Четыре благородные истины




Главнейшим доктринальным положением буддизма выступает учение о четырех «благородных истинах». Философия буддизма, по мере своего развития, обретала все большую автономность и ставила проблемы, непосредственно не связанные с нуждами доктрины, но сама ее направленность, как религиозной философии, не могла выйти за установленные идеологические пределы. Учение о «четырех благородных истинах» выступает в роли такого идеологического ограничителя.

Четыре «благородные истины» объединяют положения, известные под следующими условными названиями: «истины» страдания, возникновения страдания, пути избавления от страданий, возможности следовать по этому пути.

Истина страдания (все есть страдание) представляет собой изложение факта неудовлетворенности человеческого существования в мире причин и следствий. Основная характеристика эмпирического человеческого существования (дукха), направленного на индивидуальную установку (упадана), порождает жажду испытывать чувственный опыт (влечение к приятному и стремление избежать неприятное), и определяется как сансара. Но воздействие причинно-следственных связей, которого индивид не замечает, создает всеобщую зависимость и, соответственно, непостоянность состояний, которая и есть страдание. Но страдание в буддийском смысле (дукха) не имеет ничего общего со страданием христиан. В христианском смысле страдание - это кара бога за грех (ветхий завет), либо залог спасения, как любовь бога к человеку (новый завет). В буддийской традиции дукха фигурирует как мировоззренческий принцип и разворачивается в ходе анализа эмпирического существования. Понятие дукха лишено какой бы то ни было моральной оценки. Дукха – следствие незнания (авидья[11][11]). В следствии авидьи индивид может лишь частично контролировать свои действия. Такое существование является стихийным, нестабильным, и воспринимается как безусловно страдательное.

Истина причины возникновения страдания (у страдания есть причины) важна для понимания того факта, что страдание рассматривается не как вечный и неизменный атрибут существования, а как следствие своих причин. Причины страдания – деятельность (всякая неосознанная деятельность, в том числе эмоции, и т. д.) субъекта.

Истина прекращения страдания (страдание можно прекратить). Прекращение действия причинно–следственных связей возможно лишь в том случае, если субъект имеет к этому соответствующие психофизические предпосылки, а истинная природа субъекта содержит в себе потенции, позволяющие выйти из круга сансары.

Истина пути (есть путь, прекращения страданий) - это описание практики преобразования индивидуальной психики для приближения к главной цели – успокоение, достижения нирванического состояния, устранения индивидуального отношения к окружающему миру и фактам внутреннего психологического опыта.

На основе изложенного можно сделать вывод, что западная концепция жизни и смерти не корректна по отношению к буддизму, и, как таковая, рассматриваться не может.

Заключение

Для того, чтобы определить, что есть жизнь и что есть смерть в буддизме, необходимо сопоставить трактовку этих терминов западным и индийским институтами, то есть для ответа на этот вопрос в самом начале необходимо определить, что есть жизнь и смерть для европейца, и что под ними понимают индусы. Учитывая кардинальную разницу в вопросах мировоззрения двух систем, корректный ответ на этот вопрос дать крайне затруднительно, если вообще возможно. Корректней будет попытка хотя бы приблизительно изложить суть учения Будды, попытка чего и была предпринята в этой работе.

Список литературы

1. Васубандху «Абхидхармакоша» – Наука, 1990.

2. «Вопросы Милинды (Милиндапаньха)» – Наука, 1989.

3. «Буддизм в переводах» – Андреев и сыновья, 1993.

4. О. О. Розенберг, «Труды по буддизму» – Наука, 1990.

5. «Буддизм и культурно – психологический традиции народов востока» – Наука, 1990.

6. Л. С. Васильев, «История религий востока» – Высшая школа, 1983.

7. «Буддизм, история и культура» – Наука, 1988.

8. В. П. Андросов, «Нагарджуна и его учение»; Наука, 1990.

9. Психологический аспекты буддизма – Наука, 1991.

10. Сатиочандра Чаттерджи, «Индийская философия» – Селена, 1994.

11. Н.В. Исаева, «Шанкара и индийская философия» - Москва, 1991.

 


[1][1] Из Джатак

[2][2] Составляющие кармической энергии

[3] [3] Радхакришнан С. Индийская философия М., 1956- Т. 1.

[4][4] Вопросы Милинды.

[5][5] Рерих Ю. Н. Тибетский язык.- М., 1961.

[6][6] Розенберг. Труды по буддизму.

[7][7] Маджхима никая сутра

[8][8] Агама-сутра

[9][9] Абхидхармакоша

[10][10] Это в буддизме рассматриваемого периода, со временем в буддизме махаяны появляется идея бодхисаттвы.

[11][11] Авидья в определении Асанги- отсутствие истинного знания, т. е. полного осознания своих подлинных способностей, и оно распространяется на все сферы индивидуального существования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: