II. Изучение нового материала.




Прямолинейное распространение света

Прямолинейное распространение света, тень, полутень, затмение. Давайте разберемся и с ними.

II. Изучение нового материала.

Знакомство с новыми понятиями.

Продолжаем накапливать факты, касающиеся световых явлений.

а) Давайте выясним, как распространяется свет. Идти будем по тому же пути, что и многие тысячи любознательных исследователей природы: наблюдения (опытные факты) → мысль (обдумывание) → формулировка гипотезы → проверка гипотезы → вывод (знание).

1. Можем ли мы видеть предмет, если он находится за углом дома или за деревом? Почему мы не видим источник света, если перед ним поставить непрозрачный предмет?

2. Как это можно объяснить? Свет не может заворачивать за угол дома. Конечно.

3. Значит, свет распространяется прямолинейно.

4. Гипотезу нужно проверить экспериментально. Если она подтвердится, значит, мы получили новое знание о природном явлении.

Лабораторная работа.

Получите деревянные линейки – трибометры, швейные булавки. Воткните в линейку две булавки на расстоянии 25 см от другой. Возьмите третью булавку, наклонитесь к столу и, глядя на основания булавок, воткните ее между ними так, чтобы все три булавки слились в одну. Можно то же самое сделать с четвертой и пятой булавкой, уберите булавки и соедините точки, в которых располагались булавки. Что собой представляет получившаяся линия? Таким образом на местности провешивают прямые линии. Это возможно потому, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Прямолинейностью распространения света пользуются при провешивании прямых линий на поверхности земли, при определении расстояний на земле, на море и в воздухе. Когда контролируют прямолинейность изделий по лучу зрения, то опять-таки используют прямолинейность распространения света. Весьма вероятно, что и само понятие о прямой линии возникло из представления о прямолинейном распространении света.

б) Вам неоднократно приходилось наблюдать в солнечный день тени от различных предметов. Выясним, как и почему образуется тень.

Демонстрационный эксперимент.

Поместим между источником света и экраном мяч. Как сделать, чтобы свет от фонарика, хотя бы приблизительно, можно было бы считать точечным источником света? На экране видна четкая тень мяча. Тень – это область пространства за предметом, в которую она не попадает.

Теперь если приблизить источник света поближе к мячу, то его уже нельзя считать точечным источником. Что видим на экране? Тень и полутень. Полутень – это область, в которую свет частично попадает.

Вывод. Итак, при освещении предмета светом от точечного источника образуется резкая тень. Если источник света неточечный (протяженный), то образуется тень и полутень. Образование тени и полутени является следствием прямолинейного распространения света.

в) Самостоятельная работа с учебником и другими источниками. Собрать досье на грандиозное природное явление – затмение. Учащиеся получают бланки.

Образец бланка

Досье на солнечное затмение
Информация, которую необходимо получить… Результаты поиска…  
1. Схема солнечного затмения:  
2. Условие возникновения.  
3. Особенности.  
4. Какую информацию ученые получают, наблюдая солнечное затмение?  

г) Солнечное затмение удивительно красивое явление! Красивое и таинственное! Вот как описывает солнечное затмение, которое произошло 7 августа 1887 года, В. Г. Короленко:

«…В одном месте, на углу, прижавшись к забору, стоят две женщины. Одна смотрит на восток слезящимися глазами и что-то тихо причитает. Дряхлый старик, опираясь на палку, присоединяется к толпе. Все взгляды обращены туда, где за меланхолической тучей предполагается солнце.

– Ну, что, тетушка, – обращаюсь я к плачущей, – затмения ждете?

– Ох, не говори, родимый! Что и будет! Напуганы мы, милый, то есть до того напуганы… Ноченьку все не спали.

– Чем же напуганы?

– Да все планидой этой.

Она поворачивает ко мне лицо, разбухшее от бессонницы и искаженное страхом. Воспаленные глаза смотрят с оттенком какой-то надежды на чужого человека, спокойно относящегося к грозному явлению.

– Сказывали вот тоже: солнце с другой стороны поднимется, земли будет трясение, люди не станут узнавать друг дружку… А там и миру скончание…»

«Круглое, темное, враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце, и они несутся вместе в заоблачной вышине. Какое-то сияние, льющееся изменчивыми переливами из-за темного щита, придает зрелищу движение и жизнь, а облака еще усиливают эту иллюзию своим тревожным, бесшумным бегом».

И еще: «…Все мы стояли вместе, подняв глаза кверху, туда, где все еще продолжалась борьба света и тьмы, как вдруг вверху, с правой стороны, вспыхнула искорка, и сразу лица моих собеседников осветились. Темное покрывало взметнулось гигантским взмахом в беспредельных пространствах, пробежало по волнистым очертаниям облаков и исчезло. Свет струился теперь, после темноты, еще ярче и веселее прежнего, разливаясь победным сиянием. Раньше это было угасание и смерть, а теперь наступило возрождение…»

III. Подведение итогов.

Свет проходит по прямой,

Только снится нам покой!

а) Итак, что мы знаем о световых явлениях?

работа по конспекту (см. опорный конспект к уроку 50).

б) Что бы это значило? (описание физического явления по рисунку.)

IV. Домашнее задание: Подготовиться к тестированию. Желающим подготовить:

1) сообщение о театре теней;

2) досье на лунное затмение.

 

 

Запишите в тетрадь! Конспект к уроку СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Блок 1. Представление о свете
Свет – это излучение, воспринимаемое нашим глазом.
Блок 2. Источники света
а) Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света. б) Типы источников света естественные:искусственные: солнце, гнилушки, молния, северное сияние электрическая лампочка
в) Любой объект становится видимым, если 1) он сам излучает свет, то есть является источником света; 2) объект отражает падающий на него свет, например, Луна светит отраженным светом.
3. В геометрической оптике для описания световых явлений применяют модель – точечный источник света, то есть такой источник света, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстоянием, на котором этот источник рассматривают. Примером точечных источников света являются звёзды.
Блок 3. Представление о прямолинейном распространении света и его следствиях
Свет в однородной среде распространяется прямоли- нейно.
Следствием прямолинейности распространения света является существование тени и полутени.
Тень – это область пространства за предметом, в которую свет не попадает. Тень образуется при освещении предмета точечным источником света.
Полутень – это область, в которую свет частично попадает. Полутень образуется при освещении предмета протяженным (неточечным) источником света.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: