только один хитрый одуванчик почему-то молчал. Собака посмотрела на пушистые шарики сердито-пресердито и сказала:
- Не хочу вилять хвостом, не буду. Сегодня приехал мой хозяин, и я от радости всё утро виляла хвостом, и он у меня совсем увилялся.
Сказала и убежала, не сбив ни одной пушинки. Одуванчики чуть не заплакали.
- Что одуванчики просили у мальчика7 Что им сказал мальчик? Как вы думаете, сколько лет этому мальчику, если он сказал, что из него весь воздух выдулся?
- О чём просили одуванчики собаку? Почему она им отказала?
- Почему одуванчики приуныли, а потом чуть не заплакали?
- Как вёл себя хитрый одуванчик?
- Как вы думаете, что будет дальше?
*чтение 5-й части.
Но тут прилетел ветерок. Подул, раскачал их высокие стебельки, сбил с голов пушистые семена, подхватил их и понёс за пригорок.
Когда ветер стих, одуванчики огляделись. Ну, кто больше всех облетел?
Дети высказывают свои предположения, аргументируют.
У всех появились лысинки. Счастливцы облысели наполовину. Но совсем-совсем наголо, до последней пушинки облетел только один одуванчик – хитрый одуванчик, который дружил с колосками. Тут все стали к нему приставать:
- Скажи мне, что ты сделал?
- Мне скажи, мне!
- Мне, мне, мне!
А хитрый одуванчик засмеялся и сказал:
- Теперь-то уж я всем расскажу свой секрет. Я сговорился с колосками, с моими друзьями, что, как только подует ветер, каждый из них …..
- Как вы думаете, что должны сделать колоски?
…. хлопнет меня по макушке своей метёлочкой. И вот, видите?
Да, всем было видно, что на стебельках хитрого одуванчика осталось только по белой пуговке.
4). Беседа по содержанию сказки. Соотнесение содержания и названия.
- Кто главный герой произведения?
- Что было важно всем одуванчикам?
- К кому они обращались с просьбами? Как им ответили?
- Какая способность семян помогает им расселяться? Кто помог одуванчикам рассеять свои семена?
- Почему главного героя назвали хитрым одуванчиком?
- Кто из героев произведения вам понравился и почему?
- Соответствует ли название произведения содержанию?
- Определите вид произведения и докажите, что это: рассказ или сказка. Используйте информацию в диаграмме «Сказка – рассказ».
6. Театрализация сказки. «Перчаточный театр».
- Понравилась сказка? Предлагаю, показать её в нашем перчаточном театре.
- Выбираем главного героя – хитрого одуванчика, собаку, мальчика. Кто может быть рассказчиком? (В роли рассказчика может выступить воспитатель по желанию детей, главное не пересказ, а эмпатическое восприятие событий из жизни одуванчиков). Остальные дети – одуванчики.
Краткий пересказ сказки с одновременным показом действий героев сказки.
В роли мальчика выступает выбранный мальчик, в роли собаки – любой ребёнок, ему одевается на голову «голова» собаки.
Дети-одуванчики одевают перчатки. В процессе пересказа показывают действия и мимику лица одуванчиков: одуванчики растут, кланяются от ветра, качаются, шепчутся, обращаются с просьбой к мальчику или собаке, теряют семена (загибают пальчики), частично облетают.
7. Итог.
- Что понравилось в сказке «Хитрый одуванчик». Узнали что-нибудь новое?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Предлагаю придумать пятистишье об одуванчике.
Одуванчик
Золотой, пушистый, (забавный, красивый)
Растёт, забавляет, радует. (размножается, украшает, играет)
Самый удивительный в мире
Цветок.

 

Письмо Урок в теме:17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: