Методические рекомендации
по прохождению производственной (по профилю специальности) практики
по профессиональному модулю 02
«Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации»
специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Курган 2016
Кузнецова, И.В. Методические указания по прохождению практики по ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации»студентами заочного отделенияпо специальности40.02.01 Право и организация социального обеспечения /И. В. Кузнецова. – Курган, 2016. – 8 с.
Рекомендовано к печати МС колледжа
Автор: Кузнецова И.В. – преподаватель ГБПОУ «КТК»
© ГБПОУ «КТК», 2016
© Кузнецова И. В., 2016
Общие положения
По профессиональному модулю «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации» предусмотрена производственная (по профилю специальности) практика. Практику необходимо проходить в органах и учреждениях социальной защиты населения, органах ПФР.
Продолжительность практики – 2 недели (72 часа).
Сроки прохождения практики студенты выбирают самостоятельно в межсессионный период.
По окончании практики студент должен иметь практический опыт:
- поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
- выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;
- организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- участия в организационно – управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
По окончании практики студент должен уметь:
- взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями;
- собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;
- принимать решения об установлении опеки и попечительства;
- осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;
- направлять сложные или спорные дела по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;
- разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда РФ, определять их подчиненность, порядок функционирования;
- применять примы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельности;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.
По окончании практики студент должен знать:
- нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда РФ и социальной защиты населения;
- систему государственных органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ;
- организационно – управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ;
- передовые формы организации труда, информационно – коммуникационные технологии, применяемые в органах Пенсионного фонда РФ, органах и учреждениях социальной защиты населения;
- документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ;
- федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;
- Кодекс профессиональной этики специалиста органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ.
Результатом прохождения практики является освоение студентом следующих профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии |
ПК 2.2 | выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно – компьютерные технологии |
ПК 2.3 | организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите |
ОК 1 | понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 6 | работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы |
ОК 11 | соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
ОК 12 | проявлять нетерпимость к коррупционному поведению |
В ходе производственной практики студент должен освоить следующие виды работ:
ПК | Вид работ | Объем работ (час) |
ПК 2.3 | Изучение внутренней структуры и основных направлений деятельности органов социальной защиты и обеспечения пенсионных прав граждан | |
ПК 2.3 | Ознакомление с учредительными и правоустанавливающими документами учреждения, нормативно – правовой базой | |
ПК 2.2 | Ознакомление с процедурой приема и рассмотрения обращений граждан | |
ПК 2.2 | Участие в приеме обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | |
ПК 2.2 | Прием и регистрация писем, заявлений и жалоб граждан, подготовка проектов ответов на письменные обращения граждан | |
ПК 2.2 | Формирование личного дела получателя пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и т.п. | |
ПК 2.3 | Составление проекта запросов подтверждения необходимой информации для назначения пенсии и предоставления недостающих документов в органы исполнительной власти, предприятия, учреждения | |
ПК 2.3 | Изучение и анализ реализации текущего и годового планирования организации | |
ПК 2.3 | Ознакомление с должностными инструкциями специалистов | |
ПК 2.1 | Участие в работе по пополнению и поддержанию в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий и других социальных выплат с применением компьютерных технологий | |
ПК 2.3 | Формирование отчета о статистических и качественных показателях рассмотрения обращений и иных видов работы с гражданами |
Для прохождения практики студентам необходимо:
1. Оформить договор с учреждением на время прохождения практики в 2-х экземплярах.
2. Договоры (2 экземпляра) предоставить на заочное отделение для подписания со стороны учебного заведения. На основе договоров готовится приказ о направлении студентов на практику.
Примечание: в случаях, когда учреждение не имеет возможности заключить договор об организации практики, оформляется письмо, подтверждающее предоставление места практики студенту.
3. Получитьзадание.
Послеокончания практики студент предоставляет в колледж отчет по выполнению программы практики.
Содержание практики (задания)
Задание 1
Дать характеристику учреждения, службы, организации, где проходили практику. В отчете необходимо:
1.1указать полное наименование и юридический адрес учреждения;
1.2 охарактеризовать его структуру и основные направления деятельности;
1.3 указать виды работ, которые выполняются структурными подразделениями/ подразделением, на базе которого студент проходил практику (в приложении по возможности представить Положение о деятельности подразделения, должностные инструкции и т.д.)
1.4 описать формы работы с гражданами и порядок обращения лиц, нуждающихся в социальной защите, представить алгоритм выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите, привести данные по статистике обращений граждан;
1.5 охарактеризоватьпорядок ведения базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат;
1.6 указать информационно – компьютерные технологии, используемые для консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, ведения базы данных получателей пенсий, пособий;
1.7 определить нормативно – правовую базу деятельности учреждения;
1.8 описать взаимодействие с другими органами социальной защиты, органами исполнительной власти, общественными организациями.
Задание 2
2.1Оформить личное дело вымышленного лица, состоящего на учете в органах и учреждениях социальной защиты населения, органах ПФР (личное дело получателя пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и т.п.). Необходимо дать краткую характеристику содержания личного дела, перечень прилагаемых к нему документов (заявление, справки, медицинские заключения, распоряжения и пр.) и требования к их оформлению.
2.2 Описать алгоритм формирования личного дела и порядок дальнейшей работы с ним. Указать, какие меры социальной поддержки будут оказаны данному человеку.
Копию оформленного дела необходимо подшить в отчет.
Задание 3
Составить план работы учреждения (структурного подразделения) и личный план работы специалиста. Необходимо указать, на какой период составляется план (год, квартал). В плане должны быть отражены направления деятельности учреждения (структурного подразделения) и основные виды работы специалиста.
Подготовленные планы работы также необходимо подшить в отчет.