Общие сведения о сборочных чертежах изделий




На сборочном чертеже изделие изображают в собранном ви­де со всеми входящими в него деталями.

На производстве сначала изготовляют по чертежу каждую деталь. Затем по сборочному чертежу собирают их в изделие.

На рисунке 231 дано наглядное изображение модели кулач­кового механизма. Он предназначен для того, чтобы сообщать возвратно-поступательное движение толкателю (дет. 6). Осу­ществляется это таким образом. Вращение рукоятки (дет. 3) пе­редается через валик (дет. 4) кулачку (дет. 5), который, имея овальную форму, двигает толкатель.

На рисунке 232 приведен сборочный чертеж кулачкового ме­ханизма. Внимательно рассмотрите его. Вспомните известные вам из уроков черчения и трудового обучения сведения о сбо­рочных чертежах, а для этого ответьте на следующие вопросы:

1) Каковы правила расположения видов на сборочных чер­тежах? Соответствуют ли они правилам расположения видов на чертеже детали?

2) Применяют ли разрезы и сечения при выполнении сбо­рочных чертежей?

3) Где на чертежах указы­вают названия деталей, вхо­дящих в изделие?

4) Нужно ли на сборочных чертежах наносить все разме­ры деталей, входящих в изде­лие? Почему?

5) Что означают цифры, стоящие на полках линий-вы­носок?

Сборочные чертежи (рис. 232) содержат те же изображения, что и чертежи деталей: виды, разрезы, сече­ния. Виды располагают в про­екционной связи. Кроме ос­новных, применяют и местные виды. Так, на рисунке 232 дан вид по стрелке А. Он поясня­ет форму рукоятки.

Сборочные чертежи обыч но содержат разрезы и сече­ния. Это помогает выявить устройство изделия. На ри­сунке 232 в разрезе показан кулачок (дет. 5)? Местные разрезы выявляют способы соедине­ния толкателя (дет. 6) со стойкой (дет. /), рукоятки (дет. 3) с ручкой (дет. 2) и валиком (дет. 4), а также валика с кулачком.

Вынесенное сечение поясняет форму стойки, имеющей реб­ро жесткости.

Как и на чертежах деталей, в правом нижнем углу сбороч­ного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия и другие данные, относящиеся к нему.

Как же определить названия деталей, входящих в сбороч­ную единицу?

34.1, Спецификация. С ней вы уже встречались на уроках трудового обучения. Это таблица, содержащая основные дан­ные о деталях, входящих в изделие. Ее выполняют на отдель­ных листах формата А4. На учебных чертежах и на чертежах формата А4 ее располагают над основной надписью.

Рис. 231. Кулачковый механизм

На рисунке 233 приведены основная надпись и специфи кация для учебных чертежей.



Ручка (деталь 2) не показана

Все размеры справ очные

Поз Наименование Кал. Материал Примеч
1 Стойка 1 Алюминии  
2 Ричка 1 Сталь  
3 Рикоятка 1 Алюминий  
  Валик 1 Сталь  
  Кц лачок 1 Сталь  
6 Толкатель 1 Сталь  
7 Винт Mix 10 1 Сталь  
Чертил Ибаноб ММ Механизм кулачкобыи
Проверил ЗаЬарихин
Школа 52 кл.вБ Сталь \ 11 | №3
               

 

 


Рис. 232. Сборочный чертеж кулачкового механизма


    « IU     и  
Поз. Наименование Кол. Материал Примечан.
1        
2        
  3        
  — - 2Ь, с 30,          
  Чертил     НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ  
  Проберия    
Школа к/1   Масштаб №задания
  и 5   - 20  
                       
Рис. 233. Спецификация с основной надписью для учебных чертежей

 

В первой графе спецификации указывают порядковые но­мера (позиции) деталей, входящих в изделие. Номера записы­вают сверху вниз.

Во второй графе записывают наименование детали. Для стан­дартизованных деталей здесь же указывают их обозначение. На­пример на рисунке 232, в поз. 7 записано: «Винт М4 х 10».

В третьей графе указывают количество деталей, входящих в изделие. В четвертой графе записывают марку материала, из которого изготовлена деталь (на производственных чертежах эта графа отсутствует).

Последняя графа — «Примечания» — предназначена для дополнительных данных, не предусмотренных спецификацией.

Номера позиций, присвоенные детали в спецификации, на­носят около соответствующих изображений на чертеже. Их на­носят на полках, от которых проводят наклонную линию-выно­ску, заканчивающуюся точкой на изображении детали. Полки и линии-выноски проводят сплошными тонкими линиями.

Чтобы найти изображение детали, определяют по специфи­кации ее номер, отыскивают его на чертеже и по концу ли­нии-выноски находят нужное изображение.

Чтобы легче было находить номера позиций на сборочном чертеже, полки группируют в строчку (по горизонтали) или в колонку (по вертикали).

Один из вариантов расположения линий-выносок и цифр при­
веден на рисунке 234, а. Пер­вые шесть позиций расположе­ны в колонку, остальные — в строчку. Позиции указывают на том виде или разрезе, где де­таль изображена как видимая.

Для группы крепежных де­талей, относящихся к одному и тому же месту крепления (на­пример, болт, гайка и шайба), допускается общая линия-вы­носка (рис. 234, б). В этом слу­чае полки соединяют тонкой вертикальной линией.

Цифры, обозначающие позиции, пишут крупнее цифр раз­мерных чисел.

Жк 63. Ответьте на вопросы к чертежу на рисунке 232:

1) Как называется изделие?

2) Назовите изображения, содержащиеся на чертеже.

3) Как называется деталь 2?

4) Какую форму и размеры имеет деталь 9?

5) Сколько всего деталей входит в изделие?

34.2. Разрезы на сборочных чертежах. Как было сказано, сборочный чертеж кулачкового механизма (см. рис. 232) содер­жит разрезы. Присмотритесь к штриховке. Из чертежа видно, что рядом расположенные детали заштрихованы в противопо­ложные стороны. То же самое можно видеть на рисунках 217 и 219, где даны изображения простейших соединений деталей. Это тоже примеры сборочных чертежей.

Для чего соседние детали на чертеже заштрихованы в раз­ные стороны?

Это сделано для того, чтобы облегчить чтение чертежей, дав возможность отличить соседние детали по штриховке.

67 в 9 10 11 Рис. 234. Расположение линий-выносок с номерами: а — общее правило; б — для группы деталей

Если в разрез попадают три и более соприкасающихся деталей (см. рис. 236, г), следует изменить расстояние между линиями штриховки или сдвинуть их. Большее расстояние оставляют для более крупных деталей. Но для всех разрезов и сечений данной детали штриховка имеет наклон в одну сторону с равными рас­стояниями между штрихами (см. дет. / на рис. 232).

Г   I I  
      V S
м        

 

 


 

а) б)

Рис. 235. Задания для упражнений

Узкие площади сечения, ширина которых на чертеже равна 2 мм или менее, показывают зачерченными (см. рис. 236, г).

Детали 2, 4, 6 и 7 кулачкового механизма (см. рис. 232) даны на чертеже нерассеченными, хотя они попали в плос­кость разреза. Это, как вам известно, потому, что болты, вин­ты, шпильки, заклепки, шпонки, оси, валы и другие детали, не имеющие пустот, показывают нерассеченными в том слу­чае, когда секущая плоскость направлена вдоль их оси. Ша­рики всегда показывают нерассеченными.

Если в непустотелых деталях имеется небольшое углубле­ние, то применяют местный разрез, как на рисунке 232 (дет. 4). Здесь местный разрез служит для выявления формы отверс­тия с резьбой под винт. Если сплошные детали 2, 4, 6 и 7 рас­сечь и заштриховать, то форму их будет труднее определить. Сборочный чертеж станет менее ясен.

ik 64. Ответьте на вопросы к чертежу кулачкового механизма ▼▼ (см. рис. 232):

1) Почему на чертеже не заштрихован толкатель?

б) б) г) Рис. 236. Задания для упражнений

 

2) Можно ли вынесенное сечение заштриховать в противо­положную сторону, не меняя направление штриховки у стойки (дет. 1)?

3) В каких случаях сечение можно зачернить?

4) Для какой цели выполнен местный разрез на изображе­нии валика?

5) Попал ли в плоскость разреза винт? Почему он не за­штрихован?

65. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей болтового соедине­ния (см. рис. 235, а).

66. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей шпилечного соедине­ния (см. рис. 235, б).

67. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите номера позиций составных частей изделия (рис. 236, а, б, в, г).

68. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и постройте необходимые разрезы (рис. 237, а, б, в).

34.3. Размеры на сборочных чертежах. Размеры отдель­ных деталей на сборочном чертеже не наносят (см. рис. 232). На таком чертеже наносят лишь размеры, необходимые для правильного размещения деталей относительно друг друга в изделии, а также для установки сборочной единицы. К ним от­носятся, например, размеры, определяющие расстояния меж­ду центрами отверстий под болты, которыми соединяют две сборочные единицы (на рис. 232 это размеры 38 и 56). Кроме того, наносят габаритные (203...217, 116 и 50 на рис. 232) и присоединительные размеры.



 

 



 

 


Рис. 237. Задания для упражнений

1. Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие?

2. Назовите габаритные размеры изделия, изображенного на рисунке 232.

3. Для какой цели даны размеры 38 и 56 на сборочном чер­теже, приведенном на рисунке 232?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: