Самобытность искусства этруссков.




История.

Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население. Оставив пиратство, они наладили прибыльную торговлю с финикийцами, греками и египтянами и активно занимались производством керамики, терракотовых и металлических изделий. Под их управлением благодаря эффективному использованию рабочей силы и развитию дренажных систем здесь значительно усовершенствовалось земледелие.

С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Однако после 500 до н.э. их влияние стало ослабевать; ок. 474 до н.э. крупное поражение нанесли им греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.

Политические и общественные институты.

Политическим и религиозным центром традиционной конфедерации двенадцати этрусских городов, каждый из которых управлялся лукумоном (lucumo), являлось их общее святилище Вольтумны (Fanum Voltumnae) близ современной Больсены.

По-видимому, лукумон каждого города избирался местной аристократией, однако неизвестно, кому принадлежала власть в федерации.

Царские полномочия и прерогативы время от времени оспаривались знатью. Например, к концу 6 в. до н.э. этрусская монархия в Риме была свергнута, и на смену ей пришла республика. Государственные структуры не претерпели радикальных изменений, кроме того, что был создан институт ежегодно избиравшихся магистратов. Сохранился даже титул царя (lucumo), хотя и лишившийся прежнего политического содержания и унаследованный второстепенным должностным лицом, исполнявшим жреческие обязанности (rex sacrificulus).

Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере.

В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причем каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными. Меценат, друг и советник Августа, мог похвастаться происхождением от этрусских царей: его царственные предки были лукомонами города Арретия.

В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.

Религия.

Ливий (V 1) описывает этрусков как «народ, более всех прочих приверженный своим религиозным обрядам»; Арнобий, христианский апологет 4 в. н.э., клеймит Этрурию как «мать суеверий» (Против язычников, VII 26). То, что этруски были религиозны и суеверны, подтверждают литературные свидетельства и памятники. Сохранились имена многочисленных богов, полубогов, демонов и героев, которые в основном аналогичны греческим и римским божествам. Так, римской триаде Юпитера, Юноны и Минервы у этрусков соответствовали Тин, Уни и Менрва. Сохранились также свидетельства (например, в росписях гробницы Орко), указывающие на характер представлений о блаженстве и ужасе загробной жизни.

В "Этрусском учении" (Etrusca disciplina), нескольких книгах, составленных во 2 в. до н.э., о содержании которых мы можем судить лишь на основании отрывочных указаний позднейших писателей, были собраны сведения и наставления относительно этрусских религиозных верований, обычаев и ритуалов. Здесь имелись: 1) libri haruspicini, книги о предсказаниях; 2) libri fulgurales, книги о молниях; 3) libri rituales, книги об обрядах. Libri haruspicini учили искусству выяснения воли богов посредством исследования внутренностей (прежде всего печени) определенных животных. Предсказатель, специализировавшийся в данном виде прорицания, назывался гаруспиком (haruspex). Libri fulgurales касались истолкования молний, их искупления и умилостивления. Священнослужитель, ответственный за эту процедуру, назывался fulgurator. В libri rituales обсуждались нормы политической и общественной жизни и условия человеческого существования, в том числе и в загробном мире. Этими книгами ведала целая иерархия экспертов. Церемонии и суеверия, описанные в Этрусском учении, продолжали оказывать влияние на римское общество и после рубежа нашей эры. Последнее упоминание применения этрусских ритуалов на практике мы встречаем в 408 н.э., когда явившиеся в Рим жрецы предложили отвратить от города опасность со стороны готов во главе с Аларихом.

 

Экономика.

Когда римский консул Сципион Африканский готовился к вторжению в Африку, т.е. к кампании, которой предстояло положить конец 2-й Пунической войне, многие этрусские общины предлагали ему свою помощь. Из сообщения Ливия (XXVIII 45) мы узнаем, что город Цере обещал предоставить для войск зерно и другое продовольствие; Популония обязалась поставить железо, Тарквинии – парусину, Волатерры – детали корабельной оснастки. Арретий обещал предоставить 3000 щитов, 3000 шлемов и 50 000 дротиков, коротких пик и метательных копий, а также топоры, лопаты, серпы, корзины и 120 000 мер пшеницы. Перузия, Клузий и Руселлы обещали выделить зерно и корабельный лес. Если такие обязательства брались в 205 до н.э., когда Этрурия уже утратила свою независимость, то в годы этрусской гегемонии в Италии ее сельское хозяйство, ремесло и торговля должны были по-настоящему процветать.

Помимо производства зерна, оливок, вина и строевого леса, сельское население занималось разведением крупного рогатого скота, овцеводством, охотой и рыболовством. Этруски изготавливали также домашнюю утварь и предметы личного обихода. Развитию производства способствовало изобильное снабжение железом и медью с острова Эльба. Одним из основных центров металлургии была Популония. Изделия этрусков проникали в Грецию и Северную Европу.

 

 

Культура этрусков.

 

Этрусская аристократия, бывшая с тем вместе жреческим сословием, оставляла своею монополиею те астрономические, физические и другие сведения, на которых основывалось богослужение. Лукумоны совершали общественные жертвоприношения и гадания по жертвенным животным (гаруспиции), устанавливали годичный календарь, т. е. времена праздников, управляли военными и мирными общественными делами. Они одни умели объяснять знамения и узнавать по ним волю богов; они одни знали законы и обычаи, которые должно было соблюдать при основании городов, построении храмов, при межевании земли, при устройстве военного стана. Они распространили культуру этрусков по равнине Пада, внесли ее в горы, научили дикие горные племена простейшим ремеслам, дали им алфавит. К ним в первые времена Рима приезжали, как говорит Ливий, знатные римские юноши учиться священным знаниям. Истолкованием воли богов могли заниматься у этрусков и женщины. У римлян было предание о прорицательнице Танаквиле, жене Тарквиния Старшего; в храме Санка римляне сохраняли её прялку.

Культура этрусков стояла на довольно высокой степени развития; развалины их сооружений свидетельствуют о громадности и смелости их архитектурных и инженерных работ; их разрисованные вазы, медные статуи, красивая посуда, изящные уборы, их монеты и резные камни удивляют нас прекрасной техникой; но этрусское искусство и вообще вся этрусская образованность не имели народного характера, были лишены творческой силы, потому не имели прочности, были чужды прогрессивного развития. Культура этрусков скоро пришла в застой, подверглась оцепенелости ремесленной рутины. Знание не оказывало у этрусков благотворного, смягчающего влияния на общественную жизнь. Оно оставалось привилегиею господствующего сословия, обособленного от народа правом первородства в замкнутую касту, было неразрывно связано с религией и окружено ужасами мрачного суеверия.

Этруски любили до излишества наслаждаться обильными дарами природы своей страны и рано предались роскоши. Два раза в день они ели долго и много; это обжорство казалось странно и дурно грекам, умеренным в еде. Этруски любили изнеженную музыку, искусные танцы, веселое пение фесценнинских народных праздников, ужасные зрелища гладиаторского боя. Их дома были полны узорных ковров, серебряной посуды, ярких картин, всяческих дорогих вещей. Прислугу этрусков составляли целые толпы богато одетых рабов и рабынь. Их искусство не имело греческого идеализма и было чуждо развития, в их образе жизни не было воздержности и простоты. У этрусков не было того строгого семейного быта, как у остальных италийских племен, не было полного подчинения жены и детей воле домохозяина, не было строгого чувства законности и справедливости.

 

Самобытность искусства этруссков.

 

Для этрусского искусства характерна необычайная реалистичность. Реализм виден во всём: в изображениях на стенах гробниц знатных этруссцев, в керамике, чеканке, т.д. Этрусские живописцы стремились с наибольшей достоверностью передать наиболее существенные, значимые черты изображаемого.Большинство памятников этрусского искусства, найденных учёными, относятся к 6 – началу 5 веков до н.э. В этот период особенно ощущается влияние греческой культуры на искусство этруссков, но именно в это время последнее переживает необычайный расцвет.

В минойской и микенской архитектуре использовался ложный купол, создаваемый из рядов каменных балок или кирпичей. Этрусские зодчие усовершенствовали данную конструкцию тем, что стали возводить своды из клиновидных балок. Это позволило создавать купол в том виде, в котором мы его сейчас представляем.Плоскостные изображения на росписях этрусских гробниц приобретают силуэтный характер фигур, условные черты рисунков людей наделяются жизненной убедительностью, выразительностью движения, чувством композиции.Фигуры людей, одетых в красочные костюмы и обнажённых, переданы в тёплых, жёлто-коричневых тонах с вкраплениями зелёного и голубого цветов. Все отдельные изображения, контрастирующие друг с другом, подчиняются одной общей композиции, от чего возникает сильный декоративный эффект. Роспись можно встретить не только на стенах гробниц, но и снаружи жилых домов.

 

Архитектура.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н.э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Многие из них погибли в период ожесточенных войн, и в особенности в период союзнической войны в 1 в. до н.э., когда этрусские города были сравнены с землей. Тем не менее остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощеные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Мардаботто, так же как и другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Свои храмы этруски строили из дерева и сырцового кирпича с терракотовой облицовкой. Храм простейшего типа, очень похожий на раннегреческий, имел квадратное помещение для культовой статуи и опирающийся на две колонны портик. Сложный храм, описанный римским архитектором Витрувием (Об архитектуре IV 8, 1), был разделен внутри на три помещения (целлы) для трех главных богов – Тина, Уни и Менрвы. Портик был такой же глубины, что и внутреннее помещение, и имел два ряда колонн – по четыре в каждом ряду. Поскольку важная роль в религии этрусков отводилась наблюдениям за небом, храмы возводились на высоких платформах. Храмы с тремя целлами напоминают догреческие святилища на Лемносе и Крите. Как мы теперь знаем, на коньке крыши у них помещались большие терракотовые статуи (как, например, в Вейях). Иными словами, этрусские храмы представляют собой разновидность греческих. Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.

 

Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

Древнейшим типом построек были, повидимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).
Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями(Акротерий (от греческого-вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах.),с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (Антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов.Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ.), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри здании также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен,эпизодов состязаний и битв. Сравнительно небольшие постройки этого периода, богато украшенные расписными терракотовыми рельефами и скульптурой, производили нарядное, живописное впечатление.

 

Искусство живописи.

Самое любопытное в этрусских фресках то, что они вообще сохранились до наших дней. Это единственная большая группа произведений монументальной живописи классического мира доримской эпохи, и дошли они до нас благодаря этрусской традиции украшать стены высеченных в скалах гробниц фресками. По стилю этот вид искусства перекликается с вазописью. В Этрурию импортировалось огромное количество греческой расписной керамики, стиль которой часто оказывал сильное влияние на крупномасштабную живопись. Но монументальной живописью занимались не только этруски, в работах античных авторов встречаются описания прекрасных греческих росписей, которые украшали стены общественных зданий. К сожалению, эти росписи утрачены, как и те, которыми этруски, возможно, украшали храмы и дома.

Обычай украшать гробницы фресками был характерен для сравнительно небольшого числа городов. Самые древние фрески были найдены в Вейях и Черветери, но в течение длительного времени, особенно в архаический период, крупнейшим центром росписи гробниц был город Тарквиния, в Кьюзи найдены фрески V века, а в Орвието и Вульчи – росписи более позднего периода. Если не принимать во внимание божественные элементы, в целом фрески рисуют довольно точную картину повседневной жизни этрусков. Следовательно, с некоторыми оговорками мы можем использовать фрески в качестве источника информации об укладе жизни в Этрурии.

Небольшая гробница в Вейях, открытая в 1958 году, показывает, что уже к VII веку до н. э. этруски практиковали украшение гробниц росписями. Нижняя половина стен гробницы Уток окрашена в красный цвет, а верхняя часть – в желтый. На стыке цветов проведены черные, желтые и красные полосы, по которым расхаживают птицы, нарисованные теми же тремя цветами; сам стиль копирует геометрический стиль вазописи. В гробнице Кампана, также в Вейях, расписаны филенки двери, ведущей во внутреннюю камеру (рис. 10). В дизайне рисунка все еще преобладают элементы ориентализирующего стиля. В одной из сценок изображен юноша, сидящий на длинноногой лошади, которую ведет мужчина, остальное пространство заполнено растительным орнаментом, фигурами животных и мифологических чудовищ. Пропорции здесь игнорируются, а цвета выбраны произвольно, но уже к середине VI века до н. э. художники обратились к более натуралистичному стилю. На табличках Бокканера, серии из пяти терракотовых пластин, найденных в Черветери и теперь хранящихся в Британском музее, изображен сфинкс, а также фигуры не то богов, не то людей, окрашенные в черный, желтый и насыщенный коричнево-пурпурный цвета. Более поздняя серия табличек из Лувра, названная Кампанской группой, изображает, по всей видимости, мифологическую сценку, в которой присутствуют, однако, реальные люди – по виду сановники, один из которых сидит на стуле перед статуей богини.

Гробницы Тарквинии представляют собой вырубленные в скале камеры, иногда внутренние архитектурные детали камер раскрашивались так, чтобы походить на навес или шатер, разбитый под открытым небом. Большая часть росписей выполнена в технике фрески. Стены увлажнялись и покрывались тонким слоем штукатурки, на котором художник заостренной палочкой делал набросок будущего изображения или обводил контуры краской. Затем, пока штукатурка еще была влажной, контуры заполнялись краской. На ранних фресках головы изображены в профиль, плечи в анфас, а ноги снова в профиль. Красота рисунка заключается в четкой прорисовке линий и взаимосвязи фигур, в насыщенных ярких красках.

Одни из первых фресок появляются в гробнице Быков. Здесь расписана лишь стена напротив входа. Под фронтоном изображены два быка, один из них с человеческим лицом, также изображены две эротические сцены. На главной панели, ниже, мы видим эпизод из греческого эпоса, несомненно взятый из росписи греческих сосудов. Спрятавшись за фонтаном, Ахилл поджидает Троила, юного сына царя Трои Приама, который, не подозревая о засаде, направляется к фонтану, чтобы напоить своего коня. Сцена изобилует цветочным орнаментом, примечательна деталь фонтана – вода бьет из пасти льва в бронзовую чашу. Стиль изображения отражает влияние ионийского искусства.

Эта гробница датируется приблизительно 540—530 годами до н. э. Начиная с этого времени и вплоть до конца архаического периода в гробницах Тарквинии появилось много прекрасных фресок. Сюжетами их, как правило, были погребальные обряды, пиршества или ритуальные игры, а также сценки из повседневной жизни. В гробнице Авгуров (530—520 годы до н. э.) была расписана не только дальняя, но и боковые стены. Слева и справа от нарисованной на дальней стене двери изображены фигуры плакальщиков, на боковых стенах гробницы мы видим погребальные игры, крепкие фигуры атлетов напоминают рисунки на чернофигурных сосудах того же периода. Фрески из гробницы (Охота и Рыбная ловля) представляют собой яркую иллюстрацию занятий на свежем воздухе: группа мальчиков занимается рыбной ловлей. Росписи этой гробницы пестрят множеством цветов, включая черный, желтый, красный, белый, синий и зеленый. Эта богатая политра заметна также в некоторых изображениях погребальных игр, например в гробнице Жонглеров в Тарквинии. Росписи гробницы Барона, датируемой 510—500 годами до н. э., напротив, спокойны, движения фигур безмятежны. Это одна из самых утонченных архаических росписей в Этрурии.

Среди красивейших росписей того периода – фрески в гробнице Триклиния, датируемой около 470 года до н. э. Слева и справа от дверного проема расположились два всадника, а на стене, напротив двери, изображены три пиршественных ложа. На каждой из боковых стен мы видим пять танцоров или музыкантов, мужчины чередуются с женщинами и отделяются друг от друга деревьями или цветущими кустами, на которых сидят яркие птицы. Жесты фигур гармоничны, их энергичные движения изящны и подчеркнуты летящими драпировками, цвет которых гармонирует со всей композицией.

Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) демонстрируют смену настроения, сюжетов и техники работы. Теперь художники уже настолько овладели мастерством, что могут показывать перспективу. Все фигуры прописаны умелой рукой, позы их продуманны. Эффект перспективы усиливается благодаря использованию различных оттенков цвета и световых пятен. Примером таких росписей могут служить сцены путешествия в загробный мир и пиршества из гробницы Голини.

Настроение фресок меняется, на смену веселости приходит глубокая меланхолия. Это новое чувство отражено в тоскующем взгляде красивой женщины из семьи Велка, изображение которой было обнаружено на стене одной из камер гробницы Орка, датируемой IV веком до н. э. В другой камере этой же гробницы, расписанной в следующем столетии, изображена сцена пиршества в загробном мире с участием демонов. Мрачное настроение сохраняется на протяжении всего эллинистического периода, этрусским народом словно бы овладели дурные предчувствия, наложившие свой отпечаток на искусство. Среди тем, выбранных для росписи стен гробницы Франсуа, датируемой IV веком до н. э., – жестокий эпизод из древней истории Вульчи. Изображено кровавое деяние Ахилла, приносящего в жертву троянских пленников, рядом мрачная фигура Харона; далее мы видим смертельный поединок Этеокла и Полиника и тревожную сцену гадания – портрет Вела Сатиса, наблюдающего за карликом, отпускающим птицу.

Наконец, следует упомянуть гробницу Тифона в Тарквинии – это одна из последних расписанных там гробниц. Тело Тифона, напрягшееся под тяжким грузом, – прекрасный пример эллинистической трактовки фигуры, написанной с большим мастерством, а группу шествующих в загробный мир можно сравнить с рельефами Алтаря Мира (Ara Pacis) Августа.

Огромная пропасть пролегла между утонченными, изящными произведениями архитектуры, скульптуры и живописи эллинистического периода и первыми шагами этрусков в изобразительном искусстве в VII веке до н. э. За семь столетий этрусское искусство опробовало широкий спектр стилей, каждый из которых являлся выражением своей эпохи. Ознакомившись с основными видами искусства этрусков, можно обратиться к предметам домашнего обихода; некоторые из них тоже можно назвать своего рода произведениями искусства.

 

 

Скульптура.

 

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, повидимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия - меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды).

Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины; их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

На раннем этапе своей истории этруски импортировали сирийские, финикийские и ассирийские изделия из слоновой кости и металла, а также подражали им в собственном производстве. Однако очень скоро они принялись подражать всему греческому. Хотя их искусство отражает главным образом греческие стили, в нем ощущаются здоровая энергия и земной дух, не свойственные греческому прототипу, более сдержанному и интеллектуальному по своему характеру.

Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Большую часть этих статуй захватили римляне: согласно Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, взятых в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. До нашего времени сохранились немногие. К числу самых замечательных принадлежат выкованный из металлического листа женский бюст из Вульчи (ок. 600 до н.э., Британский музей), обильно украшенная рельефными мифологическими сценами колесница из Монтелеоне (ок. 540 до н.э., музей Метрополитен); Химера из Ареццо (ок. 500 г. до н.э., Археологический музей во Флоренции); статуя мальчика того же времени (в Копенгагене); бог войны (ок. 450 до н.э., в Канзас-Сити); статуя воина из Тудера (ок. 350 до н.э., ныне в Ватикане); выразительная голова жреца (ок. 180 до н.э., Британский музей); голова мальчика (ок. 280 до н.э., Археологический музей во Флоренции).

Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков. Лучшие из них – найденные возле храма Аполлона в Вейях статуи архаической эпохи, среди которых имеются изображения богов и богинь, наблюдающих за борьбой Аполлона и Геракла из-за убитой лани (ок. 500 до н.э.). Рельефное изображение оживленной схватки (вероятно, с фронтона) было обнаружено в 1957–1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эпохи ранней классики (480–470 до н.э.). Великолепная упряжка крылатых коней найдена близ храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Интересны с исторический точки зрения живые сцены с фронтонов храма в Чивита Альба, где запечатлено разграбление галлами Дельф.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Встречаются и сцены из греческой мифологии, как, например, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях. С 4 в до н.э. саркофаги и урны с прахом обычно украшали рельефами на темы греческих легенд и сцен загробной жизни. На крышках многих из них – фигуры полулежащих мужчин и женщин, у которых особенной выразительностью отличаются лица.

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта.

В 6 в. до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: