Из высказываний о рок-песне




РОК-музыка. Герой рок-песни

Мы все поём о себе. О чём же нам петь ещё? (Б. Гребенщиков, рок-музыкант)

 

Авторы рок-песен выражают в своём творчестве собственные взгляды на мир, собственные чувства и идеалы. Несмотря на различия жизненного опыта, творческих подходов и т. д., музыкантами был создан обобщённый образ «героя нашего времени» - возможно, несвободный от ошибок и заблуждений, но в то же время обаятельный и живой.

Этот вид музыки собирает многотысячные стадионы слушателей, которые никогда не бывают безучастными. Слушатели рока - это самая активная аудитория, которая во время концертов может шуметь, петь, кричать, танцевать и свистеть. Всё это составляет неотъемлемый звуковой фон рок-концерта.

Этот своеобразный «звук» одновременно является причиной неприятия рок-музыки определённой частью общества - неприятия, сопровождавшего её на протяжении всей истории. Однако такое явление имеет вполне попятную причину: ведь рок позволяет самовыражаться не только музыкантам, играющим на сцене, но и всем, кто пришёл на их концерт. Активность слушателей - это род соучастия в общем деле, своего рода обмен ценностями. Исполнение рок-песни в гробовой тишине, перед рядами чинных слушателей даже представить невозможно.

С этим связан и поиск своего героя в этой культуре - человека, непохожего на всех и вместе с тем близкого и попятного многим. Для определённой части молодёжи рок-песни стали своего рода нравственным ориентиром, определённой школой воспитания.

Кто же он, герой рок-песен?

Он многогранен, многолик, в его мыслях, словах и поступках отражается целый мир современного человека. У него активная жизненная позиция, он задумывается о проблемах жизни и смерти, добра и зла, войны и мира.

Группа «Круиз» на сцене

Ему интересны другие люди, их характеры, проблемы общения. Его мучает отчуждение и непонимание между людьми. Иногда он – просто мечтатель, романтик, исповедующий искренние чувства в дружбе, любви, отношении к миру.

Приносит новый день свои слова.
Так было, есть и будет неизменно:
Бездумная приподнятость мертва,
Гражданственно лишь то, что современно.
И сколько звонких фраз ни напиши,
От звонкости ума не прибывает.
В эпоху становления души
Гражданственно лишь то, что задевает...

(«Круиз») https://youtu.be/CkRgQSsov08 ПОСЛУШАТЬ

Из высказываний о рок-песне

«Решающее преимущество рок-песни заключается в том, что для автора её не существует двойной морали, двойных ценностей – для себя и для публики. В рок-песне выражается важная лично для себя проблема, искренне, личностно воспринятая певцом. Эта песня есть сама результат потребности реализовать искреннее отношение к миру молодёжного сообщества»

(С. Катаев, социолог)

Но нередко герой рок-песен - это своего рода «лишний человек». Он не вписывается в общую картину окружающей жизни, в которой быть бездарным более комфортно, чем быть талантливым, в которой царят фальшивые отношения без искренности и тепла.

Виктор Цой. Звезда по имени Солнце

Ночь коротка, цель далека.
Ночью так часто хочется пить.
Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька.
Ты не можешь здесь спать.
Ты не можешь здесь жить.

(В. Цой. Последний герой) https://youtu.be/-J9rgpOv9eA

В таком мировоззрении заключается принципиальное отличие рока от советских вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), таких как, например, «Поющие гитары», «Самоцветы», «Песняры» и др., официально работавших при концертных организациях и исполнявших - нередко весьма талантливо - вполне «политкорректный» песенный репертуар.

Конечно, в музыкальном отношении иногда трудно провести чёткую границу между рок-исполнителями и артистами ВИА, однако всё же это были совершенно различные направления, с собственными приоритетами и ценностями. https://youtu.be/8ZlK7wVG2KU ЦОЙ ЖИВ

Кроме того, как отмечает известный музыкант Алексей Козлов, «одним из главных отличительных признаков рок-групп по сравнению с эстрадными гитарными ансамблями (ВИА) является то, что авторами текстов, музыки и оркестровки выступают сами исполнители. Это создаёт особую атмосферу сплочённости, стилистического единства и смысловой целенаправленности. Поэтому весьма важным принципом существования рок-группы стало относительное равноправие всех её членов, что обеспечило успешность метода коллективного творчества. Об этом говорят ещё и те факты, что у подавляющего большинства рок-групп в названии нет имени руководителя. Каждая группа придумывала себе особое название. Если в интервью с известными рок-группами журналисты пытались выяснить, кто же у них главный, то обычно ответа не получали».

Рок, как и авторская песня, долгое время существовал полулегально. «Когда из жизни уходят Вера, Надежда, Любовь, единственным пристанищем становится андеграунд» - эти слова Мэда Майка, идеолога объединения «Underground Resistance» (США), были девизом нескольких поколений как на Западе, так и в нашей стране.

Однако неверно думать, что рок-музыканты были каким-то особенным политическим или общественным движением. Политическая атмосфера, сложившаяся вокруг этого направления, в значительной степени была результатом запретов и общественного неодобрения. Многие из тех, кто пришёл к року, просто мечтали стать музыкантами, играть любимую музыку, сочинять песни. Для них музыка была способом рассказать что-то важное о себе, о своём времени. Приобщение к рок-культуре нередко было итогом поисков самореализации – через творчество, исполнительство, общение.

Среди авторов рок-песен было немало талантливых: А. Макаревич, Ю. Шевчук, С. Намин. Наряду с мягкими и очень лирическими песнями, например исполняемыми группой «Цветы» (руководитель С. Намин), создавались и жёсткие, резкие, с ярко выраженной позицией. Соответственно в такой песне усилилась роль текста - таковы, например, песни группы «Машина времени» (руководитель А. Макаревич). Известный музыкальный критик А. Троицкий назвал Макаревича «первым и потому наиболее влиятельным дизайнером своеобразной словесной школы советского рока». https://youtu.be/eome4WZLOzI Послушать

Послушайте песню А. Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас». Как и все убедительные образцы рок-песни, в ней полноценный поэтический текст органично сочетается с музыкой. Речитативный и даже декламационный характер мелодии отнюдь не превращает её в песню-лозунг, несмотря на явно присутствующую мораль: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Эта песня воспринимается скорее как выражение этических убеждений героя. Важно и то, что манера исполнения песни, напоминающая рассказ о действительном событии, предполагает наличие собеседника. Им становится слушатель, который не просто воспринимает песню как художественное произведение, но занимает активную позицию по отношению к рассказанному событию. https://youtu.be/THwPZNo4dy0

Вот море молодых колышет супер басы,
Мне триста лет, я выполз из тьмы.
Они торчат по рейв и чем-то пудрят носы,
Они не такие, как мы.
И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь:
Я видел эту жизнь без прикрас,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир -
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.

Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык;
Был каждый день последним из дней
Он пробовал на прочность этот мир каждый миг -
Мир оказался прочней.
Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,
Ты брал свои вершины не раз,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир -
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.

Другой держался русла и теченье ловил
Подальше от крутых берегов.
Он был как все, и плыл как все, и вот он приплыл:
Ни дома, ни друзей, ни врагов.
И жизнь его похожа на фруктовый кефир,
Видал я и такое не раз,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир -
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.

Пусть старая джинса давно затёрта до дыр,
Пускай хрипит раздолбанный бас,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир -
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды мир прогнётся под нас.

В 90-е годы ХХ века наиболее популярными были такие группы, как «Мумий тролль», «Сплин», «Кино». Это был всплеск интереса к рок-музыке, своего рода новая волна. Сопутствовавшие этому бурные политические события 90-х ещё раз напомнили о глубокой взаимосвязи рок-музыки и тех социальных условий, которые её во многом рождали. Не случайно трагическая смерть В. Цоя - лидера группы «Кино» - стала подлинным потрясением для сотен тысяч его слушателей, вызвав настоящее общественное движение по увековечению его памяти. Примечательно, что памятники Цою носили неформальный характер - это были лозунги на стенах домов, заборах и т. д., однако масштаб их распространения был огромен - практически вся страна.

С течением времени рок из полу запретного искусства постепенно стал превращаться в модную музыку. Из него почти исчезли мотивы бунта или проявления особой позиции, отличной от мнения большинства. Образ героя рок-песен стал потихоньку тускнеть, терять актуальность. Наступили иные времена.

Это существенно повлияло на качество рок-музыки и особенно рок-поэзии - главных составляющих этой культуры. Рок в значительной степени стал функционировать как вид музыки, сочетая в себе разнообразные музыкальные традиции и влияния. Сейчас, когда говорят об истории рок-культуры, нередко можно услышать ностальгические ноты. Прежний герой постарел, у нового другие идеалы. Какие именно - покажет время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: