Клавирная музыка И.С. Баха. Сюиты.




В период введения режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите участников образовательного процесса от новой коронавирусной инфекции с 28.09.2020 по 04.10.2020.

  Программа «Подростковый хор» Музыкальная литература Модуль 2 (5 класс) Педагог дополнительного образования Иванова Ю.В.

Задание: посмотреть конспект занятия (со ссылками на видеоролики и музыкальный материал) и выполнить задание. До 26.09.2020 (до 20.00) прислать фото или файл Word творческого задания на электронную почту ivanova_uliya@mail.ru или разместить в группе Вконтакте https://vk.com/club128494573

Клавирная музыка И.С. Баха. Сюиты.

На протяжении почти всей своей композиторской деятельности Бах неустанно работал над сюитой, углубляя ее содержание, совершенствуя ее формы. Произведения в этом жанре он писал для сольных инструментов (клавесина, скрипки) и для различных инструментальных составов.

Кроме отдельных сочинений, близких сюите, Баху принадлежат три сборника клавирных сюит, по шести в каждом: шесть Французских, шесть Английских, шесть партит.

Происхождение и смысл названий сюит точно не установлены. Существует предположение, что Английские сюиты написаны были якобы по заказу некоего англичанина. Французские сюиты были названы так потому, что они наиболее близки к типу сюит и манере письма французских клавесинистов Куперена и Рамо. Смотрим видеосюжет про клавишные музыкальные инструменты:

https://www.youtube.com/watch?v=9QKYMTYvn_8

Бах очень любил форму сюиты, позволяющую объединять в единое целое разнообразные танцы.

Французское слово «сюита» произошло от глагола suivre – следовать и переводится как последование, ряд, вереница. В русском языке прижилось похожее слово «свита» – вереница людей, следующих за каким-нибудь важным лицом. В музыкальной сюите следуют друг за другом танцы – медленные и величавые, изящные и стремительные. Но это не просто собрание разных танцев. Здесь тоже есть свой порядок. Есть главные «особы» и те, кто их сопровождает. Главных танцев четыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Старинными они были и во времена Баха. Позднее в сюиту вошли более новые танцы, чаще всего французские, потому что именно Франция была законодательницей мод в области танца: гавот, бурре и самый модный в 18 веке менуэт. Новые танцы заняли в сюите строго определённое место – между сарабандой и жигой.

Послушаем Французскую сюиту Баха № 2 до минор https://www.youtube.com/watch?v=dR931yQRJbc

Клавирная музыка Баха вобрала в себя черты скрипичного (певучесть), оперного (речитатив), стиля, связь с вокально-инструментальными произведениями. Мелодии, которые композитор уподобляет выразительной, часто патетической оперной декламации, можно услышать во многих его произведениях (например, в прелюдии ми-бемоль минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» или в фуге си-бемоль минор из того же цикла, во второй части фантазии из цикла «Хроматическая фантазия и фуга» или в сарабанде из Английской сюиты соль минор). Именно в области клавирной музыки, где композитор менее всего был связан традицией (не столь богатой, как, например, в органной музыке), он особенно много экспериментировал. Поиски нового были направлены, в частности, на углубленную разработку самого музыкального языка, закономерностей формы.

В клавирном творчестве Бах особенно смело разрабатывал такую новую область музыкального языка, как гармония. Здесь получила свое законченное, классическое выражение фуга - наиболее сложная и совершенная из полифонических форм.

Настоящей энциклопедией баховских образов стал его знаменитый «Хорошо темперированный клавир», коротко ХТК. О целях своего капитального труда Бах сказал так: «Хорошо темперированный клавир, или Прелюдии и фуги, расположенные по всем тонам и полутонам, использующие как терции мажорные, так и минорные, написаны для пользы и употребления жадной для учения молодёжи, особенно же для препровождения времени тех, кто уже искушён в этой области».

Само название указывало, что это произведение было рассчитано на фортепиано новой системы строя и по своим техническим трудностям может служить хорошим курсом при изучении техники фортепианной игры.

Каждая прелюдия и фуга представляют собой двухчастный цикл. Большей частью они контрастны друг другу. Почти все прелюдии имеют импровизационный характер. Фуги же представляют собой строго полифоническое произведение. Но так же, как и в сюите, каждый цикл объединяют и общая тональность и тонкие внутренние связи.

Ярким образцом такого малого цикла являются Прелюдия и фуга ре мажор из 1 тома «ХТК».

Воздушная, как будто сотканная из кружева, ткань прелюдии, ощущение её лёгкого, несущегося вперёд движения, дополняются чётким чеканным ритмом, мужественным характером.

Прелюдия написана по всем законам жанра. Она как будто вырастает из небольшой начальной темы, в которой уже показаны и характер движения и особенности фактуры. Слушаем: https://www.youtube.com/watch?v=AhPxGfbwb_0

Непрерывно плетётся узор мелодии в правой руке, в то время как левая – только даёт лёгкую опору. Обе руки как бы ведут каждая свою линию. По технике это очень напоминает желание на клависине передать лёгкую скрипичную фактуру. Вся прелюдия похожа на скрипичную импровизацию в сопровождении чембало и представляет собой непрерывное движение.

Теперь перейдём к фуге. Это высшая, самая сложная форма полифонической музыки. Строится фуга по особым, весьма строгим законам. Слово «фуга» на латинском языке означает бег.

В основе фуги обычно лежит одна тема – яркая, запоминающаяся. Её последовательно излагают все голоса, в зависимости от числа которых фуги бывают двухголосные, трехголосные и даже пятиголосные. Основным приёмом строения фуги является та же имитация. В фуге, как и в инвенции, есть противосложения, интермедии. Что это такое ты уже знаешь. Первый раздел фуги – экспозиция – в нём излагается тема во всех голосах последовательно. В среднем разделе – разработке – даётся интенсивное развитие темы при помощи различных средств: усиление динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости. С возвращения главной тональности начинается третий раздел фуги – реприза. Тема в репризе звучит только в основной тональности.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха безгранично. Ты в своей жизни не раз будешь сталкиваться с сочинениями гениального философа в музыке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: