Механизмы стрессорных повреждений и развитие «стресс-болезней»




ФИЗИОЛОГИЯ - ОТВЕТЫс 29 - 38

29 ВОПРОС:Гормоны надпочечников. Физиологическая роль и механизм действия, регуляция продукции и болезни, обусловленные недостаточной или избыточной секрецией этих гормонов.

Ответ: Функция коры надпочечников контролируется адренокортикотропным гормоном гипофиза (АКТГ), а также гормонами почек - ренин-ангиотензиновой системой.

В них синтезируются и выделяются различные группы кортикостероидов - соответственно: *минералокортикоиды, *глюкокортикоиды и *половые стероиды.

Исходным субстратом для синтеза всех этих гормонов служит холестерин, извлекаемый клетками из крови. Стероидные гормоны не запасаются в клетках, а образуются и выделяются непрерывно.

Основная функция минералокортикоидов - поддержание гомеостаза электролитов в организме. Минералокортикоиды влияют на реабсорбцию и экскрецию ионов в почечных канальцах. В частности, альдостерон увеличивает реабсорбцию ионов натрия, хлора, бикарбоната и усиливает экскрецию ионов калия и водорода.

На синтез и секрецию альдостерона влияет ряд факторов. Гормон эпифиза адреногломерулотропин стимулирует образование альдостерона. Стимулирующее влияние на синтез и секрецию альдостерона оказывают компоненты ренин-ангиотензиновой системы, а тормозящее - натрийуретические факторы. Простагландины могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее влияние.

При гиперсекреции альдостерона происходят задержка натрия в организме, обусловливающая повышение артериального давления, и потеря калия, сопровождающаяся мышечной слабостью.

При пониженной секреции альдостерона отмечаются потеря натрия, сопровождающаяся гипотензией, и задержка калия, ведущая к нарушениям сердечного ритма. Кроме того, минералокортикоиды усиливают воспалительные процессы. Минералокортикоиды жизненно важны. Разрушение или удаление клубочковой зоны приводит к смертельному исходу.

В пучковой зоне вырабатываются глюкокортикоидные гормоны:

*кортикостерон, *кортизон и *гидрокортизон (кортизол). Они влияют на метаболизм углеводов, белков и липидов и усиливают процессы фосфорилирования. Глюкокортикоиды усиливают глюконеогенез (образование глюкозы за счет белков) и отложение гликогена в печени. Большие дозы глюкокортикоидов вызывают разрушение лимфоцитов и эозинофилов крови, а также угнетают воспалительные процессы в организме. В сетчатой зоне вырабатываются половые стероидные гормоны, имеющие андрогенное действие. Поэтому опухоли коры надпочечников у женщин нередко оказываются причиной вирилизма (развития вторичных половых признаков мужского пола, в частности роста усов и бороды, изменения голоса). Мозговое вещество. В мозговом веществе продуцируются катехоламины. Катехолоамины оказывают влияние на:

* гладкомышечные клетки сосудов, *желудочно-кишечного тракта, *бронхов, *на сердечную мышцу, а *также на метаболизм углеводов и липидов. Образование и выброс в кровь катехоламинов с тимулируется при активации симпатической нервной системы.

30. ВОПРОС: Стресс, или общий адаптационный синдром. Стрессреализующая система. Механизм и стадии стресс –реакции. Стресс лимитирующая система. Болезни и стресс.

ОТВЕТ:Стресс, или общий адаптационный синдром. Стресс (от англ. stress - напряжение) или «общий адаптационный синдром» - это совокупность общих неспецифических физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие стрессоров - раздражителей чрезвычайной силы любой природы. Он направлен на обеспечение гомеостаза организма и его адаптацию к новым условиям окружающей среды

Принято различать три основные группы стрессоров:

1) средовые (физические воздействия - боль, холод, перегрев; биологические - инфекционные агенты; химические); 2) психоэмоциональные; 3) социальные.

При действии на организм они вызывают два вида реакций:

1) специфические, связанные с качеством действующего фактора;

2) неспецифические, общие при действии различных стрессоров

 

Именно эту вторую часть ответа организма Г. Селье предложил называть реакцией стресса (термин «общий адаптационный синдром» автор вначале употреблял как синоним слова «стресс»). Защитная роль синдрома заключается в формировании неспецифической резистентности организма к патогенным агентам независимо от их природы. Совокупность таких стереотипных неспецифических реакций, как гиперемия, фагоцитарная инфильтрация, тромбоз капилляров и др. в очаге повреждения (ожог, механическая травма и др.) Г. Селье назвал «местным адаптационным синдромом». Для него характерны выраженные изменения в месте действия стрессора. Местный адаптационньгй синдром имеет те же стадии, что и общий, но проявляется главным образом в виде воспаления. Его выраженность в значительной степени зависит от общей способности организма к адаптации.

Механизмы стрессорных повреждений и развитие «стресс-болезней»

. Известно, что глюкокортикоиды необходимы для развертывания иммунологических механизмов защиты организма (образование антител, фагоцитоз и др.). Однако если при общем адаптационном синдроме секреция глюкокортикоидов окажется чрезмерной, они будут угнетать эти же механизмы, подавят развитие неспецифических защитных реакций (воспаление), и тогда попавшие в организм микроорганизмы получат возможность беспрепятственно размножаться, что может привести к сепсису.

Современными исследованиями показано, что на клеточном уровне неизбежными компонентами стресса являются:

• активация свободнорадикального и перекисного окисления липидов и белков, индуцируемая высокими концентрациями катехоламинов (оксидативный стресс);

• повреждение или структурно-функциональная модификация клеточных мембран и органелл образующимися в избытке свободными радикалами (клеточный стресс);

• дестабилизация лизосомальных мембран и высвобождение протеолитических ферментов в цитоплазму и плазму крови и как результат - ферментемия;

• образование митохондриальных пор с выходом из митохондрий их содержимого и др.

В третьей стадии употреблять термин «общий адаптационный синдром» представляется не вполне уместным. Следует подчеркнуть, что наступление дистресса, или стадии истощения, возникает только при действии раздражителей, превышающих функциональные ресурсы нейроэндокринного аппарата.

В своем труде «Очерки об адаптационном синдроме» Г. Селье пишет о неоптимальности адаптаций вообще и стрессорной адаптации в частности. Он указывает на потенциальную патогенность стресса и вводит понятие болезней адаптации. Этот термин нельзя признать удачным, поскольку «адаптацией» заболеть нельзя, хотя сам факт такой патологии не вызывает сомнений. Г. Селье использовал и более удачное название для нее - «стресс-болезни» (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, иммунодефициты, онкозаболевания, ожирение, сахарный диабет, остеохондроз, артриты, воспалительные изменения в тканях глаза, гипертоническая болезнь, импотенция, бесплодие и др.).

 

Стресс-болезни появляются, когда приспособительная реакция организма становится неадекватной и выступает в роли патогенного фактора. Например, избыток стероидных гормонов при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва). Экспериментально доказано, что стресс ускоряет рост новообразований, повышает частоту метастазирования, улучшает перевиваемость опухолей. Кроме того, хронический стресс вызывает нервно-психические расстройства (депрессию, тревогу, утомляемость и т.д.). У людей с функциональной недостаточностью гипоталамогипофизарной или симпатоадреналовой системы стадия резистентности может отсутствовать, тогда возможно быстрое наступление дистресса. К развитию «стрессовых болезней» может привести и нарушение взаимоотношений двигательного и вегетативного аппарата. Современный человек - существо социальное, он (в отличие от древних предков) сдерживает свои эмоции, не проявляет двигательных реакций в ответ на стрессор (бегство, нападение и др.).

В настоящее время российскими медиками описана роль эмоционального стресса в развитии соматических и психических заболеваний у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, особенно эти нарушения были выражены при длительном, интенсивном стрессе. Интересно, что американские эпидемиологи обнаружили наибольший уровень стресса и частоту болезней адаптации у индивидов, чьи амбиции не соответствовали их социальному или профессиональному статусу. И напротив, плодотворная деятельность в соответствии со способностями и уровнем притязаний человека препятствовала дистрессу.

 

Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения, до сих пор до конца не выяснены. Г. Селье рассматривал стресс-болезни как результат функциональной недостаточности коры надпочечников и нарушения равновесия между провоспалительными (альдостерон, дезоксикортикостерон) и противовоспалительными кортикостероидами (кортизол, кортикостерон). Следует отметить, что в сущности все эти заболевания связаны с расстройством тех органов и тканей, которые во время стресса оказываются в «метаболическом проигрыше». Особенно высока патогенность хронического стресса для лиц с недостаточностью стресс-лимитирующих систем, гипокортицизмом, синдромом хронической усталости, гипофизарной недостаточностью. Например, опасность длительного отрицательного эмоционального состояния заключается в том, что сформировавшийся в ЦНС генератор патологически усиленного возбуждения нейрогуморальным путем начинает оказывать непрерывные нисходящие влияния на соматовисцеральные функции. Если при кратковременных стресс-реакциях измененные функции быстро возвращаются к исходному уровню, то в условиях хронического стресса длительные перегрузки приводят к необратимым изменениям в отдельных звеньях саморегуляции какой-либо функции. Выход из строя того или иного органа и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в патологический процесс. Клинические наблюдения и экспериментальные данные показывают, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может идти различными путями. В тех случаях, когда имеются генетические или приобретенные механизмы устойчивости, стресс не приводит ни к церебральным, ни к соматовисцеральным нарушениям. В других случаях могут развиваться нарушения деятельности ЦНС в форме неврозов либо висцеральные нарушения в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражений желудочно-кишечного тракта и т.д. Иногда может наблюдаться сочетанное нарушение церебральных и висцеральных функций.

31. ВОПРОСГормоны половых желез и плаценты, их физиология. Роль физиологии полового созревания. Эндокринная функция яичника.

ОТВЕТ. Гормоны половых желез и плаценты, их физиология. Основными гормонами яичника являются эстрогены, прогестерон и андрогены. Все они синтезируются из холестерина под влиянием определенных ферментов. Фолликулярные клетки под действием фолликулостимулирующего (ФСГ) гормона гипофиза в фолликулиновую стадию овариального цикла вырабатывают эстрогены, преимущественно эстрадиол, который активизирует процессы пролиферации в эндометрии матки.

Эстрадиол о бразуется из тестостерона или других стероидов путем его ароматизации. Эстрогены имеют отрицательную обратную связь с выработкой ФСГ, также влияют на образование ЛГ: в первую половину фолликулиновой стадии зависимость отрицательная, во второй половине фолликулиновой стадии – положительная, что приводит к пику ЛГ в середине менструального цикла, когда в фолликулах вырабатывается максимум эстрогенов. Помимо эстрогенов в фолликулярных клетках образуется ингибин В (гонадокринин), обеспечивающий доминирование фолликула и имеет отрицательную обратную связь с выработкой ФСГ.

Клетки желтого тела под действием лютеотропного гормона гипофиза вырабатывают прогестерон, усиливающий секрецию маточных жел ез, и подготавливает слизистую матки к прикреплению зародыша. Тека-клетки (аналоги клеток Лейдига яичек) под действием лютеотропного (ЛГ) и фолликулостимулирующего (ФСГ) гормонов продуцирует андрогены, которые поступают в фолликулярные клетки и превращаются там в эстрогены.

Эстрогены обладают широким спектром биологического действия:

способствуют росту и развитию наружных и внутренних половых органов, в пубертатном периоде стимулируют рост молочных желез, рост и созревание костей, обеспечивают формирование скелета и перераспределение жировой ткани по женскому типу.

Андрогены способствуют росту и созреванию костей, оволосению лобка и подмышечных впадин. Эстрогены и прогестерон вызывают циклические изменения в слизистой оболочке матки и влагалища, эпителии молочных желез. Прогестерону принадлежит определяющая роль в подготовке матки и молочных желез к беременности, родам и лактации. Половые гормоны участвуют в водном и электролитном обмене. Эстрогены и прогестерон обладают выраженным иммунодепрессивным свойством.

Помимо половых гормонов в клетках яичника вырабатываются гистогормоны, обладающие паракринной регуляцией, к ним относятся:

эпидермальный фактор роста – образуется в текацитах и ингибирует стероидогенез;

трансформирующий фактор роста – образуется фолликулярными клетками и текацитами, стимулирует или подавляет клеточную пролиферацию;

инсулиноподобный фактор рос та – синтезируется фолликулярными клетками, стимулирует продукцию эстрогенов и прогестерона в фолликулиновую стадию;

активин – образуется, как и ингибин в фолликулярных клетках незрелых фолликулов, ингибиру ет синтез андрогенов в текацитах и усиливает синтез эстрогенов из холестерина в фолликулярных клетках.

Физиология полового развития: Размножение — одна из универсальных черт живой природы — способность к воспроизведению себе подобных, присущая всем ор­ганизмам и обеспечивающая сохранение биологического вида, а следовательно, и жизни на Земле. Наиболее совершенным видом размножения является половое раз­множение, обеспечивающее как общность морфогенетического стро­ения всех представителей вида, так и возможность многократного увеличения генетического разнообразия посредством комбинации наследственных элементов. У большинства организмов, размножающихся половым путем, по­ловые клетки (гаметы) дифференцируются от остальных клеток тела, имеющих стандартный набор хромосом. У многоклеточных организ­мов как женские гаметы (яйцеклетки ), так и мужские { спермато­зоиды) вырабатываются в специальных половых железах (гонадах ), подразделяемых на женские яичники и мужские семенники. Процесс встречи гамет и их последующего взаимного слияния (оп­лодотворение) облегчается наличием особых половых органов. Формирование пола у чело­века происходит под влиянием ряда факторов. Различают процессы определения пола (половую детерминацию) и процессы половой диф-ференцировки в ходе онтогенеза. Становление пола начинается с детерминации генетического пола, определяемого кариотипом (XX — особь женского пола, XY — особь мужского пола). Этот этап реализуется уже в момент оплодотворе­ния и определяет будущую генетическую программу организма, в частности, дифференцировку его половых желез (гонадный пол).

Гонадный (истинный) пол идентифицируется по основному пока­зателю половой принадлежности — гистологическому строению по­ловой железы. Истинным гонадный пол называется потому, что, определяя гаметный пол, то есть способность половой железы об­разовывать сперматозоиды или яйцеклетки, гонады, тем самым, выявляют роль организма в процессе воспроизведения. Кроме того, половые железы обладают способностью секретировать специфичес­кие гормоны (половые гормоны), которые, в свою очередь, опреде­ляют морфологический пол, строение и развитие внутренних и наружных половых органов.

Признаки, связанные с фомированием и функционированием по­ловых клеток, называют первичными половыми признаками. К ним относятся гонады (яичники или семенники), их выводные протоки, добавочные железы полового аппарат, копулятивные органы. Все другие органы, по которым один пол отличается от другого, носят название вторичных половых признаков. К вторичным поло­вым признакам относятся особенности строения скелета, тип раз­вития и выраженность подкожной клетчатки, наличие и развитие молочных желез, характер волосяного покрова, тембр голоса и т.д.

Стадии полового развития. В течение жизни человек проходит последовательно несколько стадий полового развития: детская (пре-пубертатный период), отроческая (собственно пубертатный период), юношеская (постпубертатный период), половая зрелость, угасание половых функций. Первые три стадии объединяются периодом поло­вого созревания. Препубертатный период заканчивается у мальчиков в среднем в 10 лет, у девочек — в 8 лет и занимает около 2-3 лет, непосред­ственно предшествующих первым признакам полового созревания. Уровень мужских и женских половых гормонов примерно одинаков как у мальчиков, так и девочек и обусловлен, в основном, лишь инкреторной деятельностью коры надпочечников. Пубертатный период длится у мальчиков в среднем от 10 до 14 лет, у девочек — от 9 до 12 лет. Заканчивается собственно пубертатный период с появлением первых поллюций (непроизвольное семяизвержение) у мальчиков и первой менструации у девочек. Постпубертатный период длится у юношей в среднем от 14 до 18 лет, у девушек — от 13 до 16 лет. Половая зрелость характеризуется наибольшей подготовленностью организма мужчины и женщины к деторождению и максимальным уровнем половых гормонов в крови. Угасание половых функций проявляется в среднем, у мужчин после 60 лет, у женщин — после 45- 50 лет. Это проявляется у мужчин вначале исчезновением способности к оплодотворению, затем — к эякуляции и на заключительном этапе — к свершению полового акта. У женщин половые циклы становятся менее регулярными, все чаще — безовуляторными, а затем и вовсе прекращаются.

 

ВОПРОС. Общая характеристика сенсорных систем. Основные механизмы обработки сенсорной информации. Механизмы формирования ощущений и восприятий как заключительный этап деятельности сенсорных систем.

ОТВЕТ. Общая характеристика сенсорных систем: Понятие о сенсорных системах Сенсорные системы мозга (или, по И.П. Павлову анализаторы) – это совокупность сенсорных рецепторов, специализированных вспомогательных аппаратов, многочисленных нейронов мозга, которые участвуют в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира, на основе которой формируются ощущения и восприятия – основа представления о мире.

Все анализаторы, по И.П. Павлову, состоят из трех основных отделов: периферического, проводникового и центрального, или коркового. В периферическом отделе с помощью сенсорных рецепторов происходит превращение сигнала внешнего мира в электрический процесс. В проводниковом отделе осуществляется последовательная обработка сенсорной информации и проведение ее в высшие отделы мозга. В центральном, или корковом, отделе совершается окончательная обработка сенсорной информации и формируется вначале ощущение (т.е. представление об отдельных свойствах сенсорного сигнала, или субъективный образ сигнала), а затем восприятие (перцепция), т.е. целостное, интегральное отражение отдельных предметов или явлений внешнего мира. Восприятие составляет основу всей интеллектуальной деятельности человека, т.е. мышления.

Выделяют такие сенсорные системы как зрительная, слуховая, вестибулярная, соматическая (в том числе тактильная, температурная и ноцицептивная, или болевая), проприоцептивная, вкусовая, обонятельная, висцеральная (интероцептивная). Итого – 10 систем. Благодаря сенсорным системам у человека формируются соответственно 10 видов ощущений, или чувств, из которых один вид ощущений (возникающий на основе интероцептивной информации) – не всегда имеет четкое осознание. В зрительной, слуховой, вестибулярной, соматической, вкусовой и обонятельной сенсорных системах периферический отдел устроен достаточно сложно, т.е. включает в себя множество морфологических структур, способствующих детекции сигнала. Для обозначения сложно устроенных периферических отделов введено такое понятие как органы чувств (organa sensoria). К ним относятся: глаз (орган зрения), ухо (орган слуха), вестибулярный аппарат (орган гравитации), кожа (орган осязания), вкусовые сосочки языка (орган вкуса) и нос (орган обоняния).

Механизмы переработки информации в сенсорной системе:

Процессы анализа и синтеза в нейронах сетчатки. На 130 млн. фоторецепторных клеток (123 млн. палочек и 7 млн. колбочек) приходится только 1 млн. 250 тыс. ганглиозных клеток, аксоны которых образуют зритель­ный нерв. Это значит, что сигналы от многих фоторецепторов конвергируют через биполярные нейроны к одной ганглиозной клетке. Ганглиозная клетка сетчатки – это первый нейрон «классического» типа в цепи фоторецептор – мозг.

Переработку информации в сенсорной системе осуществляют процессы возбудительного и тормозного межнейронного взаимодействия. Возбудительное взаимодействие заключается в том, что аксон каждого нейрона, приходя в вышележащий слой сенсорной системы, контактирует с несколькими нейронами, каждый из которых получает сигналы от нескольких клеток предыдущего слоя.

Совокупность рецепторов, сигналы которых поступают на данный нейрон, называют его рецептивным полем. Рецептивные поля соседних нейронов частично перекрываются. В результате такой организации связей в сенсорной системе образуется так называемая нервная сеть. Благодаря ей повышается чувствительность системы к слабым сигналам, а также обеспечивается высокая приспособляемость к меняющимся условиям среды.

Тормозная переработка сенсорной информации основана на том, что обычно каждый возбужденный сенсорный нейрон активирует тормозный интернейрон. Интернейрон в свою очередь подавляет импульсацию как самого возбудившего его элемента (последовательное, или возвратное, торможение), так и его соседей по слою (боковое, или латеральное, торможение). Сила этого торможения тем больше, чем сильнее возбужден первый элемент и чем ближе к нему соседняя клетка. Значительная часть операций по снижению избыточности и выделению наиболее существенных сведений о раздражителе производится латеральным торможением.

Механизмы формирования ощущений и восприятия как заключительный этап деятельности сенсорных систем: Вопрос о природе ощущений и восприятия исследуется в психологии и физиологии, психофизике и психофизиологии. Такое большое число наук, занимающихся данной проблемой, указывает на ее сложность и актуальность. Важность понимания сущности ощущения и восприятия обусловлена тем, что эти два психических процесса лежат в основе всей интеллектуальной деятельности человека, включая мышление и речь. Как известно, ощущение – это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение возникает благодаря согласованной деятельности всех трех отделов анализаторов. По модальности выделяют зрительные, слуховые осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые, а также ощущения равновесия.

Восприятие, или перцепция, – это отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств. Восприятие – это отражение не отдельных свойств предмета, а предмета в целом. Для восприятия характерна предметность или объективизация (воспринимаемый предмет находится вне субъекта, он объективно существует), целостность (воспринимаются не отдельные составляющие предмета, а в целом, например, мелодия), константность (независимость восприятия от внешних условий), осмысленность (перцептивные образы имеют определенное смысловое значение) и избирательность, т.е. зависимость восприятия от установки, психического состояния, потребностей, интересов, желаний, индивидуальных особенностей. Различают такие виды восприятия как зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые. В зависимости от формы существования материи различают восприятие пространства (формы и объема объектов, расстояния между объектами, взаимного расположения объектов, удаленности и направления), восприятие времени (длительности, скорости и последовательности движений, темпа и ритма движений) и восприятие движения (изменения положения тела в пространстве и во времени).

Понятие «восприятие» тесно связано с понятием «представление» и «воображение». Представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент времени на органы чувств. С физиологической точки зрения, представление – это актуализация следов ранее возникавших чувственных образов, т.е. вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти. Представление рассматривается как переходная ступень от конкретных образов к абстрактным понятиям, от ощущений и восприятий к мышлению и воображению. Воображение – это психический процесс создания новых образов, т.е. представлений предметов на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, оставшихся в сознании человека от прошлого опыта. Воображение бывает непроизвольным, или самопроизвольным (так бывает при грезах и сновидениях), а также произвольным. Среди произвольного воображения выделяют воссоздающее (например, при чтении), творческое (создание новых оригинальных идей) и воображение – мечты. Таким образом, воображение следует рассматривать как одну из форм психической деятельности, которая, несомненно, привела человечество к созданию уникального мира на Земле.

33. ВОПРОС. Зрительная сенсорная система. Морфологические особенности компонентов глаза. Обработка зрительной информации.

ОТВЕТ. Зрительная сенсорная система: Зрительный анализатор – один из самых важных анализаторов, так как дает более 90 % всей сенсорной информации. Зрительное восприятие начинается с проекции изображения на сетчатку глаза и возбуждения фоторецепторов, затем информация последовательно обрабатывается в подкорковых и корковых зрительных центрах, в результате чего возникает зрительный образ, который благодаря взаимодействию зрительного анализатора с другими анализаторами достаточно правильно отражает объективную реальность. Морфологические особенности компонентов глаза: Орган зрения состоит из глазного яблока (глаза), зрительного нерва и вспомогательных органов глаза. Глаз состоит из оптической и фоторецепторной частей и имеет три оболочки: белочную, сосудистую и сетчатую. Оптическая система глаза, обеспечивающая его светопреломляющую функцию, состоит из роговицы, передней и задней камер глаза, зрачка, хрусталика и стекловидного тела. Глазное яблоко состоит из ядра (хрусталик, стекловидное тело), покрытого тремя оболочками: наружной (фиброзной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчатой). Наружная (фиброзная, или белочная) оболочка глазного яблока подразделяется на задний отдел – склеру и прозрачный передний – роговицу.Роговица (cornea) это прозрачная выпуклая пластинка блюдцеобразной формы (она напоминает слегка выпуклое часовое стекло). В отличие от склеры она лишена кровеносных сосудов (ее питание происходит за счет диффузии жидкости из сосудов лимба и передней камеры глаза) и совершенно прозрачна. Роговица состоит из пяти слоев: переднего эпителия, перед­ней пограничной пластинки (боуменовой мембраны), собственного вещества, задней пограничной пластинки (десцеметовой оболочки) и заднего эпителия (эндотелия рого­вицы). Первый и третий слои богаты нервными окончаниями.Сосудистая оболочкаглазного яблока расположе­на под склерой. Ее толщина достигает всего 0,1-0,2 мм. Она богата кровеносны­ми сосудами и состоит из трех частей: собственно сосудистой обо­лочки (choroidea), ресничного тела (corpus ciliare, цилиарное тело) и радужки (iris). Собственно сосудистая оболоч­ка – это густая сеть переплетающихся между со­бой артерий и вен. Между ними располагается рыхлая волок­нистая соединительная ткань, богатая крупными пигментными клетками. Хрусталик (lens) – этопрозрачная двояковыпуклая линза. Хрусталик покрыт прозрачной капсулой, представляющей собой толстую базальную мембрану с множеством ретикулярных волокон. Под капсулой передняя половина хрустали­ка до его экватора покрыта однослойным плоским эпителием, задняя половина лишена эпителия. Эпителиальные клетки - являются ростковыми, они делятся, уд­линяются, дифференцируются в хрусталиковые волокна и наклады­ваются на периферические волокна позади экватора, в результате чего диаметр хрусталика увеличивается.

Обработка зрительной информации: Процессы анализа и синтеза в нейронах сетчатки. На 130 млн. фоторецепторных клеток (123 млн. палочек и 7 млн. колбочек) приходится только 1 млн. 250 ты с. ганглиозных клеток, аксоны которых образуют зритель­ный нерв. Это значит, что сигналы от многих фоторецепторов конвергируют через биполярные нейроны к одной ганглиозной клетке. Ганглиозная клетка сетчатки – это первый нейрон «классического» типа в цепи фоторецептор – мозг. Рецеп­тивные поля различных ганглиозных клеток частично перекрывают друг друга. Таким образом, каждая ганглиозная клетка суммирует возбуждение, возникающее в большом числе фоторецепторов. Это повышает световую чувствительность, но ухудшает пространствен­ное разрешение. Однако в районе центральной ямки сетчатки каждая колбочка соединена с одной так называемой карли­ковой биполярной клеткой, с которой соединена также всего одна ганглиозная клетка. Это обеспечивает высокое пространственное разрешение, но резко уменьшает световую чувствитель­ность. Для возникновения зритель­ного ощущения необходимо, чтобы световой раздражитель имел некоторую минимальную (пороговую) энергию. Минимальное число квантов света, необходимое для возникновения ощущения света, в условиях темновой адаптации колеблется от 8 до 47. Рассчитано, что одна палочка может быть возбуждена всего 1 квантом света. Таким образом, чувствительность рецепторов сетчатки в наиболее благоприятных условиях световосприятия физически предельна.

34. ВОПРОС. Психофизиология зрения. Проводниковый и корковый отдел Зрительной сенсорной системы.

ОТВЕТ. Психофизиология зрения. Дифференциальная зрительная чувствительность этоспособность воспринимать разницу в освещенности двух поверхностей (dI = Ia /Ib) или в изменении освещенности одной и той же поверхности (dI=I1/I0). Для восприятия разницы в освещенности двух поверхностей одна из них должна быть ярче другой, как минимум, на определенную величину, равную в среднем 1,0-1,5% (аналогично – изменение освещенности одной и той же поверхности должно превышать 1,0-1,5%). Это величина, которую называют дифференциальным порогом световой чувствительности (К), отражает сущность закона Вебера. Согласно этому закону, К= dI/Iо, где Iо – исходная освещенность поверхности, dI – увеличение освещенности поверхности, которую человек способен уловить. У большинства людей дифференциальный порог световой чувствительности (К) равен 0,01-0,015 (1,0-1,5%). Так, если исходная освещенность рабочей поверхности стола равна 150 лк, то для того, чтобы воспринять разницу в освещенности этой поверхности, она должна быть изменена как минимум на 1.5 лк в ту или другую сторону (ниже 148.5 лк или выше 151.5 лк).

Проводниковый и корковый отдел Зрительной сенсорной системы: Зрительные нервы (II пара черепных нервов) от каждого глаза встречаются у основания мозга, где формируется их частичный перекрест, или хиазма. Перекрест обеспечивает каждое по­лушарие большого мозга информацией от обоих глаз: в затылочную долю правого полушария поступают сигналы от правых половин каждой сетчатки, а в левое полуш арие – от левых половин сетчаток. После зрительного перекреста зрительные нервы называют зрительными трактами. Они проецируются в ряд мозговых струк­тур. Основное число волокон приходит в таламический подкорковый зрительный центр – латеральное, или наружное, коленчатое тело. Отсюда сигналы поступают (в составе зрительной лучистости, или пучка Грациоле) в первичную проекцион­ную область зрительной зоны коры (стриарная кора, или 17-е поле по Бродману), затем – во вторичную проекционную зону (поле 18 и 19, престриарная кора), а затем – в ассоциативные зоны коры. Часть волокон от ганглиозных клеток сетчатки направляется к крыше среднего мозга и в передние бугры четверохолмия, в претектальную область и подушку в таламусе (из подушки информация передается на область 18-го и 19-го полей коры).

 

 

35 ВОПРОС. Слуховая сенсорная система. Механизм кодирования слуховой информации. Проводниковый и корковый отдел слухового анализатора.

ОТВЕТ. Слуховая сенсорная си стема: Слух представляет собой функцию организма, благодаря которой происходит восприятие звуковых сигналов (звуковых излучений) внешней среды (главным образом, колебания воздуха с разной частотой и силой), в том числе речевых сигналов. Эта функция реализуется с участием слухового анализатора – важнейшего компонента сен­сорной системы, который прошел сложный путь эволюции. У человека слуховой анализатор представлен периферическим отделом (наружное, среднее и внутреннее ухо), проводниковым отделом (акустическая часть VIII пары черепно-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: