Тема 1.2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.




Самостоятельная работа № 2

Духовная жизнь общества к началу 80-х годов была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность, идейный догматизм, идеологизация науки, культуры, с другой – противостояние бюрократической системе представителей передовой интеллигенции.

Выступая на XXIIIсъезде партии, Л.И. Брежнев формально осудил две крайности, проявившихся в художественной культуре: “очернительство» и «лакировка действительности». Однако, ощущалась мощная официальная поддержка тех произведений, которые трактовали политические события предвоенных лет, военную историю в духе возрождавшегося неосталинизма. Многотомные эпопеи, многосерийные фильмы выводили образ спокойного, мужественного человека, принимающего трудные, но всегда верные решения. Наряду с этим, официально приветствовался рост выпуска произведений на «производственную» тему, в которых, как правило, герой-новатор, борец за технический прогресс вступал в конфликт с консерваторами и с помощью высокопоставленных партийных работников одерживал над ними победу. Чтобы регулировать тематику художественных произведений, была введена система государственных заказов, прежде всего в кинематографе. Заранее распределялось, сколько фильмов должно быть поставлено на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы.

В художественной жизни нарастало влияние цензурного пресса. Участилась практика запрета публикаций художественных произведений, появляются «полочные» фильмы – те, которые не были выпущены на экран по причине «идеологической невыдержанности». Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей. Ограничивалось знакомство советских людей с новинками зарубежной культуры. Те деятели культуры, которые пытались открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для административно-бюрократического руководства культурной жизнью. В 1974 году был лишён советского гражданства и и насильно выслан из СССР А.И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссёр А.Тарковский, режиссёр Ю.Любимов, писатель В.Некрасов, поэт И.Бродский, виолончелист М.Ростропович.

 

Однако, художественная жизнь 70-х гг. имела и черты разнообразия, которые вносила передовая, демократически мыслящая художественная интеллигенция. Объективно противостояла идеологии застоя «деревенская» проза. Книги Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева художественно выразительно показывали процесс раскрестьянивания села и поддерживали веру в неистребимость народной нравственности. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В.М. Шукшина. Признанным лидером «бытовой» прозы стал Ю.Трифонов, который в серии небольших повестей отразил сомнения и трудности тех лет. Неожиданное звучание стали приобретать театральные постановки классических произведений. Например, персонажи А.Н. Островского – карьеристы, хапуги, взяточники, бюрократы прошлого века – получали второе рождение.

Серьёзно изменился и кинематограф. Фильмы Э.Рязанова, Л.Гайдая, Ю.Озерова, С.Герасимова, С.Бондарчука и многих других режиссёров вошли в сокровищницу мирового кино и ныне. Спустя десятилетия, смотрятся с не меньшим интересом. Особую тему составляла Великая Отечественная война. Киноленты «А зори здесь тихие», «Летят журавли», «Баллада о солдате» и многие другие показывали ратный труд простого солдата. Резко изменились тенденции освещения событий Гражданской войны. Фильмы «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства», «Бег», конечно, подвергались цензуре и не могли сказать всей правды о Гражданской войне, но заставляли задуматься над вопросом: кто же был прав? В кинематограф пришёл совершенно другой тип белого офицера – честного, храброго, хотя и «потерявшегося» в гражданской смуте человека.

Бурно развивалась и эстрада. В начале 70-х гг. было принято решение о создании большого количества вокально-инструментальных ансамблей. Всего по стране их было организовано более 10 тысяч. Образовались очень популярные и профессиональные группы, такие как «Песняры», «Самоцветы», «Синяя птица», «Поющие гитары», «Машина времени» и ряд других.

И ещё одна специфическая черта культуры того времени – так называемая «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимых в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Признанными лидерами здесь были В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Галич и другие, песни которых пользовались всеобщей любовью.

Противоречия в культурном развитии были характерны как для Союза ССР в целом, так и практически для каждой из союзных республик. Несомненно, что такие деятели искусства, как Ч.Айтматов в Киргизии, В.Быков в Белоруссии, Н.Думбадзе в Грузии, Я.Кросс в Эстонии и другие представители национальных культур создали уважительное отношение среди многих читателей к своим народам и к своим культурам. Тоталитарная система пыталась использовать их имена для обоснования правильности своей политики в национально-культурной сфере. Но дело в том, что их творчество объективно противостояло догматизму и парадности, было проявлением национальных и общегуманистических традиций духовной культуры.

Обозначилось реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны, культуры официально-догматической, с другой – культуры демократической, гуманистической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей разных национальностей, подготавливая духовное обновление общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: