III часть «Сцена в полях»




Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»

Дело было в 1827 году. Тогда ещё совсем юный французский композитор Гектор Берлиоз ходил в оперы и театры, и в одном из таких заведений увидел рыжеволосую ирландскую актрису Гарриет Смитсон. Она играла там Офелию и Джульетту. И он влюбился.

Поначалу наш Ромео писал Гарриет письма. Да так много и усердно, что его письма актрису смущали и даже пугали. Она на них не отвечала (игнорила, как сказали бы сейчас). И тогда Гектор решил сделать такой ход конем – написать симфонию о своих чувствах и посвятить ей! Вот так с размахом.

Всё бы ничего, но только симфония эта была немного странной. Она была программной.

??? Что такое программная музыка и где вы с ней уже встречались???

Берлиоз сам написал текст программы, которая представляла собой подробное изложение сюжета каждой части.

А сюжет этот был из разряда "как хочешь, так и понимай". Зная содержание симфонии, даже начинаешь сомневаться, то ли Гектор таким способом хотел добиться девушки, то ли наоборот хотел её потроллить за неуступчивость.

Да, кстати, называется всё это действо «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях»

??? Что необычного в названии???

(про то, что 5 частей)

Итак, оцените размах фантазии композитора:

Симфония начинается с того, что главный герой в порыве любовного отчаяния пьёт опиум. Т.е. решает покончить жизнь самоубийством. Но дозы оказалось недостаточно, чтобы умереть. И у него начинаются болезненные наркотические галлюцинации.

I часть «Мечтания и страсти»

Первая часть называется «Мечтания. Страсти». Нашему страдальцу мерещится то его мирная жизнь, то бурная влюблённость, то утешения, то ревность. Именно здесь появляется очень важная для всей симфонии музыкальная тема – мотив возлюбленной (<3), который в дальнейшем будет много раз повторяться, видоизменяясь до неузнаваемости.

Состоит из 2 разделов:

Раздел Тема Особенности
I раздел: простая 3-хчф
Largo c-moll I часть 0:00 Плавная, напевная тема у скрипок, секундовые интонации (= печаль, меланхолия)
  II часть 1:35 От piu mossa; пассажи скрипок  
  III часть От a tempo; Динамизированная: скрипки+духовые
II раздел: сонатная форма
Вступление Allegro agitato 4:10 Остинатный ритм, тремоло струнных
Экспозиция C-dur. Гл 5:23 Основной элемент – <3 – период из 2 предложений (по законам фуги Т-С, О-G). Весь оркестр выключен, тему ведут флейта и скрипка. Интонация Т64, потом поступенно вниз.
  Св 6:05 A tempo con fuoco. Небольшая связка – переход. Пассажи струнных. Un poco rit – интонации Гл т
G-dur П 6:40 Dolce. Интонации <3. 3 проведения
  З НЕТ
Разработка I фаза 8:30 Мотивно-секвенционное развитие <3. Низкие струнные впервые ведут тему, хроматические пассажи; конец – 3 такта паузы.
  II фаза 9:27 Д-д, кварты и сексты у струнных, педаль у валторны. Остината 4 восьмые, четверть – оркестр уплотняется.
  III фаза 11:05 ОП, соло гобоя (11:43)
Реприза 12:36 Ритм в уменьшении, другая оркестровка и тесситура, <3 – хорал у д-д. Связующей нет, П в С-dur.
Кода 14:30 Хорал

II часть «Бал»

Вторая часть изображает роскошный «Бал». Звучит нежный танец – удивительное открытие композитора: он впервые вводит в симфонию вальс, заменяя этим символом романтизма и старинный менуэт, обязательный в классической симфонии, и более новое бетховенское скерцо.

Сложная 3-хчф

Раздел Форма раздела Особенности
I часть A-dur. А Хрупкая милая тема. Облегчённый оркестр (струнные, д-д, высокая медь, арфа)
  A1 Развивающий тип темы
  A  
II часть F-dur 2:05 Герой смотрит вокруг и вдруг видит… Да, её, свою возлюбленную. Её тема нежно, грациозно звучит у флейты, гобоя и кларнета под прозрачный аккомпанемент струнных и повторяется снова, и снова…
III часть   После гранд паузы.
Кода   Poco rit. <3, педаль у медных.

III часть «Сцена в полях»

Далее наркотический дурман крепчает, и наш герой сбегает с бала в поля. Третья часть так и называется — «Сцена в полях». Она заменяет традиционное адажио. Это пасторальная картина, спокойная, безмятежная (не случайно в оркестре умолкают медные духовые, остаются лишь 4 валторны). Перекликаются свирели пастухов (английский рожок и гобой). Вот где настоящая идиллия! Чистый воздух, пастухи...

Сложная 3-хчф

Раздел Форма раздела Особенности
Вступление F-dur 0:00 На фоне молчащего оркестра переклички англ рожка и гобоя (второй звучит на октаву выше – имитация)
I часть F-dur 2:35 Приятная спокойная мелодия у флейт и скрипок. Движение по <3. Фактура уплотняется засчёт подголосков, имитирующих птиц (=ритм) и жуков (=хроматика)
II часть B-dur   Принцип развития – полифония.
  1 тема 6:28 Решительная и пафосная. Фагот+виол и контр (х8). Движение по Т64 – интонационное родство с <3.
  2 тема 8:00 <3 Флейта+гобой (х8). Хроматика Слышен далёкий гром скорой грозы. Но только сквозь гром вдруг снова слышится злополучная тема возлюбленной – страстная, напряженная, она разрушает покой пасторальной сцены.
III часть F-dur 9:35 Динамизированная реприза Флейты и гобои (х8). Тема почти у всех
Кода 14:30 Un poco rit. Сопоставление соло англ рожка и литавр (трижды) = раскаты грома.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: