Нарушения голоса: терминология, этиология, механизмы




Голос – способность издавать звуки при разговоре.

Голос характеризуется следующими акустическими параметрами:

1) Сила голоса, которая обеспечивается амплитудой колебания голосовых связок;

2) Высота голоса, которая зависит от частоты колебания голосовых связок (чем больше частота, тем выше голос);

3) Тембр голоса – соотношение резонирования в отделах верхнего и нижнего резонатора, индивидуально для каждого человека.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать 3 типа голосоподачи:

1) Сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой.

2) Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков.

3) Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебание. Этот типа называется твердой атакой.

Значение дыхания в голосообразовании преувеличить невозможно. Дыхательная система принимает участие в создании звуков речи. Звуковая речь образуется при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию. Равномерные циклы нормального дыхания преображаются при речи. Перед началом произнесения фразы возникает более глубоких вдох. Фраза произносится на выдохе. Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия (назальные звуки). Речевое дыхание формируется прижизненно.

Выделяют следующие типы физиологического дыхания:

1) Грудное (реберное) – грудная клетка расширяется и слегка приподнимается во время вдоха, суживается и несколько опускается при выдохе. Чаще встречается у женщин.

2) Брюшное (диафрагмальное) – во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, легкие заполняются воздухом. Во время выдоха диафрагма расслабляется, брюшная стенка возвращается в исходное положение. Чаще встречается у мужчин.

3) Смешанное – в акте дыхания участвуют межреберные мышцы и диафрагма. Чаще встречается у пожилых, детей, беременных женщин и спортсменов.

Механизмы голосообразования:

1) Тонический (миоэластический) – голос образуется за счет размыкания напряженных голосовых связок воздушной струей, после чего за счет своей эластичности и напряжения, голосовые связки снова смыкаются.

2) Клонический (нейрохронологический) – голос образуется за счет определенной частоты нервного импульса, вызывающего соответствующие колебания мышц голосовых связок.

Развитие и становление голоса условно делится на несколько периодов:

1) Голос новорожденного ребенка – короткий вдох, короткий выдох, речев. дыхание не сформировано, голос высокий немодулирован., с преобладанием работы верхн. резонатора;

2) Голос дошкольника и младшего школьника – начинает формироваться и закрепляться речевой выдох, речевой выдох увеличивается с 2 до 15 слов, начинает формироваться плавность выдоха, сила голоса регулируема, высота голоса формируется постепенно с возрастом (в 3 г. ребенок может модулировать высоту голоса на 2 тона и т.д.). Голосовые связки колеблются не всей своей массой, а только краем.

3) Голос в подростковом возрасте – под воздействием эндокринных изменений начинается рост гортани. При непропорциональном росте гортани могут быть срывы голоса. Это происходит за счет несоответствия размера связок размерам гортани несоответствия нервного импульса, идущего по возвратному нерву к структурам гортани. Возникает мутация голоса. Весь период мутации делят на 3 стадии: начальную, пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется только небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная стадия сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок («мутационный» треугольник). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего. Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.

4) Голос взрослого человека – высота, сила, тембр, выносливость голоса зависят от профессии.

5) Голос пожилых людей – под воздействием эндокринных изменений у женщин голосовые связки утолщаются, у мужчин – утончаются.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

Центральные органические нарушения

Этиология – болезни нервной системы.

Механизм – параличи, парезы в дыхательном, голосовом и резонаторном отделах.

Симптомы – афония при параличах голосового отдела, дисфония при парезах.

Коррекционная работа при афонии:

1) Артикуляционные упражнения для внешних мышц гортани – открыть/закрыть рот, движение нижней челюсти в стороны, вперед/назад, вверх/вниз.

Для корня языка – глотание, стрелялки (кх, кх).

Для средних мышц гортани – все повороты шеи (кроме назад).

Для нижних мышц гортани – подъем плеч, вперед/назад, попеременно и т.д.

2) Вызывание голоса:

· Произвольное – помычать или постонать с закрытым ртом. Если не получается, тогда те же задания выполняются с наклоном головы вперед и примыканием подбородка к груди.

· На непроизвольных реакциях – чихание, кашель, смех.

При появлении голоса он тренируется в положении головы прямо до первых признаков утомления. Артикуляционные упражнения проводятся на протяжении всей коррекционной работы.

Первым ставится звук м, затем у, потом о и отрабатываются комбинации гласных оу, уо, ууо, уоо и т.д. до первых признаком утомления. Обязательно проводятся беззвучные артикуляционные упражнения. Их цель – натренировать четкость произношения. Постепенно добавляем по 1 звуку и тренируем произношение.

При слабом голосе тренируется четкость артикуляции, сила голоса. Используется произношение по следующим схемам:

 

Точно также работаем над высотой голоса (игры Кто голос подает, укачивание куклы).

Центральные функциональные нарушения

Этиология – чаще всего возникает у девушек с истероидными чертами характера в подростковом возрасте или у взрослых при сильном стрессе.

Механизм – при возникновении стресса в правом полушарии возникает патологический доминантный очаг, для которого характерно:

1) Привлечение к себе энергии работающих центров КГМ (центр голосоподачи).

2) Закрепление условно-рефлекторной нейродинамической цепочки, по которой произошел отбор энергии. При этом, при возникновении возбуждения в центре голосоподачи, энергия снова уходит в патологический очаг возбуждения и не подается к голосовым связкам. При осмотре фониатром диагностируется функциональный паралич голосовых связок.

Коррекционная работа: при снижении силы стресса голос может возникнуть самостоятельно. Стресс снижает психотерапевт (психиатр) медикаментозно. При хронической афонии включается в работу невролог, который прописывает препараты, улучшающие проводимость нерв. импульсов и проводится работа по вызыванию, тренировке и закреплению голос. функции.

Периферические органические нарушения

Возникают чаще всего при стенозе гортани (сужение просвета вплоть до полного закрытия из-за опухоли и рубцов ожоговых, химических и др.)

Симптомы – быстро прогрессирующая хриплость голоса и затруднение физиологического дыхания вплоть до полной невозможности.

Мед. мероприятия Дооперационные Послеоперационные Контрольные    
Ношение трахеостомы Ношение Т-образной трубки, формирование нового просвета гортани Наблюдение за результатами операции Пластическое закрытие стомы Функциональная тренировка параметров голоса
  1. П С И Х О Т Е Р А П И Я
2. А Р Т И К У Л Я Ц И О Н Н А Я Г И М Н А С Т И К А
  3. Д ЫХ А Т Е Л Ь Н А Я Г И М Н А С Т И К А
  4. ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Психотерапия:

1 этап – снятие паники, знакомство с человеком после операции

2 этап – настроить на работу, создать ситуацию успеха

3 этап – голосовые упражнения, подготовить к изменяющемуся голосу

4 этап – похвала, поддержка

5 этап – индивидуальная психотерапия

Артикуляционная гимнастика:

1 этап – знакомство с артикуляционными упражнениями, показать, что артикуляционные мышцы можно тренировать

2 этап – беззвучное артикулирование гласных звуков

3 этап – динамические упражнения (артикуляционные упражнения с движениями)

4 этап – говорение с разрешения врача

5 этап – артикуляционная гимнастика в виде медленного и четкого проговаривания скороговорок, дикционные упражнения

Дыхательная гимнастика:

2 этап – дифференциация ротового и носового выдохов, тренировка плавного и длительного выдоха

3 этап – озвученный выдох – на выдохе произносится 1 звук, затем 2 и т.д. В конце 3 этапа на 1 выдохе проговариваем целую фразу

4 и 5 этап – мыльные пузыри, футбол с ватой и т.д.

Голосовые упражнения:

3 этап – вызывание и первичное закрепление голоса (начиная с м, у, о, заканчивая я)

4 этап – говорение с разрешения врача

5 этап – функциональная тренировка голоса (работа над высотой, силой и тембром)

Периферические функциональные нарушения

Для них характерно наличие незначительных преходящих органических нарушений. Периферические функциональные нарушения чаще всего возникают у дошкольников и младших школьников.

Для их возникновения необходима совокупность 2 групп причин:

1) Внешние – негигиенические условия использования голосовой функции (холодный, дымный, сырой, загазованный, пыльный воздух и др.)

2) Внутренние – индивидуальные особенности слизистой голосовых связок, частые простудные заболевания, неправильный механизм голосоподачи (подражание, перенапряжение).

Проявляются в возникновении осиплости или охриплости голоса из-за воспаления и разрыхления слизистой. При возникновении осиплости и охриплости в случае дальнейшего использования голосовой функции в местах смыкания голосовых связок при вибрации возникают сначала уплотнения, которые становятся жестче и переходят в органические нарушения – узелки голосовых связок, которые в свежих случаях при проведении ингаляций и использования режима молчания могут рассосаться самостоятельно, в неблагоприятных случаях – узелки устраняются хирургически. Функциональная ринофония – насморк.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: