Причины утраты знаний за лето
Для нашей памяти характерны не только такие процессы как запоминание, сохранение и воспроизведение, но и забывание информации.
Еще в XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз выяснил, что уже через час из головы «улетучивается» примерно половина, через 10 часов – 65% заученного материала, а через месяц остается всего 20% информации. Но если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти, и, при необходимости, его можно быстро вспомнить. Таким образом, повторение ранее выученного материала – это самый оптимальный способ что-то запомнить.
Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироваться ежедневно по 15 минут во время летних каникул.
По мнению учителей, во время летних каникул необходимо ежедневно уделять время повторению пройденного материала – иначе в начале следующего учебного года выяснится, что ученики забыли половину усвоенных знаний.
Что могут предложить учителя?
1. Индивидуальные упражнения по предметам.
2. Различные креативные задания и творческие проекты.
3. Список рекомендованных книг для чтения.
4. Рабочие тетради, которые остались не до конца заполненными в течение учебного года.
5. Специальные комбинированные пособия для летних занятий.
6. Интернет-сайты для занятий по отдельным предметам.
Если вы всё же решите, что нужно что-то «подтянуть» за лето, то сделайте это интересно и увлекательно, а не в форме «обязаловки» - иначе ребёнок будет сопротивляться и толку всё равно будет немного.
Все дети с нетерпением ждут летних каникул, и только одно их омрачает – домашнее задание на лето. Что делать? Как совместить его с отдыхом?
1. Прежде всего ребёнку надо дать выспаться, расслабиться, нагуляться, пообщаться со сверстниками, с родителями. И уже после одно-двухнедельного отдыха можно начинать выполнять летние задания.
2. Организовать режим дня.
Хороший сон, свежий воздух, физическая активность, вода и солнце необходимы организму для полного восстановления сил после окончания напряженного учебного года.
Заниматься лучше всего в первой половине дня! Длительность занятий зависит от интересов ребенка: тем, что ему интересно, он и сам готов заниматься часами – в этом случае не нужно ему мешать. Интересными занятиями можно заниматься ежедневно и даже по несколько раз в день. Если есть необходимость заниматься с ребёнком тем, что ему не очень нравится, то делайте это в виде коротких уроков, но регулярно: 15–20 минут в день будет вполне достаточно. Занятия обязательно должны быть систематическими. Если ребенок знает, что каждый день или через день после завтрака ему нужно позаниматься, он довольно быстро примет такой режим и легко будет настраиваться на работу.
Дети должны проводить лето с осознанием того, что они много отдыхают и чуть-чуть учатся, а не наоборот.
3. Не заниматься в выходные дни!
4. Читать каждый день!
Учителем выдаётся рекомендуемый список литературы, но это не значит, что нужно прочитать всё. Произведения выбираются по интересам ребёнка, а их количество определяется скоростью его чтения. Уделять этому необходимо 30-60 минут.
Не стоит заставлять ребенка читать насильно, это только полностью отобьёт его интерес к книгам. Ненавязчиво и незаметно подталкивайте его к книге. Проявляйте в этом деле выдумку и изобретательность.
5. Можно разделить отдельные предметы на разные дни недели, но вовсе не обязательно.
6. Рекомендуется задействовать разные каналы восприятия информации. Кинофильмы, аудиокниги и чтение – надёжные помощники в этом деле.
Не забывайте и о «гимнастике» для мозга — кроссвордах, головоломках, занимательных задачах. И младшим, и старшим школьникам выполнять такие задания гораздо интереснее и приятнее, а пользы не меньше, чем от примеров в учебнике.
7. Чтобы совместить учёбу и отдых, важно поменять форму обучения и способы подачи материала, продумать и предложить ребёнку развивающие игры и интересные задания. Например, таблицу умножения можно повторять с помощью настольной или компьютерной игры.
При помощи фантазии и маленьких хитростей решение скучных учебных задач можно превратить в увлекательное творческое дело. Сбор грибов, поход на речку, экскурсия — все можно представить в виде задач по математике, упражнений по русскому и иностранному языкам и по другим предметам.
Если у ребёнка плохой почерк, то ему нужно больше рисовать, лепить и делать пальчиковую гимнастику – это будет не только намного интереснее, но и намного продуктивнее, чем просто сидеть и вырабатывать красивый почерк скучными упражнениями.
8. Можно оставлять ("прятать") лист с заданием по договорённости в определённом месте (например, "Сундучке заданий") или каждый день выдавать конверты с новыми заданиями. Постарайтесь сделать их увлекательными и разнообразными, чтобы ребёнок двигался, бегал, читал, писал, мастерил, а каждый день приносил ему новые сюрпризы!
Уважаемые родители, в занятиях с детьми проявляйте больше фантазии и не копируйте школьные уроки!
Вспомните свое детство, вспомните, в какие игры вы играли, и научите играть в них своих детей.
Запланируйте посещение музеев, выставок, театров, фестивалей и других культурных мероприятий – это поможет ребенку получить новые знания и расширит его кругозор.
Не забывайте также, что в настоящее время существует огромный выбор развивающих игр, пособий и сайтов для детей любого возраста, поэтому всегда можно подобрать то, что будет интересно и полезно именно вашему ребёнку.
Приятного и продуктивного вам отдыха!