Метод аналогичен определению Т-4 (тетрайодтиронин). Норма радиоиммунологического анализа (РИА) содержания гормона в крови при эутироидном состоянии – 1,17 – 2,5 нмоль/л. Около 99,5% циркулирующего в крови Т-3 связано с белками. Свободная фракция Т-3 (всего 0,3 – 0,5%) обеспечивает метаболическую активность гормонов ЩЖ. Обычно уровень Т-3 коррелирует с содержанием Т-4. Определение Т-3 имеет большую значимость в оценке функционального состояния ЩЖ, чем исследование общего уровня Т-4.
При беременности уровень Т-3 повышается. Содержание Т-4 в норме у взрослого человека – 9,0 – 25 п моль/л. При тиротоксикозе уровень Т-4 повышается (>25 п моль/л), при гипотирозе снижается (<9,0 п моль/л).
Содержание гормонов в норме у здорового человека:
- Тиролиберин (ТРГ) – 5 – 6 пг/л РИА метод;
- Тиреотропный гормон (ТТГ) – 0,6 – 3,8 мк/МЕ мл РИА метод;
- Трийодтиронин общий (Т-3) – 1,17 – 2,18 нмоль/л РИА метод;
- Свободный трийодтиронин (Т-3 св) – 0,4 нг/100 мл РИА метод;
- Свободный тироксин (Т-4 св) – 1,5 – 2,9 мкг/100 мл РМА метод;
- Адреналин (моча) – 30 – 80 нмоль/сут;
- Норадреналин (моча) – 20 – 240 нмоль/сут;
- Инсулин – 16 – 160 мкЕд/мл.
Единицы измерения:
нг – нанограмм;
пг – пикограмм;
МЕ – международная единица мк моль/(мин х л).
Содержание ТТГ в сыворотке крови (РИА метод)
Возраст | Уровень ТТГ в крови в мкЕД/мл | Уровень реакции на ТРГ (200-400 мкг в/в) | |
Базальный | Максимальный | ||
Новорожденные | 4-15 | 4,5 + 3,6 | 23,3 + 11,9 |
1 – 14 лет | 2-11 | 4,5 + 3,6 | 23,3 + 11,9 |
Взрослые | 3.1 + 0,6 | М < 10 Ж < 10 | 15-30 20-40 |
Содержание общего тироксина (Т-4) в сыворотке крови
Возраст | мкг% | нмоль/л |
Плод | 8-13 | 103-168 |
Новорожденные 1-4 нед | 9-18 | 116-232 |
Дети меньше года | 7-15 | 90-194 |
1-5 лет | 7,3 – 15 | 94-194 |
5-10 лет | 6.4 – 13,3 | 83-173 |
10-60 лет | 5 – 12 | 65-155 |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Общая медицина
КАФЕДРА: Нормальной физиологии с курсом валеологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
КУРС: 3
ДИСЦИПЛИНА: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
МОДУЛЬ «Эндокринная система»
СОСТАВИТЕЛИ: Ануфриева О.В.
Канкожа М.К.
2009 г.
Тема: «Физиология органов, сочетающий неэндокринную функцию с
Эндокринной, и их влияние на деятельность организма».
Цель: самостоятельно изучить функциональные особенности органов (почки, ЖКТ, ткани, АПУД-система, поджелудочная железа), сочетающих неэндокринную и эндокринную функции.
Задания: Усвоить самостоятельно следующие вопросы:
1. Ознакомиться с внеэкскреторной эндокринной функцией почек;
2. Гормоны желудочно-кишечного тракта;
3. Тканевые гормоны, их роль в организме;
4. АПУД-система, её составляющие, физиологическая роль;
5. Эндокринная функция поджелудочной железы;
6. Половые гормоны и гормоны плаценты.
Форма выполнения: презентация или составление тестов (не менее 20) или ситуационных задач (не менее 10) – по выбору студента.
Критерии выполнения:
- Соответствие содержания и темы презентации.
- Последовательность представленного материала.
- Наличие иллюстраций (рисунки, схемы, таблицы, т.п.).
- Объем и количество использованной литературы (не мене 3 источ.).
- Правильность тестов и ситуационных задач.
Сроки сдачи: по плану УМКД.
Критерии оценки: согласно силлабусу.
Литература:
На русском языке
Основная:
1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.
2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.
5. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
6. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.
7. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. – М., 2002.
7. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
8. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001.–409 с.
Дополнительная:
1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.
2. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.
3. Начала физиологии /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - С-Пб.: Изд-во "Лань", 2001.
4. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
5. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243.
6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.
На казахском языке:
Основная:
1. Сәтбаева Х.Қ., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. Адам физиологиясы. (Оқулық). – Алматы. Издательство «Дәуір», 2005. – 663 бет.
2. Қалыпты физиология: лабораториялық жұмыстары (студенттер үшін)
/ жауапты редакторлары: Сатпаева Х.Қ., Нельдибаева Ж.Б.. Шымкент, 1993. – 254 бет.
3. Қалыпты физиологиядан тәжірибелік сабақтарға жетекшілік нұсқаулар./ Сайдахметова А.С., Рахыжанова С.О. Семей, 2006 г. - 174 бет.
На английском языке:
Основная:
1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders company. - 2005.
Титульный лист КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С.Д. АСФЕНДИЯРОВА КАФЕДРА______________________________________________________ Презентация ТЕМА: _________________________________________________ _________________________________________________ Ф.И.О. студента__________________________________________ Факультет _____________________________________________ Курс ____________________________________________________ Группа __________________________________________________ Преподаватель ___________________________________________ Алматы, 200_- 200_ учебный год |
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ