На основании вышеизложенного




ГУБЕРНАТОРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОЛТАВЧЕНКО ГЕОРГИЮ СТЕПАНОВИЧУ

Копия – в Комитет по образованию

Правительства Санкт-Петербурга;

Копия – в Комитет по здравоохранению

Правительства Санкт-Петербурга;

Копия – в Комитет по социальной политике

Правительства Санкт-Петербурга

От родителей детей, обучающихся в ГБОУ ЦО №173

Петроградского района Санкт-Петербурга

адрес для ответа: 199004 Санкт-Петербург,

Средний пр., д.19 кв.30

Джеломановой Наталье Владимировне

тел. 8 905 221 34 45

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

 

Мы, родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в ГБОУ ЦО №173 Петроградского района, обращаемся к Вам по поводу сложившейся в Санкт-Петербурге ситуации с предоставлением меры социальной поддержки по индивидуальному обучению на дому в связи с принятием Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011г. №1649.

Мы надеялись, что Постановление №1649 и сопутствующие ему Распоряжение Комитета по образованию от 29.02.2012 №584-р и Распоряжение Комитета по здравоохранению от 02.02.2012 №41-р не вызовут ограничения прав наших детей и препятствий для дальнейшего обучения в ГБОУ ЦО №173 по привычной нашим детям форме – индивидуальное обучение на дому, при котором допускается посещение школы для занятий в малых группах (при отсутствии медицинских противопоказаний, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка). Однако у нас появились серьезные и обоснованные опасения по поводу следующего:

 

- Несмотря на то, что пункты 1-4 Постановления, в том числе - Положение о порядке формирования и деятельности медицинских комиссий, вступают в силу только с 01.09.2012г., сформированные медицинские комиссии администраций районов уже приступили к работе, то есть новый порядок предоставления меры социальной поддержки начал применяться до вступления его в силу.

- В работе Комиссии при Администрации Петроградского района уже заметна тенденция утверждать не все медицинские заключения, которые ранее обеспечивали ребенку право на надомное обучение.

- Неврологические пограничные диагнозы, курирование которых согласно прежнему перечню осуществлял детский врач-невропатолог, в новом перечне, утвержденном Постановлением №1649, отнесены к ведению детского врача-психиатра и, по настоянию сотрудников районных поликлиник, требуют постановки на учет (наблюдение).

- Руководство ГБОУ ЦО №173 объявило родителям о принятии и утверждении учебного плана на 2012-13 учебный год, согласно которому детям с ОВЗ, которым будет отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обучению на дому, будет предложена иная форма обучения. При этом руководство ГБОУ ЦО №173 уведомило педагогический коллектив о сокращении штата.

Индивидуальное отделение нашего Центра (ранее ГОУ СОШ №99) существует уже почти 20 лет; учителями накоплен бесценный и уникальный опыт, бережно сохраняется и передается удивительно добрая атмосфера, в которой обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды. Методика и подходы к индивидуальному обучению в нашей школе как нельзя более отвечают и соответствующим разделам Указа Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действия в интересах защиты детей на 2012-2017гг.» и Постановлению Правительства РФ от 07.02.2011 N 61(ред. от 20.12.2011) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы».

Из Письма Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»: Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении…Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности.

Недопустимым является формальный подход к решению данного вопроса, выражающийся в массовом закрытии коррекционных образовательных учреждений и фактически безальтернативном переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения общего типа без предварительного создания в них необходимых условий для организации обучения детей этой категории.

…подобные меры могут привести к нарушению предусмотренных законодательством прав детей на получение образования в соответствующих их возможностям условиях и прав родителей (законных представителей) на выбор условий получения детьми образования, возникновению связанных с этим конфликтных ситуаций, а также к ликвидации уже существующей системы обучения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Оптимальным вариантом в настоящее время является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных образовательных учреждений с параллельным развитием интегрированного образования.

Мы обеспокоены тем, что в начале июня более чем половине педагогического состава ЦО №173 были выданы уведомления о сокращении штатной единицы. На родительском собрании 4 июня руководство школы объявило нам об изменении учебного плана (в случае отказа медицинской комиссии района сохранить для наших детей прежнюю форму обучения) в сторону увеличения количества обучающихся в классах/группах (9 человек в классе), что для наших детей означает (незаконное) ухудшение условий обучения. Кто из должностных лиц будет нести за это ответственность?

Модель обучения и социализации детей с ОВЗ, реализуемая в нашем Центре – востребована, а образовательный маршрут многие считают оптимальным. В такой модели предусмотрено как интегрированное образование, так и преемственность в обучении детей с раннего возраста до получения аттестата о среднем (полном) общем образовании. Успешная практика подтверждается тем, что выпускники нашего Центра далее продолжают обучение, поступая в колледжи и вузы. Среди учащихся есть победители региональных олимпиад, городских конкурсов – исторических, краеведческих, патриотических, участники международных конференций, выставок. Работают кружки, ребята участвуют в школьных театральных постановках, выезжают на экскурсии. Мы считаем, что такую «отлаженную» модель обязательно нужно сохранить, учитывая то, что федеральные стратегии и программы, рекомендации Министерства образования и науки РФ не призывают ограничиваться только двумя крайними вариантами – обучение на дому без посещения школы и внедрение инклюзивного образования, но приветствуют и другие приемлемые формы интегрирования, то есть обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Кроме того, недопустимо ограничивать права детей с особыми образовательными потребностями, резко ухудшая им привычные условия обучения, и права родителей на выбор образовательного учреждения и выбор формы обучения для ребенка.

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2012г. №1263-р в качестве законодательной основы Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга приводит только некоторые из действующих на настоящий момент нормативно-правовых актов и поручает разработать план реализации Концепции в срок до 01.08.2012г. Также именно в этот период ожидается и принятие нового Федерального закона «Об образовании в РФ», что потребует приведения ему в соответствие нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга как субъекта РФ. Нам кажется, что осуществляя такие важные преобразования, как реализация Концепции Санкт-Петербурга, также необходимо приводить их в соответствие с федеральными стратегиями и программами. Кроме того, совсем недавно образованы новые Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты, приняты новые федеральные нормативы получения медицинских заключений, актов медико-социальной экспертизы, получения педиатрической помощи, создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, приема граждан в общеобразовательные учреждения.

Не утратили силу многочисленные давно уже действующие и недавно принятые нормативно-правовые акты и документы РФ и Санкт-Петербурга, не устарели доклады, на соответствие которым Постановление №1649, скорее всего, не было проверено: Письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому", Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 861(ред. от 01.02.2005) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект", Письмо Минобразования РФ от 05.03.2001 N 29/1428-6 "Организация помощи аутичным детям", Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16, Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 "О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)", Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 N 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)", Письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 N 27/2643-6 «О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения», Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2010 N 598-р "Об утверждении Положения о порядке приема в государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья", Решение Коллегии Минобразования РФ от 09.02.1999 N 3/1"О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования", Государственные ежегодные доклады Минздравсоцразвития РФ «О положении детей в Российской Федерации», ежегодные доклады уполномоченных по правам ребенка РФ и Санкт-Петербурга, Доклад ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫЮНЕСКО «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»: ОПЫТ РОССИИ (Санкт-Петербург), Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности". Во многих из перечисленных документов упоминается о необходимости создания в общеобразовательном учреждении так называемых специальных условий для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Необходимо предотвратить ситуацию, когда получение отказа от вновь образованных районных медицинских комиссий вызовет в августе-сентябре этого года многочисленные иски в суд от родителей, которые сочтут права своих детей нарушенными. Уже имеется прецедент: 6 июня Комиссия при Администрации Петроградского района, рассмотрев медицинское заключение, вынесла решение об отказе в обучении на дому одной из учениц нашего Центра. Считаем недопустимым подтверждать заключение экспертной врачебной комиссии решением какой-либо комиссии, часть состава которой не имеет к медицине никакого отношения. На примере состава Комиссии, созданной Распоряжением Администрации Московского района №144 от 28.02.2012г., можно убедиться: по крайней мере, 5 из 11-ти назначенных в нее должностных лиц не являются ни врачами ни психологами. (Распоряжение Администрации Петроградского района от 28.05.2012г. №237 должно быть аналогичным, но отсутствует в открытом доступе).

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 №124-ФЗ относятся к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (статья 1).

 

На основании вышеизложенного

ПРОСИМ ВАС:

1.Пересмотреть решение о вступлении в силу Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011г. №1649 в части деятельности медицинских комиссий, подтверждающих наличие заболеваний, дающих право отдельным категориям детей на получение меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому, по возможности приостановив деятельность указанных комиссий.

2.Содействовать детям с ОВЗ, обучающимся в ГБОУ ЦО №173, и их родителям (законным представителям) в получении в 2012-13 учебном году поддержки по обучению на дому в ранее действовавшем порядке - на основании медицинских заключений детских врачей-специалистов и справки ВК врачебной комиссии (клинико-экспертной комиссии КЭК).

3.Предоставить в 2012-13 учебном году указанную меру социальной поддержки ранее обучавшимся в ГБОУ ЦО №173 детям с пограничными диагнозами (неврология-психиатрия) в случае законного отказа родителей от постановки своих детей на наблюдение (учет) детского врача-психиатра.

4.Проконтролировать утверждение учебного плана на 2012-13 учебный год ГБОУ ЦО №173, сохраняющего форму обучения предыдущих лет для всех обучающихся с ОВЗ – индивидуальное обучение на дому, и утверждение штатного расписания, обеспечивающего такой учебный план.

Просим Вас учесть, что все требования Постановления №1649, включая работу медицинских комиссий, обращение родителей с заявлением в органы управления образованием (и далее по Порядку предоставления данной меры социальной поддержки), не вступают в силу ранее 1 сентября 2012 года, когда занятия в ГБОУ ЦО №173 уже должны начаться. Имеется и юридическая неточность, а именно:

- пункт 3 Приложения 2 к Распоряжению Комитета по образованию от 29.02.2012 №584-р содержит невыполнимые требования подать «комплект документов, указанный в пункте 2.1 Положения о порядке предоставления меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому отдельных категорий детей, утвержденного Постановлением»(№1649) – то есть Порядок предоставления меры социальной поддержки в форме обучения на дому в части, не урегулированной Положением, утвержден и в силу вступил, но при этом требует выполнения пункта Положения, которое еще не вступило в силу.

 

Июня 2012 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: