Краткая аннотация на книгу Екатерины Мишаненковой «Блудливое Средневековье»




Куркин А.В.

КОРРЕКТНО О ЗАПРЕТНОМ

Краткая аннотация на книгу Екатерины Мишаненковой «Блудливое Средневековье»

 

«Женщина, корень беды, ствол порока, зловредный отросток.

В мире повсюду она без числа порождает соблазны;

Всякие свары, вражду и междоусобные распри

Будит и старых друзей до кровавых доводит раздоров,

Губит она и любовь, сынов разлучает с отцами.

Этого мало: царей и властителей гонит с престола,

Войны заводит, крушит города, разрушает столицы,

Множит убийства и яд смертельный в кубки вливает;

Села, поместья огнем пожаров она истребляет.

Словом, такого нет зла на всем белом свете, в котором

Женщина быть не могла хотя бы отчасти виновной»

Марбод Реннский

 

«Женщина по природе своей более чистая, чем мужчина. Мужчина сотворен из праха земного, а женщина – из чистого тела – ребра… Бог не создал ее из ног, чтобы указать, что мужчина не должен унижать свою жену: он ее должен держать как жену, а не как рабыню»

Бернардин Сиеннский

 

Мне вдвойне приятно написать несколько теплых слов об этой книге. Во-первых, не каждый день в свет выходят столь добротные исследования о Высоком и Позднем Средневековье, а во-вторых, я имею честь быть лично знакомым с автором.

Книга выпущена вполне достойным по нынешним временам 4-тысячным тиражом (возможно, будут допечатки, поскольку книга хорошо «пошла» в аудиторию), имеет вклейку с многочисленными цветными иллюстрациями, написана живым и ярким языком, простым и понятным, как я и люблю, а «запретные темы» поданы очень корректно, где-то даже с юмором. Я бы назвал произведение Екатерины Мишаненковой энциклопедией частной жизни средневековой женщины. Автор подняла и осветила такие вопросы, как:

- половое воспитание (особенно понравились очерки о «древе с фаллосами» и средневековом Мюнхгаузене – вымышленном английском рыцаре Джоне Мандевиле);

- возраст половой зрелости и рубежа, с которого девушка могла «стартовать» в семейную жизнь. Тут сразу вспоминается средневековый схоласт Марбод Реннский, который в своем трактате «Книга десяти глав» обвинял женщин в греховном соблазнении мужчин:

Женщина – сладкое зло, одновременно мед и отрава,

В сотах скрывая свой меч, она им пронзает и мудрых.

Кто ведь запретным плодом соблазнил впервые супруга?

Женщина... Только женщина, нежно ласкаясь...

Также можно вспомнить (и автор пишет об этом), что брачный возраст невесты мог начинаться с 12 лет, как во Флоренции, а у юноши с 14 лет, хотя, в основном, девушки выходили замуж в 15 лет, а юноши женились в 18. Мое внимание привлекла интереснейшая таблица, которую Екатерина привела на 19 (sic!) страницах, с исчерпывающей информацией о возрасте вступления в первый или второй брак и первых и последних родов, а также количестве детей наиболее известных дам XIII-XV вв. Если не брать в расчет тех политических брачных контрактов, по которым обручались совсем уж дети, вырисовывается тенденция среднего брачного возраста в пределах 15-18 лет.

- причины, по которым мужчины женились. Мне на память в этом смысле сразу пришла антифеминистская фраза Фомы Аквинского

«Женщина была создана, чтобы помогать мужчине, но только в том, что касается зачатия; во всем остальном мужчина может найти себе лучших помощников».

Но это частное мнение клирика оставим в стороне и продолжим. Автору особенно удался очерки «Была ли любовь?» и «Жениться по любви не может ни один король». Оказывается, да, была, и, да, могли! И приводятся многочисленные примеры, подтверждающие это: Вильгельм Завоеватель и Матильда Фландрская, Стефан Блуасский и Матильда Булонская, Ричард II и Анна Чешская (Богемская) и т.д. Действительно, вспоминается Эдуард I Шотланобойца, убитый горем после смерти своей супруги Элеоноры Кастильской, который писал: «Моя арфа плачет, при жизни я любил ее нежно, и моя любовь никогда не станет меньше даже при ее смерти». Впрочем, король женился вторично, по политическим соображениям, на Маргарите Французской, о чем Екатерина написала. По поводу женитьбы Генриха V на Екатерине де Валуа можно чуть дополнить автора. Известно, что во время свадебного ужина Екатерина, не скрывая своей ненависти ко всему английскому, якобы сказала Генриху:

«Когда я смотрю на вас, то не могу ни пить, ни есть!»

Во время осады Мо Генрих развлекал свою молодую супругу музыкой и песнями менестрелей. Екатерина Французская, впрочем, была непреклонна в своей национальной гордости. Она, якобы, заявила, что один единственный французский гобой лучше, чем все музыканты «проклятых англичан». Екатерина выгнала из своей опочивальни камеристок из числа «ненавистных англичанок», со словами:

«У меня хватает людей в моей стране, которые могли бы прислуживать мне».

Зато брат Генриха, Джон Бедфорд, был вполне счастлив в браке с Анной Бургундской и испытал настоящий шок от ее внезапной смерти. Когда Анна вместе с мужем прибыла из Руана в Париж, в городе как раз началась эпидемия. Великодушная герцогиня неоднократно посещала больных в Отеле-Дье, стараясь воодушевить их или облегчить страдания. В итоге, Анна заразилась и, несмотря на старания доктора Рауля Пелуана, на специальные мессы во здравие, наконец, на торжественное шествие из Нотр-Дам в монстырь Св. Женевьевы с просьбой о ее излечении (все это организовывал убитый горем муж), герцогиня умерла в 2 часа по полуночи 14 ноября 1431 г. Да, печально… В целом, автор приходит к заключению, что «песенка ошибается», и случаи женитьбы не только по расчету, но и по любви, были вполне распространены.

- секс по-средневековому, где Екатерина недрогнувшей рукой осветила такие интимные вопросы, как «теория оргазма», «половой акт», «практические пособия по сексу», «пояс верности» и «право первой ночи». По двум последним пунктам автор вскрыла традиционную мифологию, которая родилась в исторических романах и к реальному положению вещей не имела почти никакого отношения.

- право на развод, в котором мне особенно понравились очерки «Развод с импотентом – процедура» и «Английское брачно-семейное право».

- средневековая женщина. Ну, тут мы сразу должны вспомнить о средневековом дуализме, где, с одной стороны, Ева – поддавшаяся искушению грешница, совратившая Адама, а Дева Мария – святая женщина, подарившая миру Спасителя. Собственно, Екатерина об этом очень точно написала. Тут уместно вспомнить моего любимого французского медиевиста Жака Ле Гофа и присоединиться к его мнению:

«Рядом с образом Евы вставал образ Марии, искупительницы грехов. Его наделяли красотой священной, в отличие от красоты профанной. Соединение этих двух типов и составляло живую женскую красоту. Объектом поклонения являлось не тело Марии, а ее лицо. Когда в готическом искусстве – начиная с XIII века, и особенно в Позднее Средневековье, – женское лицо становится предметом возвышенного восхищения, в нем одновременно проступали два образа: и Евы, и Марии».

- неверность и распутство, где Екатерина осветила вопросы не только женского, но и мужского распутства и «содомского греха», который справедливо карался в Европе средневековой и вполне прижился в Европе современной. Обильно цитируется «Декамерон» и менее известные «Сто новых новелл», сочиненных Антуаном Ла Салем по мотивам сальных анекдотов, которыми обменивались в Женаппе Филипп Добрый, его придворные и дофин Людовик. Поскольку я читал и то и другое («Новеллы» у нас не переводились»), на ум сразу приходит анекдот о шотландском гвардейце и «застукавшем» его робком рогатом муже (ситуация в стиле: «Ну, что, нашел?» - «Нет, я в другом месте поищу»).

- продажная любовь. Серия очень интересных, я бы даже сказал, увлекательных очерков о пикантной теме. Поднята тема средневековых борделей (да что там, в Париже даже одни из городских ворот так назывались!), армейских проституток, Жанны д’Арк, распутных ведьмах и любовной магии. Тема заставила вспомнить «Прекрасную оружейницу» Франсуа Вийона – бывшую проститутку, сожалеющую об ушедшей молодости:

Где брови-арки, чистый лоб,

Глаза пленявший белизной,

И золотых волос потоп,

И взор, в сердца струивший зной

Своею дерзостью шальной,

И нос, не длинный, не короткий,

И рот, что ал, как мак степной,

И ямочка на подбородке?

Где гибкость рук моих точеных,

И пышность соками налитой

Груди, приманки для влюбленных,

И зад упругий, крепко сбитый,

Встарь намахавшийся досыта,

И сладостный заветный клад,

Меж двух мясистых ляжек скрытый,

И вкруг него цветущий сад?

Лоб сморщен, голова седа,

Облезли брови, взгляд поблек,

Хоть блеском в прошлые года

К себе торговцев многих влек,

В ушах и на щеках пушок

Щетиною сменился грубой,

Нос изогнулся, как крючок,

Беззубы десны, ссохлись губы.

- мытое средневековье, где Екатерина буквально похоронила мифы о «грязном Средневековье». Кажется, наиболее сильный толчок этим мифам дал в свое время франко-итальянский фильм «Королева Марго» с несравненной Изабель Аджани в главной роли. Вот уж где сценарист и режиссер дали волю своей фантазии! В общем, вопрос закрыт. Мылись средневековые люди – и дома, и в банях. И одежду стирали и чистили от блох. И, да, мне тоже нравился этот эпизод из «Парижского горожанина», где он советовал хранить плотно уложенную одежду в глухом ларе «без воздуха и света», от чего блохи, естественно, задохнутся и умрут!

- грязный язык, последний раздел, повеселивший меня историей про двух барынек и «Поцелуем в задницу»! Кстати, тут на ум опять-таки приходят «Сто новых новелл» с язоповым языком по типу «красный нос» или «благославлять».

Ну, что хочу сказать. Автору спасибо за умную и интересную книгу. Рекомендую ее всем, кому она попадется на книжном прилавке (тут я старомоден). Екатерина в буквальном смысле перелопатила огромное количество источников и литературы. Единственно, что смутило, так это – что у книжек не указаны выходные данные. Тут, как бы, историк затмевает во мне все остальное.

Хочу пожелать дальнейших творческих успехов. Уверен, что Екатерина еще не раз порадует всех нас интересными книгами!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: