Куркин А.В.
КОРРЕКТНО О ЗАПРЕТНОМ
Краткая аннотация на книгу Екатерины Мишаненковой «Блудливое Средневековье»
«Женщина, корень беды, ствол порока, зловредный отросток.
В мире повсюду она без числа порождает соблазны;
Всякие свары, вражду и междоусобные распри
Будит и старых друзей до кровавых доводит раздоров,
Губит она и любовь, сынов разлучает с отцами.
Этого мало: царей и властителей гонит с престола,
Войны заводит, крушит города, разрушает столицы,
Множит убийства и яд смертельный в кубки вливает;
Села, поместья огнем пожаров она истребляет.
Словом, такого нет зла на всем белом свете, в котором
Женщина быть не могла хотя бы отчасти виновной»
Марбод Реннский
«Женщина по природе своей более чистая, чем мужчина. Мужчина сотворен из праха земного, а женщина – из чистого тела – ребра… Бог не создал ее из ног, чтобы указать, что мужчина не должен унижать свою жену: он ее должен держать как жену, а не как рабыню»
Бернардин Сиеннский
Мне вдвойне приятно написать несколько теплых слов об этой книге. Во-первых, не каждый день в свет выходят столь добротные исследования о Высоком и Позднем Средневековье, а во-вторых, я имею честь быть лично знакомым с автором.
Книга выпущена вполне достойным по нынешним временам 4-тысячным тиражом (возможно, будут допечатки, поскольку книга хорошо «пошла» в аудиторию), имеет вклейку с многочисленными цветными иллюстрациями, написана живым и ярким языком, простым и понятным, как я и люблю, а «запретные темы» поданы очень корректно, где-то даже с юмором. Я бы назвал произведение Екатерины Мишаненковой энциклопедией частной жизни средневековой женщины. Автор подняла и осветила такие вопросы, как:
- половое воспитание (особенно понравились очерки о «древе с фаллосами» и средневековом Мюнхгаузене – вымышленном английском рыцаре Джоне Мандевиле);
- возраст половой зрелости и рубежа, с которого девушка могла «стартовать» в семейную жизнь. Тут сразу вспоминается средневековый схоласт Марбод Реннский, который в своем трактате «Книга десяти глав» обвинял женщин в греховном соблазнении мужчин:
Женщина – сладкое зло, одновременно мед и отрава,
В сотах скрывая свой меч, она им пронзает и мудрых.
Кто ведь запретным плодом соблазнил впервые супруга?
Женщина... Только женщина, нежно ласкаясь...
Также можно вспомнить (и автор пишет об этом), что брачный возраст невесты мог начинаться с 12 лет, как во Флоренции, а у юноши с 14 лет, хотя, в основном, девушки выходили замуж в 15 лет, а юноши женились в 18. Мое внимание привлекла интереснейшая таблица, которую Екатерина привела на 19 (sic!) страницах, с исчерпывающей информацией о возрасте вступления в первый или второй брак и первых и последних родов, а также количестве детей наиболее известных дам XIII-XV вв. Если не брать в расчет тех политических брачных контрактов, по которым обручались совсем уж дети, вырисовывается тенденция среднего брачного возраста в пределах 15-18 лет.
- причины, по которым мужчины женились. Мне на память в этом смысле сразу пришла антифеминистская фраза Фомы Аквинского
«Женщина была создана, чтобы помогать мужчине, но только в том, что касается зачатия; во всем остальном мужчина может найти себе лучших помощников».
Но это частное мнение клирика оставим в стороне и продолжим. Автору особенно удался очерки «Была ли любовь?» и «Жениться по любви не может ни один король». Оказывается, да, была, и, да, могли! И приводятся многочисленные примеры, подтверждающие это: Вильгельм Завоеватель и Матильда Фландрская, Стефан Блуасский и Матильда Булонская, Ричард II и Анна Чешская (Богемская) и т.д. Действительно, вспоминается Эдуард I Шотланобойца, убитый горем после смерти своей супруги Элеоноры Кастильской, который писал: «Моя арфа плачет, при жизни я любил ее нежно, и моя любовь никогда не станет меньше даже при ее смерти». Впрочем, король женился вторично, по политическим соображениям, на Маргарите Французской, о чем Екатерина написала. По поводу женитьбы Генриха V на Екатерине де Валуа можно чуть дополнить автора. Известно, что во время свадебного ужина Екатерина, не скрывая своей ненависти ко всему английскому, якобы сказала Генриху:
«Когда я смотрю на вас, то не могу ни пить, ни есть!»
Во время осады Мо Генрих развлекал свою молодую супругу музыкой и песнями менестрелей. Екатерина Французская, впрочем, была непреклонна в своей национальной гордости. Она, якобы, заявила, что один единственный французский гобой лучше, чем все музыканты «проклятых англичан». Екатерина выгнала из своей опочивальни камеристок из числа «ненавистных англичанок», со словами:
«У меня хватает людей в моей стране, которые могли бы прислуживать мне».
Зато брат Генриха, Джон Бедфорд, был вполне счастлив в браке с Анной Бургундской и испытал настоящий шок от ее внезапной смерти. Когда Анна вместе с мужем прибыла из Руана в Париж, в городе как раз началась эпидемия. Великодушная герцогиня неоднократно посещала больных в Отеле-Дье, стараясь воодушевить их или облегчить страдания. В итоге, Анна заразилась и, несмотря на старания доктора Рауля Пелуана, на специальные мессы во здравие, наконец, на торжественное шествие из Нотр-Дам в монстырь Св. Женевьевы с просьбой о ее излечении (все это организовывал убитый горем муж), герцогиня умерла в 2 часа по полуночи 14 ноября 1431 г. Да, печально… В целом, автор приходит к заключению, что «песенка ошибается», и случаи женитьбы не только по расчету, но и по любви, были вполне распространены.
- секс по-средневековому, где Екатерина недрогнувшей рукой осветила такие интимные вопросы, как «теория оргазма», «половой акт», «практические пособия по сексу», «пояс верности» и «право первой ночи». По двум последним пунктам автор вскрыла традиционную мифологию, которая родилась в исторических романах и к реальному положению вещей не имела почти никакого отношения.
- право на развод, в котором мне особенно понравились очерки «Развод с импотентом – процедура» и «Английское брачно-семейное право».
- средневековая женщина. Ну, тут мы сразу должны вспомнить о средневековом дуализме, где, с одной стороны, Ева – поддавшаяся искушению грешница, совратившая Адама, а Дева Мария – святая женщина, подарившая миру Спасителя. Собственно, Екатерина об этом очень точно написала. Тут уместно вспомнить моего любимого французского медиевиста Жака Ле Гофа и присоединиться к его мнению:
«Рядом с образом Евы вставал образ Марии, искупительницы грехов. Его наделяли красотой священной, в отличие от красоты профанной. Соединение этих двух типов и составляло живую женскую красоту. Объектом поклонения являлось не тело Марии, а ее лицо. Когда в готическом искусстве – начиная с XIII века, и особенно в Позднее Средневековье, – женское лицо становится предметом возвышенного восхищения, в нем одновременно проступали два образа: и Евы, и Марии».
- неверность и распутство, где Екатерина осветила вопросы не только женского, но и мужского распутства и «содомского греха», который справедливо карался в Европе средневековой и вполне прижился в Европе современной. Обильно цитируется «Декамерон» и менее известные «Сто новых новелл», сочиненных Антуаном Ла Салем по мотивам сальных анекдотов, которыми обменивались в Женаппе Филипп Добрый, его придворные и дофин Людовик. Поскольку я читал и то и другое («Новеллы» у нас не переводились»), на ум сразу приходит анекдот о шотландском гвардейце и «застукавшем» его робком рогатом муже (ситуация в стиле: «Ну, что, нашел?» - «Нет, я в другом месте поищу»).
- продажная любовь. Серия очень интересных, я бы даже сказал, увлекательных очерков о пикантной теме. Поднята тема средневековых борделей (да что там, в Париже даже одни из городских ворот так назывались!), армейских проституток, Жанны д’Арк, распутных ведьмах и любовной магии. Тема заставила вспомнить «Прекрасную оружейницу» Франсуа Вийона – бывшую проститутку, сожалеющую об ушедшей молодости:
Где брови-арки, чистый лоб,
Глаза пленявший белизной,
И золотых волос потоп,
И взор, в сердца струивший зной
Своею дерзостью шальной,
И нос, не длинный, не короткий,
И рот, что ал, как мак степной,
И ямочка на подбородке?
Где гибкость рук моих точеных,
И пышность соками налитой
Груди, приманки для влюбленных,
И зад упругий, крепко сбитый,
Встарь намахавшийся досыта,
И сладостный заветный клад,
Меж двух мясистых ляжек скрытый,
И вкруг него цветущий сад?
Лоб сморщен, голова седа,
Облезли брови, взгляд поблек,
Хоть блеском в прошлые года
К себе торговцев многих влек,
В ушах и на щеках пушок
Щетиною сменился грубой,
Нос изогнулся, как крючок,
Беззубы десны, ссохлись губы.
- мытое средневековье, где Екатерина буквально похоронила мифы о «грязном Средневековье». Кажется, наиболее сильный толчок этим мифам дал в свое время франко-итальянский фильм «Королева Марго» с несравненной Изабель Аджани в главной роли. Вот уж где сценарист и режиссер дали волю своей фантазии! В общем, вопрос закрыт. Мылись средневековые люди – и дома, и в банях. И одежду стирали и чистили от блох. И, да, мне тоже нравился этот эпизод из «Парижского горожанина», где он советовал хранить плотно уложенную одежду в глухом ларе «без воздуха и света», от чего блохи, естественно, задохнутся и умрут!
- грязный язык, последний раздел, повеселивший меня историей про двух барынек и «Поцелуем в задницу»! Кстати, тут на ум опять-таки приходят «Сто новых новелл» с язоповым языком по типу «красный нос» или «благославлять».
Ну, что хочу сказать. Автору спасибо за умную и интересную книгу. Рекомендую ее всем, кому она попадется на книжном прилавке (тут я старомоден). Екатерина в буквальном смысле перелопатила огромное количество источников и литературы. Единственно, что смутило, так это – что у книжек не указаны выходные данные. Тут, как бы, историк затмевает во мне все остальное.
Хочу пожелать дальнейших творческих успехов. Уверен, что Екатерина еще не раз порадует всех нас интересными книгами!