Концептуальные идеи общеобразовательной




Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

«Азимут»

Пояснительная записка

Примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по пешеходному туризму разработана редактором-составителем на основе программ, рекомендованных Министерством образования (просвещения) Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования, с учетом большого опыта работы с обучающимися, анализа множества авторских программ педагогов дополнительного образования из различных регионов Российской Федерации.

Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 №273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)

Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)

Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО (с изм. от 01.12.2014) «Об образовании в Курской области (принят Курской областной Думой 04.12.2013)

Направленность программы: туристско-краеведческая

Актуальность: Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направ­лена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение обучающихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздо­ровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безо­пасности жизнедеятельности.

Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впер­вые теоретически обосновал основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1871). В своей книге для первоначаль­ного классного чтения «Родное слово» (1864) он, придавая большое значение «местному элементу», рассматривал его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью. «Отечествоведе­ние» – так определил К.Д. Ушинский эту отрасль знаний.

Отличительные особенностипрограммы отмечают в том, что она носит интегрированный характер. Краеведческий подход к преподаванию ряда предметов успешно используется в образовательном процессе и в наши дни. Занятия туриз­мом, краеведением предполагают погружение обучающихся во многие области знаний как общеобразовательного цикла (история, география, биология и другие), так и дополнительного образования.

Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий.

Концептуальные идеи общеобразовательной

общеразвивающей программы:

Туризм – это познание. Программа ориентирована на познание родного края, России, её исторического, природного, культурного многообразия. При этом обучающиеся включаются в активную поисково-исследовательскую деятельность в области краеведения. Обучение в объединении предполагает активное использование знаний школьного курса, расширение этих знаний посредством применения теоретиче­ских знаний в практической деятельности при подготовке и проведе­нии походов.

Туризм – это любовь к Родине, своему родному краю. Совершая походы по родному краю, необъятным просторам России, обучающиеся воочию убеждаются в могуществе нашей страны, её несметных природ­ных ресурсах, многообразии исторических, культурных, природных памятников. Негативное антропогенное вмешательство в уникальную природу, безразличие к сохранению исторического и культурного на­следия не оставляют равнодушными юных туристов, способствуют формированию активной жизненной позиции обучающихся.

Туризм – это труд. Освоение программы предполагает приоб­ретение и развитие таких социально значимых качеств обучающих­ся, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как социально и личностно значимой ценности. В условиях автономного существования туристской группы, в походе обучающиеся понимают, что только их труд лежит в основе успешного преодоления маршрута.

Туризм – это здоровье. Три четверти времени занятий объеди­нения обучающиеся находятся на практических занятиях, в походах или на соревнованиях на свежем воздухе. Регулярные занятия по общей и специальной физической подготовке, походы способствуют закали­ванию, укреплению здоровья, физическому совершенствованию под­ростков. Правильное дозирование педагогом физических нагрузок способствует укреплению костно-мышечного аппарата, кровеносной системы, предупреждению, профилактике и лечению заболеваний ды­хательных путей.

Туризм – это общение и взаимовыручка. Занятия в туристско-краеведческом объединении предполагают тесное общение членов объединения на всех стадиях занятий (подготовки, проведения и подведения итогов походов). Взаимовыручка, как средство решения многих больших и маленьких проблем воспринимается юными туристами как должное. Важно помнить, что дружба, сплоченность группы – одно из условий безопасности её действий.

Туризм – это самостоятельность действий, принятия решений при условии заботы о благополучии всех членов группы, самостоятель­ность с высокой степенью ответственности за безопасность собствен­ную и группы в целом.

Туризм – это социализация. Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в конечном итоге, способствует быстрой адаптации обучающихся к условиям социальной среды, к различным социальным ситуациям, деятельности в микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим и социологическим факторам. При этом у обучаю­щихся развиваются личностные качества, необходимые для работы в коллективе, для осознания необходимости единства слова и дела, по­лезного намерения. В таких условиях у них укрепляется объективные факторы самооценки; мотивация, направленная на самосовершенствование и самореализацию.

В целом все эти компоненты – необходимые и достаточные усло­вия воспитания человека полезного обществу, способного к созида­тельному производительному труду, защите Отечества – патриота своей Родины.

В то же время общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнитель­ного образования по туристско-краеведческой деятельности ориентирована на решение проблемы педагогического руководства формированием личности юного туриста-краеведа, исследователя родного края, первопроходца новых маршрутов по ещё не полностью изучен­ным местам нашей Родины. Она будет способствовать развитию соци­альной активности, созидательного творчества личности, ответствен­ности за процесс и результаты собственной деятельности.

Объем и срок освоения программы: Рекомендованная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 216 часов и позволяет обучающимся овладеть основами пешеходного туризма и спортивного ориентирования, краеведения, организации туристского быта, обеспечения безопасности. Продолжительность обучения 1 год.

Формы обучения: очная

Педагогические принципы жизнедеятельности туристско -краеведческого объединения:

- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и лич­ностно-значимой для обучающихся направленности турист­ско-краеведческой и специальной деятельности;

- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициа­тивы, основой которых становится последовательное переключе­ние с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

- дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способно­стям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

- организацию работы таким образом, чтобы она стала источни­ком положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость, предоставления каждому равных возможностей в выполнении различных должностей в туристской группе (командир группы, завхоз, штурман, краевед, фотограф и т.д.).

Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с полным составом объединения.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий.

Практические занятия проводятся в помещении (в кабинете, спортза­ле), на местности (на прилегающем участке, специальной площадке, стадионе, в парке, в лесу), во время проведения туристских мероприятий, экскурсий. В период осенних, зимних, ве­сенних каникул практические навыки отрабатываются в 1-2-хдневных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих меро­приятиях.

Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объе­динении детей.

После окончания обучения по данной программе за рамками учебных часов планиру­ется проведение зачетного степенного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сбо­рах и т.п.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод;

- репродуктивный метод;

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый или эвристический метод;

- исследовательский метод,

которые последовательно предполагают повышение степени активно­сти и самостоятельности в деятельности обучаемых.

Адресат программы: Программа рассчитана на один год обучения и адресована обучающимся среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет), проявляющим интерес к самодеятельным туристским путешествиям, по родному краю и краеведению.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек. Занятия проводятся с полным составом объединения.

 

Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) реше­ние комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отре­зок с полной концентрацией средств и сил. Особое внимание необходимо уделять обеспечению безопасности и предупреждению травматизма при изучении материала, при проведении каждого занятия, тренировки, старта. Педагогу необходимо уделять внимание психологической под­готовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межлич­ностного общения, формированию коллектива.

Педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации программы:

- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и лич­ностно-значимой для обучающихся направленности турист­ско-краеведческой и специальной деятельности;

- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициа­тивы, основой которых становится последовательное переключе­ние с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

- дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

- организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и ра­дость.

Отличительной особенностью общеобразовательной общеразвивающей программы является ее комплексность, которая состоит из образовательных блоков:

- спортивная туристская подготовка;

- топография и ориентирование;

- основы гигиены, первая помощь;

- общая и специальная физическая подготовка;

- туристские походы.

Режим занятий: Организация учебно-тренировочного процесса по программе предусматривается в течение учебного года (36 недель). Общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов – 216. Занятия 3 раза в неделю по 2 часа, всего 6 часов. Продолжительность занятия - 45 минут, перерыв между занятиями -15 минут.

Педагог может увели­чивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуют­ся учебно-тренировочные походы, сборы.

Годовой цикл предусматривает организацию и проведе­ние зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнова­ниях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разра­ботку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-ю­ношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностных обязанностей; организационную и хозяйствен­ную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю.

Условиями реализации программы являются: наличие учебного кабинета, спортивного зала, учебно-тренировочной площадки на прилегающей территории, полигона по спортивному ориентированию и туризму, необходимого туристского снаряжения и инвентаря для организации занятий по туризму, спортивному ориентированию, технических средств; обеспечение наполняемости группы.

Цель программы:

- всестороннее развитие личности ре­бенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

- создание условий для формирования у обучаю­щихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-позна­вательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико-ориентированную деятельность в области туризма и краеведения.

- углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.

Задачи программы:

личностные:

- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности обучающегося;

- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

метапредметные:

- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора обучающихся с помощью краеведческой должностной инструментовки;

- профессиональная ориентация подростков;

- формирование прочных трудовых навыков и навыков;

образовательные:

- содействовать созданию коллектива единомышленников;

- воспитывать самостоятельность, ответственность;

- формировать потребность бережного отношения к природе;

- способствовать формированию физической культуры и здорового образа жизни.

Учебный план детского объединения «Азимут»

№ п/п Наименование разделов Количество часов
всего теория практика
  Спортивная туристская подготовка      
  Топография и ориентирование      
  Основы гигиены, первая помощь      
  Общая и специальная физическая подготовка      
  Туристские походы      
ИТОГО за период обучения      

По окончании обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе предполагается совершение зачетного туристского похода 1 - 2-ой степени сложности или участие в туристско-краеведческом многодневном мероприятии (соревнованиях регионального уровня, туристском лагере, слете и т.п.) – вне сетки часов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: