Учение прп.Иоанна Лествичника о развитии греха.




Грех как действие

Буквальный перевод слова «грех» с греческого языка звучит как «мимо цели». Можно сказать, что грех – это неправильное направление в действии внутренних сил человеческого естества. На этом определении останавливаются многие религиозные учения. Но что это означает? Если человек неправильно поступил вчера, а сегодня не грешит, то вчерашнее прегрешение не отобразится на теперешнем состоянии его души.

Грех в святоотеческом понимании не только ложное действие, но и тяжелая болезнь, которая оставляет пагубный отпечаток в душе человека.

Грех как болезнь

Грех определенно является внутренней болезнью, вследствие которой силы человеческого естества помрачаются и деградируют. Настоящий процесс можно сравнить с развитием клеток раковой опухоли. Эта болезнь может привести к смерти телесную природу человека. Опухоль греха пронзает смертью не только все его естество, но и окружающее общество. Парадоксально, но многие не ощущают болезненного развития этого недуга, а также скорое приближение духовной смерти.

Архим. Рафаил Карелин в одной из своих книг приводит очень удачный образ этого состояния. Он пишет, что в средневековье на западе было распространено изображение смерти в виде скелета. Смерть рисовали в различных вариантах: на свадьбе, у колыбели младенца, около рабочего места… Но наиболее примечательным было изображение смерти с танцующим человеком, который в порыве вальса как будто и не замечал ее ужасного вида. Этот удачный образ символизирует беспечное состояние человека, не замечающего по причине греха-болезни близости холодного дыхания смерти.

«Мир страдает недугом порока и не знает того, князь лукавства, будучи некою мысленной тьмой греха и смерти, каким то сокровенным жестоким ветром обуревает и кружит весь на земле человеческий род. Грех овладел пажитями души до глубоких ее таинников» (Преп. Макарий Великий).

Учение преподобного Симеона Нового Богослова о грехе

Грех не имеет существенного бытия

Грех заключается в ложном движении естественных сил человека, и в первую очередь его воли. Но грех не имеет существенного бытия.

 

Преподобный авва Дорофей: стр. 91

Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Нет, но душа, уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится им, не находя в нём для себя естественного успокоения. И дерево разве имеет по естеству червей внутри себя? Но заводится в нём малая гнилость; от этой гнилости рождается червь, и сей самый червь съедает дерево. Также и медь сама производит ржавчину, и сама опять поедается ржавчиною. И одежды сами производят моль, и эта же моль, от них происшедшая, их съедает и портит. Так и душа сама производит зло, которое прежде вовсе не существовало, и не имеет, как я сказал, никакого состава, и опять сама мучится от зла; и хорошо сказал святой Григорий: "Огонь есть порождение вещества, и поедает вещество, как и злых зло". То же самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует. Так что и зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое есть добродетель. Потому мы и сказали, что добродетели суть средина: так, мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие - посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение - посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели.

Грех заключается в действии воли

Святитель Феофан Затворник: «Грех собствнно (заключается - примеч. автора) в развращении воли, по коему и знаем, что должно делать, но не делаем, потому что не хотим.» Продолжение стр.51 «Страсти и борьба с ними»

 

Преп. Макарий Египетский пишет: «Грех образуется в душе почти не заметно для самого человека начиная с малого – мимолетные мысли». По святоотеческом учению существует несколько этапов развития греха.

Учение прп.Иоанна Лествичника о развитии греха.

1. Прилог. Преподобные Иоанн Лествичник, Филофей Синаит прилогом называют всякий демонический помысел или образ какого либо предмета внезапно вносимого в сердце и предстоящего уму.

Преп. Григорий Синаит: «Прилог есть происходящее от врага внушение: делай то или другое, как это было сделано самому Христу Богу нашему», – «Рцы да камение сии будут хлебы». «Помыслы или прилоги суть слова бесов и предтечи страстей». Преп. Антоний Великий: «Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления, ибо принявши эти помышления, мы принимаем самих демонов».

Сам по себе прилог, возникающий в сознании человека и не вызывающий еще движения его воли, не является грехом. Для человека он служит пробным камнем, обнаруживающим то или иное качество души. С помощью молитвы и праведного гнева прилог можно легко отогнать. Если это совершается, то душа человека укрепляется в добродетели. Но если человек вместо молитвы выбирает демоническую мысль, тогда рождается грех в первой своей стадии.

2. Сочетание. Преп. Иоанн Лествичник: «Сочетанием называют беседование с пришедшим помыслом, как бы тайное от нас слово к явившемуся помыслу, иначе принятие приносимой от врага мысли, согласие с ней и произвольное допущение прибывать ей в нас». Здесь камень брошены на поверхность души привел в движение внимание ума и волю человека. При благоприятных условиях греховное сочетание может перерости в следующую стадию развития.

3. Сосложение. Преп. Иоанн Лествичник: «Оно есть согласие души с преставившимся помыслом, соединённые с услаждением». На этом этапе прилог преобретает чувственно-воображательную окраску, появляются привлекательные образы, чувства и мечтательность. Продолжается внутреннее движение естественных сил души, на этой стадии появляется сердечное сочувствие греху. Если человек в это время не постарается победить грех, который произоше в душе, то он может еще более укорениться.

4. Пленение. Преп. Иоанн Лествечник: «Есть насильственное и невольное увлечение сердца или продолжительное мысленное соединение с предметом разоряющим наше доброе устроение». В это время происходит порабощение помыслам внутренних сил души, и тогда появляются целеустремлённое желание сотворить грех. После этого этапа грех внутренний перерастает во внешнее действие, происходит падение, которое по разрушительной своей силе подобно горному обвалу.

Классификация грехов

Преп. Петр Дамаскин: «Наши согрешения числом превышают песок морской, а по тяжести своей как пыль, многим неведомы».

Свт. Игнатий Брянчянинов: «Но кто совершит великое дело, установтит вражду со грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому Бог дарует великий дар – зрение греха своего».

Святые отцы, классифицируя грехи, помогают каждому человеку глубже осознать свою личную греховность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: