Тема урока: Зарубежное изобразительное искусство 20 века. Сюрреализм. Сальвадор Дали.
Сюрреализм — искусство из глубин подсознания человека.
Цель урока: Познакомить учащихся с художественным направлением - сюрреализм и творчеством художников-сюрреалистов.
Задачи урока:
1) Дать понятие о направлении - «сюрреализм». Рассмотреть творчество художников-сюрреалистов.
2) Развивать творческое мышление и воображение учащихся, способность к анализу картин художников.
3) Воспитывать любовь к искусству, интерес к современному искусству.
План урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока 3 мин.
2. Объяснение темы урока - знакомство с художественным направлением - сюрреализм и творчеством художников-сюрреалистов. 34 мин.
Итог урока. Объяснение домашнего задания 3 мин.
Продолжительность урока 40 мин.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Мы на уроке познакомимся с авангардном направлением в мировом изобразительном искусстве, литературе и кинематографе первой половины ХХ века - сюрреализмом. Поговорим о творчестве художников -сюрреалистов: Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико, Андре Массона, Узнаем отличительные черты сюрреализма и его историю.
Сюрреализм - это влиятельное движение в мировой культуре в период между двумя Мировыми войнами. Стилю свойственно парадоксальное сочетание форм и применение аллюзий. Последователи сюрреализма черпали творческую энергию из глубин подсознания, умело совмещали в своих произведениях реальное и вымышленное. Сюрреализм, в отличие от множества других авангардистских художественных течений, нельзя назвать мимолетным явлением в живописи. Он пережил несколько кризисов, послужил отправной точкой для развития фантастического реализма, стал составной частью постмодернизма.
2.Объяснение темы урока - знакомство с художественным направлением - сюрреализм и творчеством художников-сюрреалистов.
История сюрреализма.
Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) сформировался как отдельное направление в европейском искусстве в 20-х гг прошлого века в послевоенной Франции. Его основоположником принято считать Андре Бретона. Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения, например Иероним Босх в триптихе «Сад земных наслаждений». Кисти Джузеппе Арчимбольдо принадлежат фантасмагорические циклы «Времена года» и «Четыре элемента». Сальвадор Дали называл этого итальянского живописца отцом сюрреализма. Непосредственным предшественником направления «сюр» в искусстве был дадаизм. Многие представители французской школы этого нигилистического движения впоследствии стали сюрреалистами. Значительное влияние на формирование нового направления также оказало творчество выдающихся представителей символизма Гюстава Моро и Одилона Редона. Первая выставка «сюр» была организована в Париже в ноябре 1925 года. В это же время в Бельгии начал издаваться специализированный журнал Correspondance. В 1929 году из Испании во Францию переезжает Сальвадор Дали и примыкает к группе Андре Бретона. Всемирную известность направление снискало на международных выставках в Лондоне и Нью-Йорке (1936 г), Токио (1937 г), Париже (1938 г). А начало Второй Мировой войны многими экспертами искусства расценивается как окончание организованного движения «сюр». В 40-е годы в творчестве наиболее известного в мире представителя жанра — Сальвадора Дали отчетливо наблюдается эволюция взглядов. Художник отдаляется от строгих сюрреалистических норм, в его картинах четко проявляются черты академизма. Эксцентричный испанец эмигрирует в США и успешно ведет коммерческую деятельность. Произведения мастера пользуются большим успехом и хорошо продаются. В 60-70-е годы ХХ века публика постепенно теряет интерес к сюрреализму, направление растворяется во второй волне авангардизма.
Отличительные черты сюрреализма.
Сюрреалисты отрицали традиционный подход к созданию произведений искусства. Они признавали главенство подсознания над сознанием и считали важнейшей ценностью свободу иррационального восприятия мира. Картины сюрреалистов легко узнать по характерным чертам направления:
- обилию фантасмагорических форм;
- абсурдному совмещению реальности и образов подсознания;
- неконтролируемому (автоматическому) созданию произведений;
- эпатажности, стремлению бросить вызов устоявшимся канонам;
Мастера сюрреалистического стиля в живописи.
Джорджо де Кирико (1888, 1978, Рим) - итальянский художник, основатель метафизической живописи, предшественник сюрреалистов. Его первые сюрреалистические работы увидели свет еще до официального появления нового течения в живописи.
Особенности творчества художника Джорджо де Кирико: Живопись де Кирико своеобразна и выразительна. Вкладывая в бездушные предметы тайное значение, стремясь раскрыть их истинный замысел, совмещая несовместимое и играя с подсознанием, он стал предвестником одного из масштабных направления в искусстве ХХ века - сюрреализма. Особое влияние античности и Возрождения отличало работы художника и стало его индивидуальной особенностью.
Джорджо де Кирико: «Гектор и Андромаха» 1912,
Известные картины Джорджо де Кирико: «Гектор и Андромаха» 1912, «Красная башня» 1913, Портрет Гийома Аполлинера, 1914, «Меланхолия и тайна улицы» 1914, «Орфей - уставший трубадур» 1970.
Джорджо де Кирико: «Красная башня» 1913 г.
Джорджо де Кирико — знаковый и необычный художник Италии, чье творчество гармонично и одновременно шокирующе совмещает в себе впитанную с детства архитектуру Греции, искусство Возрождения и метафизическую, ирреальную живопись. Его творчество в течении всей жизни трансформировалось, принимая те или иные формы от классических образов Тициана до переосмысления собственных ранних работ.
Андре Массон —(04.01.1896 - 28.10.1987 гг.) - французский живописец, график, иллюстратор, скульптор. Массон постоянно находился в творческих поисках, пробовал себя в различных направлениях и техниках: кубизм, сюрреализм, "автоматическая" живопись, абстрактный экспрессионизм, импрессионизм, символизм, скульптура, иллюстрация, литография. Яркий представитель автоматического стиля рисования. Художник смело экспериментировал с техниками и материалами, использовал при написании картин новаторские технологии. - французский живописец, график, иллюстратор, скульптор.
"Карточный трюк", 1923 г.
Массон закончил Академию художеств в Брюсселе, в 1912 году переехал в Париж и продолжил обучение в Школе изящных искусств.
"Спящий", 1924 г.
В начале Первой мировой войны Массон добровольцем пошел на фронт, в апреле 1917 года был тяжело ранен. В результате он провел около двух лет в госпитале, а из-за полученной контузии даже стал пациентом психиатрической лечебницы на некоторое время. Художник так и не смог вылечится от полученных травм во время войны: его продолжали мучить физическая боль, ночные кошмары, бессонница.
"Птицы и маски", 1924 г.
В 1920 году Массон заключил контракт с владельцем галереи и полностью окунулся в живопись. Наблюдая за работами художника можно заметить, насколько быстро меняются стиль и техника исполния произведений. В работах начала 1920-х гг. отчетливо прослеживается влияние кубизма (в частности, художника Андре Дерена).
В Париже Массон знакомится с кругом молодых художников и писателей. Эрнест Хемингуэй и Гертруда Стайн стали одними из первых покупателей работ художника (в 1922 году Э. Хемингуэй приобрел картину "Бросок игральных костей", на которой Массон изобразил своих приятелей-художников (один из них - Жоан Миро).
В 1924 году, после первой персональной выставки, массон знакомится с Андре Бретоном и вступает в круг сюрреалистов.
"Борьба рыб", 1927 г., "автоматический" рисунок.
В 1926 году Андре Массон совместно с художником Жоаном Миро начинают экспериментировать с "автоматическим" рисованием: рисунок наносили на холст клеем, на который, затем, насыпали цветной песок. Примером таких работ является картина "Борьба рыб".
"Гёте или метаморфозы растений", 1940 г.
Массону были интересны наблюдения, исследования и выводы Гёте в области теории цвета, который утверждал, что ощущение цвета передается мозгу на чувственном, психологическом уровне, что противоречило ньютоновской оптике.
"Карибский пейзаж", 1941 г.
В 1941 году Массон переезжает в США, где он оказал сильное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Сам художник, в то время, увлекся китайским искусством. Его работы этого периода можно увидеть в музеях Нью-Йорка, Бостона, Массачусетса.
"Красные земли и гора святого Виктора", 1948 г.
В 1945 году Массон возвращается в Париж, где пишет, в основном, импрессионистические местные пейзажи.
"Сюрреалистический пейзаж", 1952 г.
В 1951 году Андре Массон приезжает в Венецию и создает серию цветных литографий "Путешествие в Венецию" (1952 г.).
"Туман в долине Арк", 1956 г.
Середина 1950-х считается "азиатским" периодом в творчестве художника. Его увлечение философией дзен-буддизма находит отражение в работах художника. В те же годы Массона привлекал импрессионизм, в особенности творчество Тёрнера и Клода Моне.
В 1954 году Массон становится лауреатом национальной художественной премии.
В 1964 году художник выполняет роспись плафона парижского театра Одеон по заказу Министерства культуры Франции.
В 1987 году проходит выставка рисунков Массона в галерее Хейвуд, в Лондоне. Художник лично присутствовал на ней.
Андре Массону посвящен также фильм "Андре Массон и четыре стихии" режиссера.Жана Гремийона, Фильм был снят в 1958 г.
Сальвадор Дали — самый известный представитель жанра. Отличался огромной трудоспособностью, написал более 1500 художественных произведений. Еще при жизни добился коммерческого успеха и даже придумал дизайн упаковки знаменитого на весь мир леденца «Чупа-Чупс». Сюрреализм оставил яркий след в истории мирового искусства. Картины художников-сюрреалистов занимают почетное место в частных и музейных коллекциях.
Сальвадор Дали и сюрреализм уже почти стал синонимом— фамилия именно этого испанского художника первой приходит на ум при упоминании данного стиля живописи. За время своей долгой карьеры Дали добился успеха в скульптуре, моде, рекламе, литературе и кинематографе, в частности, благодаря своему сотрудничеству с Луисом Бунюэлем и Альфредом Хичкоком, но всемирно известен он благодаря своему вкладу в искусство живописи. Его работы теперь находятся в крупнейших художественных музеях мира.
В основе попыток Дали создать формальный и визуальный язык, способный передавать его сны и галлюцинации, лежит теория Фрейда. Его работы пронизывают навязчивые темы, смерти и упадка, отражая их схожесть с психоаналитическими теориями того периода. Опираясь на очевидно автобиографические материалы и детские воспоминания, творчество Дали изобилует готовым к интерпретации символизмом, от фетишей и образов животных до религиозных символов.
В своем творчестве он использовал так называемый параноидально-критический метод познания — состояние, в котором можно создавать иллюзию, сохраняя собственное здравомыслие. Дали считал, что обладает такой способностью, и может освобождаться от рациональных и моральных установок, приобретая мышление сумасшедшего человека.
«Постоянство времени» (1931)
Этот культовый шедевр живописи в стиле сюрреализм, репродукции которого создавались наиболее часто, иногда встречается под названием «Мягкие часы». На нем изображены четверо часов, которые показывают собственное время. Находятся они в окружении пустынной местности. При этом часы не твердые и плоские, а изображены в мягком, плавящемся и растекающемся состоянии.
Дали использовал часы, чтобы символизировать смертность, прежде всего, свою собственную (взгляните на часы, которые уже поедают муравьи), и скоротечность времени. В отличие от распространенного мнения о том, что время имеет линейную форму, подобно прямой, с началом и концом, художник считал, что время — органический процесс, который и сжимается, и растягивается. А пришла идея написания этой картины к Дали после того, как он увидел на тарелке плавленный сыр камамбер.
«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937)
Как и во многих других работах в стиле сюрреализм, значение этой картины нелегко уловить сразу. Условно эту картину можно поделить на две части: плавающих в озере лебедей и их отражение. Мы можем видеть, как элементы реального изображения переходят в нереальное: склонившиеся шеи лебедей отражаются в озере и превращаются в слоновьи хоботы, оперенные крылья — в уши слонов, а стволы деревьев в отражении становятся их лапами.
Перед утесом изображен мужчина — считается, что это автопортрет Дали. Он стоит к озеру спиной, отчего чувствуется некая тревога: вдруг он повернется назад, и окажется, что лебеди и слоны были всего лишь миражом? Именно столкновение действительности и фантазии является основной идеей этой работы. В 40-е годы в творчестве наиболее известного в мире представителя жанра — Сальвадора Дали отчетливо наблюдается эволюция взглядов. Художник отдаляется от строгих сюрреалистических норм, в его картинах четко проявляются черты академизма. Эксцентричный испанец эмигрирует в США и успешно ведет коммерческую деятельность. Произведения мастера пользуются большим успехом и хорошо продаются. В 60-70-е годы ХХ века публика постепенно теряет интерес к сюрреализму, направление растворяется во второй волне авангардизма.