Составными элементами суверенитета являются верховенство, самостоятельность и независимость.




 

Государственный суверенитет имеет две стороны:

- внутреннюю- исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах своей государственной территории;

- внешнюю - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимости вмешательств во внутригосударственные дела.

Государственные символы – обязательные атрибуты любого государства. В РФ, как и в других государствах, ими являются государственные флаг, герб, гимн. Они устанавливаются федеральными конституционными законами.

 

4) Субъекты РФ - входящие в состав РФ республики, национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.

 

Статус субъектов РФ характеризуется определенными общими чертами, закрепленными в Конституции РФ:

а) Субъекты РФ равноправны, т.е. имеют равные права и обязанности в качестве субъектов федерации.

б) Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом.

в) У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт – конституция у республики, устав – у других субъектов, право на свое законодательство.

г) У каждого субъекта РФ есть своя территория в пределах его административных границ, которые нельзя изменить без согласия этого субъекта.

д) Субъекты РФ имеют свои органы государственной власти, которые формируются субъектами самостоятельно, но с учетом основ конституционного строя РФ и общих принципов, установленных федеральным законом.

е) Субъекты имеют одинаковый набор возможностей влиять на ведение федеральных дел.

ж) Субъекты РФ наделены ограниченной международной правосубъектностью.

з) Субъекты РФ имеют право на свою символику: герб, флаг, гимн.

 

5) Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере МСУ, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам.

 

Виды автономий:

1.территориальная - определенная степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения;

2.национально-территориальная - создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения;

3.национально-культурная - предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, прав и возможностей использования своих социокультурных и бытовых традиций, языка, религии и др.

 

6) Компетенция РФ – совокупность полномочий всех органов государственной власти РФ по конституционно установленным предметам ведения РФ, атак же по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

 

7) Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

8) Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, но при двух условиях: во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

 

Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координа­ционными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 12 го­сударств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ толь­ко три государства Балтии).

 

Цели СНГ — сотрудничество государств-членов в политической; экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, со­действие гражданам в свободном общении и контактах.

 

Устав Содружества Независимых Государств предусматривает 8 сфер совместной деятельности государств-членов: обеспечение прав и свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании общего экономического пространства; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья населения и окружающей среды; социальной и иммиграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. При угрозе безопасности членам СНГ возможно совместное использование вооруженных сил.

 

В структуре СНГ существуют, специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующие органы СНГ находятся в Минске и Москве. Рабочим языком Содружества является русский язык.

 

Всестороннее и плодотворное взаимодействие в социально-эконо­мической, политической и военной областях осуществляется между РФ и Республикой Беларусь. 2 апреля 1997 г. эти два члена СНГ подписали Договор о Союзе, а 8 декабря 1999 г. — Договор о создании Союзного государства.

9) Административно-территориальное устройство - это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственного управления.

 

Россия, будучи многонациональной республикой, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу. Иначе говоря, в РФ реализуется такая система государственного устройства, при которой входящие в состав субъекты федерации имеют собственные предметы ведения, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и – что особенно важно – собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.

 

По действующей Конституции в нашей стране могут формироваться шесть типов субъектов федерации:

– республики;

– края;

– области;

– города федерального значения;

– автономные области;

– автономные округа.

 

Эти субъекты РФ абсолютно равноправны и территории каждого из них, а значит и административные границы, определены федеральными законами. Дальнейшее территориальное деление страны регламентируется уже законами субъектов РФ, иначе говоря, каждый субъект вправе устанавливать собственное территориальное деление, а федеральные законы предписывают только общие принципы организации территорий. В частности, для субъектов РФ предусмотрено деление территорий на муниципальные образования по 2-уровенному принципу.

 

Субъектов (регионов) РФ – 85, в том числе: Республик - 22 Краев - 9 Областей - 46 Городов федерального значения – 3 Автономных областей – 1 Автономных округов – 4

 

10) Выборы – это совместное независимое волеизъявление граждан в форме голосования за избрание определенного кандидата на должность в публичных органах власти. Вместе с тем они представляют собой способ формирования органов власти государства.

 

Целью выборов является создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Публичная власть должна создаваться и действовать согласно этой волей. Путем выборов в различные органы власти происходит её легитимация.

 

На современном этапе социальная роль выборов состоит в том, что они являются:

– институтом прямой демократии, высшим непосредственным выражением народом своей власти;

– демократическим способом создания парламента государства и местного самоуправления;

– в юридическом смысле актом вручения народом своим представителям права на отправление власти;

– легитимным способом построения системы властвования, а также её реформирования;

– формой управления публичными делами, которые представляют общественный интерес.

11) Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от определения большинства голосов выделяются: 1) система относительного большинства — побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники; 2) система абсолютного большинства — для победы необходимо абсолютное большинство голосов; 3) система квалифицированного большинства — требуется квалифицированное большинство.

 

Главный смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выборах, получили в парламенте число ман­датов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного — это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из рас­пределения мандатов.

 

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажо­ритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется при выборах в ГД. Считается, что она позволяет выразить политические пристрастия избирателей.

 

12) Субъективное избирательное право в РФ

Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы МСУ; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы МСУ.

13) Избирательный процесс - это совокупность избирательный процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов

 

Стадии избирательного процесса:

- назначение выборов

- образование избирательных округов и избирательных участков

- регистрация избирателей

- создание избирательных комиссий разных уровней

- выдвижение и регистрация кандидатов

- проведение предвыборной агитации

- процесс голосования

- подведение итогов голосования

- опубликования итогов голосования

14) Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Конституция РФ характеризует ФС РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: ФС состоит их СФ и ГД. ГД представляет все население РФ, а СФ состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. СФ призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

Основными функциями парламента являются: 1) представительство;2) законотворчество;3) контроль.

Субъектами права законодательной инициативы являются:1) Президент РФ; 2) СФ; 3) депутаты ГД; 4) Правительство РФ; 5) законодательные органы государственной власти субъектов РФ;6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ но только по вопросам их ведения. В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания. Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на ГД. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ ГД принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ.

15) Компетенция Федерального собрания и его палат

К ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) утверждение указа Президента о введении военного положения/чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;

4) назначение выборов Президента;

5) отрешение Президента от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда,

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

В ведении Государственной Думы находятся:

1) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

16) Органы и должностные лица палат ФС РФ

Структура Государственной Думы включает в себя: 1) Председателя ГД, его первых заместителей и заместителей (они избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом заседании Государственной Думы); 2) Совет ГД (осуществляет основную текущую работу ГД); 3) депутатские объединения (фракции); 4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач ГД).

Структура Совета Федерации: 1) Председатель СФ и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ) и Совет палаты; 2) комитеты СФ по отдельным вопросам (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель СФ ведет заседания палаты ФС и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в ГД и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

17) Конституционно-правовой статус парламентария РФ — совокупность закрепленных конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно-властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. К.-п.с. депутата парламента (в РФ — депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации) характеризуют три элемента: 1) природа депутатского мандата; 2) права и обязанности депутата; 3) гарантии депутатской деятельности.

18) Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии: Законодательная инициатива.Рассмотрение законопроектов в ГД.Принятие законов ГД.Одобрение законов в СФ. Подписание законов Президентом РФ.Опубликование и вступление в силу.

19) Основными актами Федерального Собрания РФ являются законы. В Конституции РФ используется понятие “федеральный закон”. Федеральный закон — ϶ᴛᴏ закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным Конституцией к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Понятие “федеральный закон”, впервые введенное Конституцией РФ 1993 г., используется ею в двух значениях. Важно заметить, что одно из них указывает на понятие федерального закона как охватывающего все законодательные акты, издаваемые на уровне Федерации, а именно: обычные федеральные законы, федеральные конституционные законы, а также законы о конституционных поправках. В другом значении федеральный закон понимается как акт текущего законодательства, в отличие от особого вида законов — федеральных конституционных законов, а также законов о конституционных поправках.

 

20) Порядок деятельности Государственной Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и Регламентом палаты.

Основные принципы организации деятельности Государственной Думы:

1) политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;

2) свободное обсуждение и коллективное разрешение поставленных задач.

 

ГД работает в периоды сессий: 1) весенней (с 12.01 по 20.06); 2) осенней (с 1.09 по 25.12). ГД нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после выборов. Президент РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого срока. Первое заседание всегда открывается старейшим по возрасту из депутатов.

 

Согласно Регламенту ГД последующие заседания палаты открывает председатель ГД.

На своем первом заседании ГД депутаты избирают органы палаты: 1) Председателя ГД; 2) Счетную комиссию; 3) Временную комиссию по Регламенту и организации работы ГД; 4) Временный секретариат. Эти решения ГД оформляются постановлениями.

 

Заседания нижней палаты ФС РФ проходят открыто и освещаются в СМИ, за исключением случаев, установленных Регламентом, либо в случае принятия решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены СФ, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте ГД.

 

Решения на заседаниях ГД принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение. Заседание ГД правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 225 депутатов и более).

На заседаниях ГД ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний). Регламент ГД устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.

21) Комитеты и комиссии СФ:

1. Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

2. Комитет по вопросам безопасности и обороны;

3. Комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

4. Комитет по вопросам социальной политики;

5. Комитет по вопросам экономической политики;

6. Комитет по международным делам;

7. Комитет по делам СНГ;

8. Комитет по аграрной политике;

9. Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

10. Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

11. Комитет по делам Севера и малочисленных народов.

 

Комитеты ГД.

По гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по бюджету и налогам, по обороне, по международным делам, по охране здоровья, по аграрным вопросам, по делам женщин, семьи и молодежи и другие. Могут создаваться при необходимости новые комитеты.

 

22) Основные черты правового статуса Президента РФ закреплены в статье 80 Конституции РФ. Они заключаются в следующем:

1. Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

2. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

4. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Ежегодно Президент представляет Федеральному Собранию послания, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики.

5. Как глава государства Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

 

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ и Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ», а также ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

 

Процедура избрания Президента РФ включает следующие стадии: S. назначение выборов; •S составление списков избирателей;

S образование избирательных округов;

S образование избирательных участков;

S избирательные комиссии;

S выдвижение кандидатов;

S предвыборную агитацию;

S голосование;

■S подсчет голосов и установление результатов выборов.

23) Компетенция Президента РФ - сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента РФ, объем и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Важнейшей составляющей К.П. РФ (кроме предметов его ведения и осуществляемых функций) являются полномочия. По своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы:

 

1) Имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту как главе государства.

2) Для осуществления которых Президент в соответствии с принципом разделения властей взаимодействует с другими органами государственной власти.

 

24) Государственный совет РФ – это совещательный орган, созданный при Президенте РФ в целях реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Председателем Государственного совета является Президент. Членами Государственного совета являются Председатель СФ ФС РФ, Председатель ГД, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, высшие должностные лица субъектов РФ, руководители фракций.

Основными задачами Государственного совета являются:

· содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

· обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ

· обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;

· содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

· рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ.

25) Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Федеральные округа –Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе:

- является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.

- обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

- является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

- назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

- непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.

- имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью.

 

Заместители полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации.

 

26) Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента РФ дано следующее толкование:

• указ — решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании;

• распоряжение — решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации президента РФ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

27) Основания прекращения полномочий Президента РФ:

1. Прекращение исполнения полномочий Президента РФ с истечением срока пребывания в должности (с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ).

2. Добровольная отставка Президента РФ.

3. Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

4. Отрешение от должности (на основании выдвинутого Государственной Думой 2/3 голосов, по заключению специальной депутатской комиссии, обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения, решением Совета Федерации (2/3 голосов членов палаты) в 3-месячный срок после выдвижения обвинения против Президента РФ Государственной Думой).

 

28) Правительство РФ – высший исполнительный орган РФ.

В его структуру входят: 1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения ГД РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение ГД не более 3 раз, если же нижняя палата ФС трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов), заместители Председателя Правительства РФ (они назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ), федеральных министров (назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ)); 2) структурные подразделения (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

Срок полномочий Правительства РФ равен 4 годам и начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

29) Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ): 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

 

Правительство в пределах своих полномочий выносит: 1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ); 2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера). Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.

30) За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают, как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой, но не перед Советом Федерации).

 

Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства. Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут сохранить состав прежнего Правительства или его определенных членов.

 

31) Систему ОИВ субъектов Федерации образуют:

- высший орган ИВ субъекта Федерации;

- иные органы ИВ, формы которых определяются самими субъектами Федерации

Структура:

- федеральные органы исполнительной власти;

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

32) Принципы правосудия в РФ

Принцип законности

Принцип осуществления правосудия только судом

Принципы независимости судей

Принцип равенства всех перед судом и законом

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Национальный язык судопроизводства

Принцип состязательности сторон

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.

Принцип открытости судебного заседания:

Гласность (кроме тайных)

Устность (в зале судебного заседания всё проговаривается)

Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)

Принцип презумпции невиновности

Принципы законности и компетенции суда

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Принцип обязательности судебных решений

33) Под судебной системой понимается установленная Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия.

 

34) Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда РФ: • гражданство РФ; • достижение 40-летнего возраста; • высшее юридическое образование; • стаж по юридической специальности не менее 15 лет; • безупречная репутация; • признанная высокая квалификация в области права.

Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге. Судьи назначаются на должность на 15 лет без права переизбрания. 1 января 2005 года вступит в силу требование о предельном возрасте пребывания в должности судьи Конституционного Суда (70 лет).

 

С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой — Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной) на установление объема их полномочий.

 

35) В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

1. разрешает дела о соответствии Конституции: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

 

2. разрешает спо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: