УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА в ДОУ
Степень – бакалавр
Направление –050700«Педагогика»
Профиль – 540606 «Управление дошкольным образованием»
Курс 3, группа 31 Д
Исполнитель:
Сарабашян Азнив Эдуардовна
Руководитель практики:
Мелехина Анна Вячеславовна
Содержание педагогической практики.
Блок 1. Культура управленческой деятельности в ДОУ.
Тема 1.
Руководитель в системе управления дошкольным образованием.
Личность менеджера в дошкольном образовании.
Цель: изучение роли руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Задача 1: Изучить личностные качества и индивидуальный стиль управления руководителя ДОУ, где вы проходите практику. Провести сравнительный анализ должностных обязанностей заведующего и старшего воспитателя ДОУ; старшего воспитателя и 3-х педагогов. Определить к какому уровню иерархии управления их можно отнести.
Заведующий ДОУ
1. Осуществляет руководство ДОУ в соответствии в его Уставом и законодательством РФ.
2. Определяет стратегию, цели и задачи развития дошкольного учреждения. Совместно с Советом педагогов и общественными организациями, осуществляет разработку, утверждение и внедрение программы развития ДОУ.
3. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание.
4. Решает методические, административные, финансовые и др. вопросы.
5. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических, медицинских и др. работников ДОУ.
6. Определяет должностные обязанности работников.
7. Создает условия для повышения их профессионального мастерства.
8. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально – психологический климат в коллективе.
|
9. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
10. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях.
11. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.
12. Несет ответственность за реализацию образовательных программ, качество воспитания и образования выпускников детского сада, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод воспитанников и работников ДОУ во время воспитательно - образовательного процесса в установленном законодательством РФ порядке
13. Формирует контингент воспитанников, обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном воспитанников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы.
14. Принимает меры к созданию условий для поддержки их родственных связей.
15. Обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями (лицами, их заменяющими).
Старший воспитатель
1. Вместе с заведующим детским садом осуществляется руководство дошкольным учреждением.
2 Оказывает методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению их квалификации, развитию творческих инициатив.
|
3. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности восгштаi-шиков, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
4. Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе.
5. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в дуо.
6. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует организацию жизнедеятельности воспитанников в дуо.
7. Участвует в обеспечении соблюдения работниками ДОУ прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности.
8. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в т. ч. с помощью электронных форм.
9.Участвует в разработке планов (программ) воспитательной работы в ДОУ
10. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
11. Работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (заменяющими их лицами) воспитанников.
12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям (заменяющим их лицам).
13. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
|
14. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.
воспитатель
1. Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение.
2. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации.
3. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения.
4. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно - развивающую работу.
5. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
6. Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
7. Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения.
8.На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности.
9.Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
10. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию.
11.Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими 12.Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Заключение:
В ходе анализа должностных обязанностей заведующего, старшего воспитателя и педагогов выяснили, что должностные обязанности у них отличаются: заведующий осуществляет руководство ДОУ в соответствии с его Уставом и законодательством РФ. Старший воспитатель под руководством заведующего детским садом осуществляет руководство дошкольным учреждением. Педагоги находятся в их подчинении и непосредственно работают с детьми и координируют деятельность младшего воспитателя
Задача 2: Разработать характеристику имиджа руководителя ДОУ, где вы проходите практику. Описать поведение руководителя и стиль его руководства при взаимодействии с сотрудниками.
Характеристика имиджа руководителя ДОУ Гончаровой Л.И.:
1. Обозначает меры личной ответственности сотрудников за сбор информации
2. Анализирует полученную информацию
3. Выявляет динамику процессов и результатов жизнедеятельности всех звеньев ДОУ
4. Принимает обоснованные управленческие решения
5. Планирует годовой план, план работы всех служб и специалистов
6. Охватывает планами все направления деятельности ДОУ: работа с детьми, работа с персоналом, взаимодействие с семьей и социально-педагогическая среда, работа по развитию материальной базы.
7. В комплексном подходе к планированию взаимосвязывает все раздела планов по соответствию их содержания целям ДОУ
8. Учитывает требования социального заказа, нормативно-правовых документов, региональных, городского, районного уровней и др.
9. Анализирует состояние ДОУ (уровень здоровья, степь овладения ими образовательной программы, состояние материальной базы учреждения, уровень профессиональной компетентности коллектива, особенности родительского коллектива, состояния образовательного процесса; четко выделяет факторы влияющие на них).
10. Конкретизирует планы с целями мероприятий, учитывает реальные условия жизнедеятельности ДОУ
11. Координирует деятельность всех служб и субъектов в направленности на реализацию функций и целей ДОУ
12. Систематически проводит заседания по актуальным проблемам
13. Осуществляет подбор и расстановку кадров, распределяя функции с учетом личностных качеств сотрудников, уровня их профессиональной компетентности, психологической совместимости
14. Четко регламентирует деятельность сотрудников в соответствии с другими должностными инструкциями и нормативно-организационными материалами, устанавливает меры личной ответственности сотрудников и взаимосвязи между ними при осуществлении профессиональных функций
15. Создает хорошие условия труда(своевременно выплачивается зарплата, надбавки в должностным окладам)
16. Создает условия обеспечивающих психологически-комфортный климат в коллективе
17. Проводит разные виды контроля, таких как фронтальный, тематический, итоговый, предупредительный, оперативный, повторный, сравнительный
18. Использует административный контроль, самоконтроль, экспертную оценку, гласность контроля.
19. Анализирует документацию, проводит наблюдение, и анкетирование изучает продукты детской деятельности
20. Чётко и грамотно принимает решения, даёт рекомендации на основе контроля
21. Выполняет контроль над исполнениями решений
При наблюдении за поведением заведующей ДОУ №226 Гончаровой Л.И. на основе теории лидерства Левина К. 1938 г.(Приложение №2)выявилось, что у нее демократический стиль управления потому что:
1. Принимает решения, советуясь с коллективом
2. Распределяет ответственности в соответствии с полномочиями
3. Инициативу поощряет, используя в интересах дела
4. Подбирает деловых и грамотных работников
5. Постоянно учится и требует того же от подчиненных
6. В общении дружески настроена любит общаться,положительно идет на контакты
7. Характер отношений с подчиненными по настроению
8. Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям
9. В моральном воздействии на подчиненных постоянно использует разные стимулы
Литература: «Муниципальная система дошкольного образования г. Ростова-на-Дону: состояние и перспективы развития,» г.Ростов-на-Дону 2009 г.