ФИЛОСОФИЯ О ПРИРОДЕ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА




Суть проблемы четко сформулирована К.Марксом - “мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху” Эта проблема является исходным пунктом и основой философских знаний о человеке. Ее анализ состоит не столько в том, чтобы дать краткое определение категорий “природа и сущность человека”, а в том, чтобы определить методологию исследования необходимых и всеобщих оснований бытия человеческого существа в родовом и индивидуальных аспектах, их единстве и противоречии. Это предполагает прояснение проблемы сущности и существования человека, т.е. единства сущего и наличного, что требует осмысления “целого гнезда” взаимосвязанных вопросов; о границах, формах и видах определения и самоопределения человека; о мотивационной структуре личности, ее основных атрибутах; потребностях и способностях, знаниях и ценностях, чувствах и убеждениях и т.д. Наконец, прояснения таких проблем, как свобода, воли, добро и зло, дисциплина и ответственность и т.д., что необходимо для понимания разнообразных свойств и деяний человека - его добродетелей и пороков, страстей и наклонностей, нравственных исканий и т.д. На протяжении длительного периода развития западно-европейской, рационалистической философии категории “сущность” и “природа” человека (выступали) применялись как синонимы, и сущность человека понималась как наличие у него души, духа, разума, сознания и т.д.

Содержание понятия “природа человека” исторически изменялось, но в большинстве философских учений оно употреблялось и употребляется как идентичное понятию “сущность человека”, причем сама сущность отождествлялась с душой, разумом, а его тело рассматривалось как некий атрибут, без которого человек хотя и не существует, но который не определяет или не входит в состав его сущности. Последовательное решение вопроса о природе человека предполагает решение проблемы его целостности. Человек как целостное существо невозможен без органического единства души (сознания) и тела. Его “Я” и на уровне знания и самосознания воплощает не только свою духовность, но и телесно-чувственную природу. Это выражается как в том, что мышление, сознание есть функция мозга, так и в том, что чувствует, познает мир не мозг, а человек “при помощи” мозга. Это выражение - “при помощи” - не совсем адекватно воспроизводит суть дела, так как фактически мыслит, чувствует и действует живой, телесный человек, а не мозг, как некое автономное образование. Даже “расколов* человека на два начала, каждое из которых живет, якобы по своим закономерностям, одно - телесное по законам природного мира, а другое - духовное, по - иным (божественным) - мы имеем дело не с реальным существом, а неким образованием (если не трупом), теоретической конструкцией, созданной воображением философа. Поэтому, когда говорят о человеческом в человеке, то это относится не только к характеристике его сознания, духовного мира, но и к телу человека, которое сконструировано, применительно к жизни в человеческом обществе. “Общество - не только зодчий человеческой души, но и архитектор человеческого тела” (Бубер М.). Поэтому решение этой проблемы можно выразить в тезисе: “Целостность человека - это характеристика не того факта, что у человека есть тело, а того, что “он” есть тело. Тело это не часть человека, а сам человек” Можно эту идею целостности человека выразить и так: тело человека духовно, а духовность телесна. Тело пронизано духовным или духовное неотрывно от телесного. Человек природное телесное существо, обладающее сознанием, чувствами, волей. Поэтому начинать анализ с противопоставления души и тела, исходить из существования в человеке двух начал - телесного и духовного, методологически необоснованно. Мы уподобляемся при критикуемом подходе тем, кого Ф.Энгельс называл филистерами. Любимая поговорка филистера гласит: “Что такое человек? Полузверь, полуангел” Речь не идет об отрицании специфики духовного и телесного в жизнедеятельности человека, что имеет место. Вопрос ставится иначе - насколько целесообразно в теоретическом и методологическом плане в начале исследования обозначить наличие в целостном человеке двух начал, а затем в процесс исследования уделять главное внимание поиску путей и средств их объединения или взаимодействия. Представляется, что продуктивнее анализ природы человека следует вести исходя из аксиомы о целостности человека,из того, что его субъекитвность не есть результат проявления некоего неуловимого духовного начала, а все его качества и свойства - потребности и способности, желания и переживания страсти - весь мир чувств, иллюзий, мечтаний и знаний - это мир живого, телесного человека, обладающего сознанием и чувствами. Это не следует понимать как неразличимость его структурных образований, отсутствие дифференциации - все это, как говорят, имеет место. Речь идёт о том, что они - эти элементы единой структуры обнаруживают свою человеческую природу, только в жизнедеятельности человека как целостного существа. Так, способности, существуя как задатки, и получают свое действительное выражение только в практической жизнедеятельности; сознание и чувства органически слиты с потребностями телесного человека, и многообразие его телесных свойств - продукт исторического развития. Итак, из всего отмеченного выше можно сделать вывод, что человек есть целостное существо, в единстве существования и проявления его духовных и телесных качеств и свойств, которые нельзя отрывать и противопоставлять друг другу, как это делается в мифологических, религиозных и некоторых философских представлени- ях. Далее, тело человека является одним “диалектическим” полюсом внутренней основы его природы, а другим полюсом выступает предметный мир. То, что человек есть телесное, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное, предметное существо, означает, что предметом его сущности и проявления жизни выступают действительные чувственные предметы или что он может проявить свою жизнь только на действительных чувственных предметах (К.Маркс). В силу того, что человек есть часть природы, и живет в природной среде, преобразованной его трудом, он подчиняется и изменяется вместе с изменением этой “второй” природы. Речь идет о том, что все свойства человека, в том числе и его чувства - эстетические, нравственные, религиозные - имея в качестве своего материального носителя телесного человека и “вторую” природу возникают, формируются и изменяются в процессе общественного производства людьми своей жйзни. Поэтому, вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы.

Основным показателем этого процесса является изменение потребностей людей, как материальных так и духовных. Состояние потребностей людей той или иной эпохи - характеристика состояния и качества человеческой природы, присущих людям этого периода или этапа человеческой истории. Итак, основной категорией, через которую выражается природа человека, ее изменчивость, является категория “потребности” К.Маркс писал: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” В этом тезисе дается не определение сущности человека или личности, а намечаются основные методологические принципы ее постижения. Действительно, хотя непосредственно наблюдаемая индивидуальная жизнь выступает эмпирической предпосылкой исследования человеческой сущности, тем не менее общество не простая сумма индивидов, а представляет органическое единство связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу в процессе совместной предметной деятельности.

Общечеловеческое,родовое раскрывается в своих сущностных характеристиках только в процессе деятельности. Человек является субъектом деятельности, а общественные отношения, выступают как деятельное выражение его сущности. Человек сам создает мир, в котором живет. Создание этого мира требует того или иного сотрудничества людей, его создающих - актуально действующих людей и исторических поколений. Это взаимодействие будет основополагающим для каждого отдельного человека, ибо только посредством этого он вовлекается в преобразовательный человеческий опыт. Способ формирования отдельного человека исторически определен.способом и характером его взаимоотношений с другими людьми. Поэтому для исследования сущности человека необходимо выяснить: как соотносится существование каждого отдельного человека и существование других людей, каким образом он вовлекается, включается в общественную целостность, как разворачивается диалектика “я и мы” в процессе формирования человека и саморазвития человечества. Сущность человека формируется в процессе преобразования мира человеческим трудом, она фактически и есть процесс этого преобразования. Каждый отдельный человек создает сам себя, поскольку он вовлечен в процесс этих преобразований. Уникальный процесс выявления человеческой сущности через отношения к другому (освоение мира) для отдельного человека означает его отношение к другим людям. Освоение предметной сферы, по существу, есть приобщение к созидательному опыту человечества как основе деятельности каждого человека. Система взаимоотношений людей оказывается структурной, организующей целостный процесс преобразования человека человеческим трудом. Соотношение человека и человечества не столь просто как может показаться на первый взгляд. Формальные представления об этом соотношении: единица и множество, часть и целое - далеки от понимания процесса формирования человека, его сущности. Если в отдельном человеке мы будем искать лишь частное проявление какой-то общей для всех людей сущности, мы будем далеки и от понимания человека, и от понимания человечества. Методологический принцип единства личности и общественных отношений, позволяющий раскрыть процесс формирования сущности человека, можно выразить в следующих положениях: первое - общественные отношения входят во внутреннюю структуру личности, усваиваются ею и образуют ее социальную сущность, иначе говоря, процесс “социализации” личности есть “присвоение” (усвоение) индивидумом в процессе взаимодействия с социальным (другими людьми) качеств и свойств присущих последнему; второе - не только тело человека, но и общественные отношения являются “субстанциональной” основой личности, местом пребывания и проявления ее сущности и индивидуальных качеств. О человеке, его сущности “судят” не только и не столько по его словам, но и по его дел&м. Каждый человек является не только объектом, на которого извне воздействуют общественные отношения, но и сам творит эти отношения, является их творцом. Индивидуальная деятельность личности есть непосредственное создание как своей сущности, так и общественных отношений. Процесс жизнедеятельности человека воплощает диалектическое единство сущности и существования. Категорией, выражающей этот аспект сущности человека является категория “способности” Способности выражают меру и степень реализации человеком своих потребностей, умение перевести их из возможного состояния в действительность. Человек не просто “погружен” в общественные отношения (как некий сосуд) как некая самостоятельная, сама по себе существующая структура деятельности.

Общественные отношения реально существуют (приобретают свои формы реального бытия) лишь в качествах и свойствах людей, в процессах и продуктах их материально-предметной деятельности. Любое теоретически развитое знание о человеке, в конечном счете, основано на абстракции его сущности, что выражено в гегелевском положении о том, что “наивысшим, чем может обладать человек - это сознание своей сущности” Признание за сущностью бытия опосредованной всеобщности является решающей гносеологической установкой, по новому ориентирующей ее мысленное освоение: с бытия непосредственности предмета, с неразличенного тождества на опосредованность ее, на связь различенных моментов в объекте и вне его. Связь, взаимодействие, отношение и задают общее освещение предмета, определяют его сущностные параметры: закон бытия, функции, место в системе. Мышление сущности вне опосредствования - это условное мышление. Сущность не абстракт, присущий отдельному, и вместе с тем не абстрактно всеобщая сила, противостоящая отдельному, сущность есть опосредствованная связь, определяющая единство и целостность объекта. Сущность - это такая совокупность связей сущего, которая определяет его существование. Только с выходом на эти позиции, открывается доступ к пониманию сущности и как человеческого феномена. Итак, исследуя природу человека, мы главное внимание уделяем состоянию его потребностей, страстей, желаний. Обращение к нуждам и влечениям человека есть выявление “страдательной” стороны его жизни. Обращаясь к анализу сущности человека мы выявляем его активную, деятельную сторону жизни, степень развития его способностей для реализации потребностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: