Искренность в речевом поведении




Мы слушаем не речь а человека, который говорит.

 

1. Образ говорящего как система свойств личности.

2. Чувство аудитории как важнейшее коммуникативное умение.

 

Образ говорящего как система свойств личности.

Для успеха в общении очень важным является то, какова личность самого оратора. «Чтобы стать хорошим оратором, нужно быть хорошим человеком», – говорит античный афоризм. Современные риторики указывают, что оратор должен обладать такими качествами, как обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость. Проанализируем подробнее эти качества.

1) Обаяние и его проявление в речи. Русский писатель А.П.Чехов писал: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли”. Такое требование предъявляется и к образу оратора. В первые минуты общения аудитория оценивает оратора по внешности, его одежде, манере держаться, выражению лица. Важным является всё: и стиль вашей одежды, и чистота ботинок, аккуратность прически и даже цвет выбранного вами костюма. Всё оказывается важным.

Однако внешней эффектности и красоты недостаточно, чтобы показаться обаятельным и более того хорошим оратором. Цицерон говорит о том, что есть немало людей, одарённых от природы прекрасной внешностью, а вот ораторы из них никудышние, и в глазах публики они выглядят пошлыми комедиантами?

Обаятельный человек, обаятельный собеседник – это тот, кто умеет быть естественным в ситуации общения,то есть тот, кто умеет быть самим собой.

Итак, обаяние в риторике понимается как умение быть естественным.

2) Обаяние неразрывно связано с другим важным качеством для оратора – артистизмом. Речевой артистизм – это умение, соблюдая чувство меры, создавать игровую обстановку.

Вы постоянно настраиваете себя на то, что общение с вами должно быть приятно для ваших собеседников, должно нести им радость и удовлетворение. Вялого, беспристрастного оратора, аудитория не воспримет, общение будет механическим, неинтересным и унылым, как осенний дождь.

3) Уверенность.

Чтобы воздействовать на чьё-либо сознание в речевой ситуации, нужно уметь играть роль “главного”, вести за собой слушателя. Это невозможно без реального чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего ослабляет внимание слушателя.

В ситуации публичной речи говорящий невольно начинает испытывать волнение и страх, так как боится отрицательной оценки.

К сожалению, для некоторых ораторов волнение перерастает в страх, приводящий к стрессовому состоянию. Возможными причинами этого являются:

1) неопытность говорящего;

2) повышенное внимание к себе, а не к аудитории;

3) собственная установка на заведомую неудачу;

4) индивидуальные черты характера (повышенная нервная возбудимость);

5) плохая подготовленность к беседе или выступлению, некомпетентность.

Как же развить уверенность в себе и преодолеть чувство страха перед аудиторией?

Условия для преодоления страха и выработки уверенности в себе:

1) полная готовность к выступлению (быть готовым – это значит освоить тему настолько хорошо, чтобы, находясь перед аудиторией, не бояться ни за мысли, ни за слова);

2) установка на благоприятный эффект (если ваши положительные эмоции искренни, они сразу возникнут и у адресата, а затем будут адресованы и вам, это и есть эффект эмпатии);

3) самокотроль: во время выступления постарайтесь сохранять уверенный вид. Если вы внушаете слушателям веру в ваши возможности, в вас самих возникает чувство уверенности в себе.

Дружелюбие в поведении говорящего

Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заведомо несимпатичен.

Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете.

Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

Искренность в речевом поведении

Искренность говорящего – одна из самых ценимых слушателями черт выступающего (или собеседника).

Чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить – другого пути нет. По этой причине искренность – такое свойство оратора, которое во многом определяет действенность его речи, ее убеждающую силу.

Нечестность (неискренность) говорящего проявляется:

1) в бездоказательности суждений,

2) в недостаточном количестве примеров и фактов, подтверждающих тезисы оратора,

3) в необоснованности выводов,

4) в плохой подготовке к беседе или к выступлению.

6) Объективность говорящего.

Если вы говорите по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения (а таковых большинство), следуйте таким рекомендациям:

· Чтобы речь была убедительной, не игнорируйте те взгляды, которые противоречат вашим.

· Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильнее, чем другие, тем более объективным и разумным будете выглядеть в глазах слушателей.

· Учтите возможные возражения и сами ответьте на них в своей речи, не дожидаясь, пока они возникнут.

· Не демонстрируйте презрение, нетерпимость к чужому мнению.

7) Увлеченность предметом речи.

Заинтересованность предметом речи, живая, неподдельная увлеченность им – одно из важнейших условий успеха. Без увлечённости даже хорошо построенное выступление теряет всякий смысл и не сможет спасти слушателей от скуки.

Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует, — рекомендует риторика.

Если всё же приходится говорить о таких вещах, постарайтесь, готовясь к выступлению (или обдумывая их в процессе импровизации), найти ту «изюминку», которая делает тему важной и интересной для вас самих и аудитории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: