Разработка программы
Программа, моделирующая игру «Нечет» и «Чет» разработана на языке Object Pascal в визуальной среде Delphi 6. Проект содержит одно окно-Form1.
Компонент 1 Form1
Свойства:
Caption=’Игра Чет Нечет’
Menu=MainMenu1
Color=clGradientActiveCaption
Событие=MainMenu1
End
Компонент 2-MainMenu1.
Свойства:
object MainMenu1: TMainMenu
Left = 14
Top = 184
object N1: TMenuItem
Caption = ‘Игра’
object N2: TMenuItem
Caption = ‘Новая игра’
OnClick = N2Click
end
object N3: TMenuItem
Caption = ‘Выход’
OnClick = N3Click
end
end
object N4: TMenuItem
Caption = ‘Настройка’
object N6: TMenuItem
Caption = ‘Второй игрок’
object N7: TMenuItem
Caption = ‘Компьютер’
end
end
end
object N5: TMenuItem
Caption = ‘Справка’
object N8: TMenuItem
Caption = ‘Правила игры’
OnClick = N8Click
end
object N9: TMenuItem
Caption = 'о программе '
OnClick = N9Click
end
end
end
Компонент 3 – TstringGrid.
Свойства:
object StringGrid2: TStringGrid
Left = 86
Top = 48
Width = 249
Height = 153
ColCount = 6
DefaultColWidth = 40
FixedCols = 0
RowCount = 6
FixedRows = 0
TabOrder = 3
Visible = False
end
Компонент 4 – TEdit
Свойства;
object Edit1: TEdit
Left = 0
Top = 208
Width = 377
Height = 28
Font. Charset = DEFAULT_CHARSET
Font. Color = clOlive
Font. Height = -16
Font. Name = 'MS Sans Serif'
Font. Style = [fsBold]
ParentFont = False
TabOrder = 2
end
Компонент 5-Tbutton.
Свойства:
object Button1: TButton
Left = 88
Top = 233
Width = 250
Height = 33
Caption = Показать
Font. Charset = DEFAULT_CHARSET
Font. Color = clNavy
Font. Height = -16
Font. Name = 'MS Sans Serif'
Font. Style = []
ParentFont = False
TabOrder = 1
OnClick = Button1Click
End
Написание программы
Программа написана в среде программирования Delphi6. Основной компонент – игральное поле StringGrid1. В моем проекте прграммы 1- игрок – пользователь, 2- игрок – компьютер. Для компьютера в данном проекте не предусмотрена выигрышная стратегия. Компьютер ставит числа в случайно выбранную свободную позицию с помощью функции случайных чисел.
Выигрышную стратегию можно построить предусматривая вариант максимального количества ставки числа 1. Для этого функцию случайных чисел для компьютера напишем как random(1)+1;
Спецификация программы
Загрузочный файл программы – Project1.exe.
Табл. 1. Спецификация программы
Наименование | Обозначения | Примечание | |
Project1.dpr | Файл проекта | Связывает все файлы, из которых состоит приложение | |
Project1.cfg | Файл конфигурации | ||
Project1.dof | Файл параметров проекта | Содержит текущие установки проекта: настройки компилятора и компоновщика, имена служебных каталогов, условные директивы | |
Project1.dfm | Файл формы №1 | Содержит список свойств всех компонентов, включенных в форму №1 | |
Unit1.pas | Файл программного модуля для формы №1 | Определят функциональность формы №1 | |
Unit1.dcu | Объектный файл для Unit1.pas | Откомпилированная версия Unit1.pas |
Текст программы
// Программа
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics,
Controls, Forms, Dialogs, Grids, StdCtrls, Menus;
type
TForm1 = class(TForm)
StringGrid1: TStringGrid;
Button1: TButton;
MainMenu1: TMainMenu;
N1: TMenuItem;
N2: TMenuItem;
N3: TMenuItem;
N4: TMenuItem;
N6: TMenuItem;
N7: TMenuItem;
N5: TMenuItem;
N8: TMenuItem;
N9: TMenuItem;
Edit1: TEdit;
StringGrid2: TStringGrid;
procedure StringGrid1MouseDown (Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
procedure N2Click (Sender: TObject);
procedure N3Click (Sender: TObject);
procedure N8Click (Sender: TObject);
procedure N9Click (Sender: TObject);
procedure Button1Click (Sender: TObject);
private
{Private declarations}
public
{Public declarations}
end;
var {Глобальные переменные}
Form1: TForm1;
q1, w1, q2, w2:array [0..6] of integer;
i, j, chet, nechet:integer;
implementation
{$R *.dfm}
// главная процедура, где вставляеются единицы и нули в позиции игроков
procedure TForm1. StringGrid1MouseDown (Sender: TObject;
Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
label 1,2;
var nk, z1, z2, a, b, k, l:integer;
begin
//StringGrid1 Поле игроков размещена
// StringGrid2 используется для фиксирования позиции игроков
randomize; {генератор случайных чисел}
nk:=stringgrid1. RowCount; {фиксируется количество строк (столбцов тоже).}
k:=stringgrid1. DefaultColWidth; {фиксируется ширина столбцов таблицы}
l:=stringgrid1. DefaultRowHeight; {фиксируется высота строк}
stringgrid1. Font. Color:=clblue;
z1:=trunc (x/k); z2:=trunc (y/l); {фикситруются координаты указателя мышки}
// Если позиция занята, то переход к на новый ход
if (stringgrid1. Cells [z1, z2]='1') or
(stringgrid1. Cells [z1, z2]='0') then goto 1
// иначе с помощью функций случайных чисел ставится 0 или 1
else begin stringgrid2. Cells [z1, z2]:='*';
stringgrid1. Cells [z1, z2]:=inttostr (random(2));
end;
// моделирование хода компьютера
// компьютер позицию занимает случайными числами в интервале от 0 до nk
// nk-количество строк
2: a:=random(nk);
b:=random(nk);
// Если позиция свободна ставит 0 или 1
// Иначе переход на другую позицию
if (stringgrid1. Cells [a, b]<>'1') and
(stringgrid1. Cells [a, b]<>'0') then begin
stringgrid2. Cells [a, b]:='@';
stringgrid1. Cells [a, b]:=inttostr (random(2)) end
else goto 2;
1: end;
// процедура Новая игра
// Очищаются все позиции поля
procedure TForm1.N2Click (Sender: TObject);
begin
for i:=0 to stringgrid1. RowCount-1 do
for j:=0 to stringgrid1. RowCount-1 do
begin
stringgrid1. Cells [i, j]:='';
end;
edit1.text:=''; {Результат обнуляется}
end;
// Процедура завершения, отвечает на кнопку из меню
procedure TForm1.N3Click (Sender: TObject);
begin
showmessage('Досвидания');
form1. Close;
end;
// Процедура выводит сообщение о правиле игры
procedure TForm1.N8Click (Sender: TObject);
begin
showmessage ('Два игрока, «нечетный» и «Четный», по очереди ставят'+#13+
' единицы и нули в незанятые позиции поля N x N'+#13+
'Каждый из игроков может ставить 1 или 0 в произольную'+#13+
' свободную позицию, тем самым занимая ее.'+#13+
' Игра продолжается до заполнения всех позиций.'+#13+
'После этого суммируются числа вдоль каждой строки'+#13+
' и каждого столбца и главных диагоналей. '+
#13+'Число ODD нечетных сумм сравнивается с числом четных сумм EVEN.'+#13+
'Если ODD>Even, то выигрывает, если EVEN>ODD выигрывает четный.'+#13+
'Если ODD=EVEN, результата считается ничейным');
end;
// Процедура выводит сообщение о программе
procedure TForm1.N9Click (Sender: TObject);
begin
showmessage ('Программу разработал студент группы \УЗИН-709–01 КРУ г. Астана'+
#13+'Захарченко Егор'+
#13+'Программа написана для игры пользователя с компьютером'+
#13+'размерность поля – 6х6.'+#13+
'Выигрышную стратегию для компьютера можно '+#13+
'построить с помощью датчика случайных чисел random(1)+1'+#13+
'тем самым вставляя в позицию только единицы'+#13+
'или присваивая к позиции компьютера только единицы'+#13+
'Но в данной программе пользователь и компьютер играет'+
#13+' на равных правилах');
end;
// StringGrid2 используется для фиксирования позиции игроков
procedure TForm1. Button1Click (Sender: TObject);
label 1;
begin
nechet:=0;
chet:=0;
for i:=0 to 5 do
for j:=0 to 5 do
if (stringgrid2. Cells [i, j]<>'*') and (stringgrid2. Cells [i, j]<>'@') then
begin showmessage ('Не все позиции заняты, '+#13+
'продолжайте заполнять поля'); goto 1;
end;
// В этом цикле определяются позиции игроков
// соответственные числа по строкам и по столбцам суммируются
for i:=0 to 5 do
for j:=0 to 5 do
if stringGrid1. Cells [i, j]='1' then begin
if stringgrid2. Cells [i, j]='*' then nechet:=nechet+1
else chet:=chet+1 end;
for j:=0 to 5 do
for i:=0 to 5 do
if stringGrid1. Cells [i, j]='1' then begin
if stringgrid2. Cells [i, j]='*' then nechet:=nechet+1
else chet:=chet+1 end;
// Числа суммируются по главным диагоналям
for j:=0 to 5 do
if stringgrid1. Cells [j, j]='1' then begin
if stringgrid2. Cells [j, j]='*' then nechet:=nechet+1
else chet:=chet+1 end;
for j:=0 to 5 do
if stringgrid1. Cells [j, j]='1' then begin
if stringgrid2. Cells [j, j]='*' then nechet:=nechet+1
else chet:=chet+1 end;
// Определяется победитель
if chet=nechet Then Edit1. Text:='Ничья, число'+inttostr(chet)
else begin
if nechet>chet then edit1.text:='Выиграл Нечет(пользователь), число '+inttostr(nechet)
else
edit1.text:='Выиграл Чет(компьютер), число '+inttostr(chet);
end;
1: end;
end.
Описание программы
Требуется компьютер, который поддерживает операционную систему Windows9x. Технические характеристики такого компьютера должны составлять: Pentium 100 и выше; объем оперативной памяти не менее 16 Мб; жесткий диск не менее 500 МБ. Дополнительные устройства для программы не требуются.
Программа управляется через главное меню. Через меню можно начать новую игру, закрыть игру, прочитать справки о программе, о разработчике. Числа игрока ставятся в позиции, соответственно указателю мышки. Компьютер выбирает из свободных позиции свою позицию и ставит число 0 или 1. Результат игры показывается при нажатии на кнопку «Показать». Если заполнены не все позиции, выдается соответствующее сообщение. Если заполнены все позиции, определяется выигравший и его число.
Программа загружается нажатием на загрузочный файл Project1.exe.
Входные данные: 0 или 1 в поле StringGrid1.
Выходные данные: сумма чисел игроков и сообщение о выигравшем игроке отображаются в поле TEdit.
Рис. 1. Тестирование -1
Рис. 1. Тестирование -2
Рис. 1. Тестирование -3
Рис. 1. Тестирование -4
Рис. 1. Тестирование -5
Рис. 1. Тестирование -6
Рис. 1. Тестирование -7
В таблице (таб. 2.) представлены результаты тестирования:
Таблица 1. Результаты тестирования
Выиграл | Число |
Нечет | |
Чет | |
Чет | |
Нечет | |
Нечет | |
Нечет | |
Ничья |
Внедрение
Данное приложение разработанное в Delphi, способно работать на персональных компьютерах с минимальными требованиями:
Процессор – Pentium 400 MHz.,
Оперативная память – 512 Mb,
Жесткий диск – 10 Gb,
Операционная система – Windows XP Professional
Программное обеспечение – Borland Database Engine.
Запустить приложение можно также как и любое другое с дискеты или с другого носителя.
Для управления программой используются кнопки меню. Выход из программы осуществляется по команде Файл-> Выход в главном меню или щелчку левой кнопкой мыши по крестику в правом верхнем углу экрана.
Сообщения оператору рисунки 8–10:
Сообщение когда не заполнены все клетки поля Рисунок 8.
Рис. 8. Сообщение игроку
Сообщение об условий игры открывается по команде Справка->Правила игры-Рисунок 9.
Рис. 9. Условие игры
Сообщение о разработчике открывается по команде Справка->о программе – Рисунок 10.
Рис. 10. Сообщение о разработчике