Тестовые задания к разделу: Системные механизмы организации целенаправленного поведенческого акта.




Практические работы.

Работа 1. Анализ восприятия одного и того же рисунка при определении разных целей

зрительной информации и мотивации.

Психофизиология зрительного восприятия, ощущение внешнего мира у человека обусловлено не только непосредственным восприятием раздражений, но и теми внутримозговыми связями, которые сформировались в течение жизни, а также целевыми установками, условиями внешней среды. Они могут дополнять, изменять реальный образ воспринимаемой действительности. К такого рода явлениям относятся оптические обманы, или зрительные иллюзии.

Ход работы: Рассмотрите предлагаемый рисунок. Он содержит ин­формацию, допускающую два равноценных истолкования — моло­дой дамы в шляпке с пером ("жена") и старой женщины с меховым воротником и в платке ("теща"). При разных установках мы видим в первую очередь тот портрет, на который нацелено восприятие. Ухо молодой женщины становится тогда левым глазом старухи (принцип загадочных картинок). "Пе­репрыгивание" в две названные возможности в каждом случае про­исходит по принципу исключения и связано с отчетливым "чувст­вом попадания" сначала для изображения в целом, а заметно позже для соответствующей "подгонки" всех подробностей, более быстрой при соответствующе установке. В выводах объяснить влияние различных факторов на этап афферентного синтеза и восприятие необходимой информации.

 

Работа 2. Влияние обстановочной афферентации на результат умственной

деятельности.

Одним из компонентов афферентного синтеза является анализ кинестетической информации от проприорецепторов мышц о динамике контакта с внешней средой, характере позы. Положение тела в пространстве, при котором человек осуществляет целенаправленную деятельность, влияет на параметры результата действия и скорость его достижения.

Работа выполняется парами: «испытуемый – экспериментатор». Экспериментатор предлагает испытуемому решить устно (в уме) по три арифметических примера равной сложности в двух различных позах: сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с поднятой и вытянутой вперёд правой ногой. С помощью секундомера экспериментатор определяет время решения примеров, проверяя правильность ответов. В протоколе опыта полученные результаты оформляются в виде таблицы:

 

  Вид позы Вид математического примера   Время решения в секундах Анализ резуль-татов: правильно –1, неправильно – 0
Стоя на одной ноге      
    Средний показатель:  
Сидя за столом      
    Средний показатель:  

 

Оцените полученные результаты, Объясните причину расхождений временных пара-метров при деятельности в разных условиях. В выводах укажите значение обстановочной афферентации в организации целенаправленного поведения (умственной деятельности).

Работа 3. Анализ этапов организации ФУС целенаправленного поведения.

Укажите динамику развёртывания ФУС целенаправленного поведе­ния с краткой характеристикой функционального значения каждого её этапа.

Ситуационные задачи:

1. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом эксперимента одна из них выпила большое количество воды. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?

2. Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания по­пугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Почему?

3. В финальном матче футбольного чемпионата мира были травмированы два игрока - по одному из каждой команды. Пришлось поместить их в больницу. Ввиду того, что травмы были совершенно идентичны по степени тяжести и локализации, обоим футболистам назначили одинаковое лечение. Кто из них выздоровел раньше?

4. Так называемый «детектор лжи» предназначен для проверки, говорит ли человек правду. На каких принципах организации ФУС поведения основан этот метод?

Тестовые задания к разделу: Системные механизмы организации целенаправленного поведенческого акта.

1. Отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности её удовлетворения – это ……… 1) инстинкт 2) мотивация 3)* эмоция 4) внимание 5) память

2. Субъективное состояние, возникающее при невозможности в течение длительного време-ни достичь жизненно важных результатов, это ……… 1) мотивация 2) потребность

3) доминантное возбуждение 4)* эмоциональный стресс 5) консолидация памяти.

3. Конечным полезным результатом ФУС поведения является ……… 1) мотивация

2) принятие решения 3)* удовлетворение потребности 4) цель 5) акцептор

результата действий

4. Системообразующим фактором функциональной системы поведения по теории П.К. Анохина является …… 1) акцептор результата действия 2) пусковой стимул

3) принятие решения 4) мотивация 5)полезный приспособительный результат

5. Установите соответствие вида потребностей их значению.

Потребности: Значение:

А. Биологические 1) обеспечение познания смысла своего существования, открытие нового
Б. Социальные 2) стремление к овладению знаниями, навыками, умениями, преодолению препятствий на пути к цели
В. Идеальные 3) обеспечивают видовое и индивидуальное существование
Г. Вспомогательные   4) осознаваемые человеком, принадлежащие ему права и обязанности

6. Установите соответствие данной потребности ее виду.

Потребность Вид:

А. в получении образования 1) идеальная
Б. в регулярном сне 2) биологическая первичная
В. в техническом оснащении 3) биологическая вторичная
Г. в исследовании новых видов цивилизаций 4) социальная

7. Личность человека определяется индивидуальной неповторимой композицией, внутренней иерархией таких потребностей, как ……... 1)*базисных 2) биологических 3)

идеальных 4) вспомогательных

8. Индивидуальная выраженность и композиция вспомогательных потребностей преодоле-ния и вооруженности определяют такую сторону человека, как ……….

1) личность 2) темперамент 3)* характер 4) тип ВНД 5) эмоциональную сферу.

9. Инициированное потребностью возбуждение определенных структур мозга называется ……1)мотивацией 2) эмоцией 3) афферентным синтезом 4) памятью 5) вниманием.

10. Большинство биологических мотиваций формируются при обязательном участии центров ………1) продолговатого мозга 2)* гипоталамуса 3) таламуса 4) среднего мозга

5) спинного мозга.

11. Мотивация формируется на основе ……….. 1) эмоции 2) внимания

3) представления 4)* потребности 5) процессов торможения в мозге

12. Главная причина возникновения биологических мотиваций - …….. 1) эмоция

2) информация из памяти 3) *сдвиг гомеостатических показателей 4) торможение в ЦНС

5) осознание своих прав и обязанностей

13. Большинство социальных мотиваций формируются при обязательном участии ………

1)*коры большого мозга 2) таламуса 3) спинного мозга 4) гипоталамуса 5) мозжечка

14. Элементами афферентного синтеза являются ……... 1) принятие решения, акцептор

результата действия, программа действия, действие 2) обстановочная афферентация,

память, акцептор результата действия, обратная афферентация 3) доминирующая

мотивация, принятие решения, действие, обратная афферентация 4) принятие решения,

пусковой стимул, действие, акцептор результата действия 5)*доминирующая

мотивация, обстановочная афферентация, память, пусковой стимул.

15. Доминирующая мотивация на стадии афферентного синтеза …… 1)*активирует память

2) закрепляет положительный опыт 3) активирует пусковой стимул 4) определяет

нейронную модель действия 5) определяет нейронную модель будущего результата.

16. Доминирующих мотиваций на стадии афферентного синтеза может быть ……

1) ни одной 2)* одна 3) две 4) много 5) бесконечное число

17. Установите соответствие компонентов афферентного синтеза их функциям.

Компоненты: Функции:

  А. Доминирующая мотивация 1) приурочивает начало поведенческого акта к определенному моменту, наиболее выгодному для успешного завершения деятельности
Б. Память 2) обеспечивает хранение предыдущего опыта о результатах и путях их достижения
В. Пусковая афферентация 3) обеспечивает активный отбор раздражителей внеш-него мира для удовлетворения ведущей потребности
Г. Обстановочная афферентация 4) построение эфферентной программы действия

18. На стадии афферентного синтеза роль памяти состоит в ………..

1) закреплении положительного опыта 2) стимулировании пусковой афферентации 3) *извлечение информации о способах удовлетворения потребности 4) оценке степени удовлетворения потребности 5) фиксации мозгом поступающей информации

19. Принятие решения в функциональной системе поведения является ……

1) составным звеном афферентного синтеза 2)* результатом афферентного синтеза

3) конечным полезным результатом 4) нейронной моделью будущего результата

5) нейронной моделью результата действия

20. Формированию акцептора результата действия непосредственно предшествует …….

1) афферентный синтез 2) *принятие решения 3) реализация программы действия

4) оценка результата 5) информация, поступающая по каналу обратной связи

21. Поведенческий акт завершается ……1) формированием акцептора результата 2) действи-

ем 3) определенным результатом 4) оценкой результата 5)*удовлетворением

потребности

22. В функциональной системе поведения обратная афферентация …… 1) закрепляет

положительный опыт 2) извлекает информацию, связанную с удовлетворением потреб-

ности 3)* несёт информацию о полученном результате 4) несет информацию о

состоянии окружающей среды 5) информирует о доминирующей потребности

23. Субъективное состояние, помогающее оценить результат деятельности - это ……

1) мотивация *2) эмоция 3) акцептор результата действия 4) сознание

5) обратная афферентация

24. По П.К. Анохину в функциональной системе поведения эмоции возникают на стадии ……..1) афферентного синтеза 2) принятия решения 3) формирования акцептора

результата действия 4) реализации действия *5) оценки результата

25. Установите соответствие этапов организации ФУС поведения их значению

Этапы ФУС: Значение:

А. Афферентный синтез 1) формирование моделей будущего результата
Б. Принятие решений 2) подготовка этапа принятия решения
В. Эфферентный синтез 3) этап организации и реализации действия
Г. Акцептор результата действия 4) выбор определенной стратегии поведения

26. В функциональной системе поведения (по П.К. Анохину) после стадии афферентного синтеза наступает стадия …… 1) устойчивой работоспособности 2) тревоги

3) парадоксальная 4)* принятия решения 5) эфферентного синтеза

27. Наиболее типичным физиологическим механизмом акцептора результата действия является ……….. 1) взаимодействие биологической мотивации, афферентации и памяти

2) набор рефлекторных команд 3)* обратная афферентация 4) циркуляция

импульсов по нейронным кругам 5) диффузная иррадиация возбуждения

28. Наиболее типичным физиологическим механизмом афферентного синтеза является..….

1)* взаимодействие биологической мотивации, афферентации и памяти 2) набор

рефлекторных команд 3) обратная афферентация 4) циркуляция импульсов по

нейронным кругам 5) диффузная иррадиация возбуждения

29. Наиболее типичным физиологическим механизмом формирования программы действия является …………1) взаимодействие биологической мотивации, афферентации и памяти

2)* набор рефлекторных команд 3) обратная афферентация 4) циркуляция

импульсов по нейронным кругам 5) диффузная иррадиация возбуждения

30. Эмоции при реализации поведения принимают участие в ……. 1) создании программы

действия 2)* оценке результата действия 3) принятии решения 4) формировании

мотиваций 5) оценке информации афферентного синтеза

31. Положительные эмоции выполняют функцию …… 1) формирования биологических и

социальных потребностей 2) реализации афферентного синтеза 3)*закрепления

положительного опыта 4) реализации эфферентного синтеза 5) формирования

биологических и социальных мотиваций

32. При формировании эмоции обязательно возбуждение…….. 1) ретикулярной формации

ствола, таламуса, гипоталамуса 2) коры больших полушарий, спинного мозга, таламуса

3)* гипоталамуса, лимбического мозга, коры большого мозга 4) спинного мозга,

ретикулярной формации, гипоталамуса 5) спинного мозга, таламуса, гипоталамуса

33. Эмоции выполняют функции …….. 1) пищевую, половую, оборонительную

2) социальную и биологическую 3)* информационную, сигнальную,

регуляторную, компенсаторную

34. Установите соответствие видов эмоций их функциям.

Вид эмоции: Функция:

А. Отрицательные 1) стимулируют поиск новых решений при несовпаде-нии реального результата с запрограммированным
Б. Положительные   2) закрепляют успех деятельности, санкционируют поведение

35. В организации поведения болевой раздражитель формирует ……… 1) противодействие

антиноцицептивной системы 2) ориентировочный рефлекс 3) принятие решения

4) аппарат предвидения 5)* доминирующую мотивацию.

36. Установите соответствие структур головного мозга осуществляемым функциям при организации поведения.

Структуры: Функции:

А. Гипоталамус 1) формирование моделей будущего результата
Б. Центры коры и подкорковых структур 2) возникновение мотивационного возбуждения
В. Лобные доли коры   3) ведущая роль в механизмах афферентного синтеза (поста-новке цели и выборе программы достижения результата)

37. Установите соответствие психических функций их характеристикам.

Функции: Характеристики:

  А. Мотивация 1) сенсорная, кратковременная, долговременная, образная, логическая
Б. Речь 2) биологическая, социальная, идеальная
В. Память 3) импрессивная, экспрессивная

38. Установите соответствие психических функций их роли в организме.

Функции: Играют роль:

А. Речь 1) информационную, сигнальную, регуляторную, компенсаторную
Б. Эмоция 2) коммуникативную, понятийную, оценочную, усилительную.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: