Основные средства связи предложений в тексте




Средства связи предложений в тексте

Средства, обеспечивающие различные виды связи

Средства, обеспечивающие тематическую связь: 1) слова-заместители: местоимения (писатель – он;взгляды – они), наречия (в саду – здесь), синонимы (медленно – неторопливо), метонимии (жители деревни – исчезают целые деревни), метафоры, различные оценочные обозначения (трус – заяц, растяпа – шляпа), ро­довые и видовые понятия (цветы – васильки), имя собственное – имя нарицательное (инженер – Иван Петрович); 2) отношения и связи, существующие между словами в системе языка, например, тематические (дом – крыша, крыльцо, стены, окна, потолок, пол), словообразовательные (текст – текстовой, текстовый, текстологический, текстология, текстуальный), антонимические (вспых­нуть – погаснуть) и т. д.; 3) лексические повторы.
Средства, обеспечивающие грамматическую связь: 1) соответствие видо-временных форм глаголов в тексте; 2) предлоги; 3) соответствие между грамматическими формами в предложении.
Средства, обеспечивающие синтаксическую, межфразовую связь: 1) анафора и эпифора; пример: Мало того, что осуждена на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и ус­лышать слова и любовь, какой не видала я (Н. Гоголь); 2) параллелизм; пример: Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева); 3) противопоставление (антитеза), приём контраста; 4) вопросительные предложения, риторические вопросы; 5) союзы: и, а, но, однако, частицы: лишь, только; 6) порядок слов в предложениях – прямой, обратный. Основной функцией порядка слов в письменной речи является выражение порядком слов актуального членения предложения, т. е. его членение на тему (то, что известно, из чего исходит пишущий) и рему (то новое, что сообщается данным предложением, самое важное в нем). При этом нужно помнить, что более важное в высказывании слово чаще всего ставится в конце предложения.
Средства, обеспечивающие логическую связь: 1) последовательность в изложении мыслей, событий, фактов, действий; 2) правильность причинно-следственных связей (ср.: Птицы уле­тели, потому что наступила осень. и Осень наступила, потому что пти­цы улетели); 3) слова-организаторы логических связей: вот почему, поэтому, из этого следует…; 4) вводные слова, организующие порядок высказывания: во-пер­вых, во-вторых, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой сторон, наконец, итак...; 5) резюмирующие слова: подведем итог, в заключение сочинения...

 

Основные средства связи предложений в тексте

Лексические Морфологические Синтаксические Комбинированные
- Лексический повтор - Повтор однокоренных слов - Синонимы (в том числе и контекстные) - Антонимы (в том числе и контекстные) - Союзы, союзные лова - Частицы - Местоимения - Наречия - Единство временных форм глагола - Степени сравнения - Вводные слова и конструкции - Синтаксический параллелизм - Неполные предложения - Парцелляция (неполные предложения) - Частица и лексический повтор - Указательное местоимение и лексический повтор - Указательное местоимение и синоним - Союз и лексический повтор - Союз, указательное местоимение и лексический повтор - Наречие и союз

 

Помните, что само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения. Вы должны определить связь предложения (его номер указывается в ответе) с предыдущим, т.е. рассматриваемое предложение (в нем содержатся указанные в задании средства связи) должно быть связано с тем, что впереди, т.е. до этого предложения. Не всегда найденные понятия обеспечивают необходимую связь, поэтому нужно убедиться в этом.

Проверьте, как обеспечивается связь!

Для этого соотнесите местоимение с существительным, которое оно заменяет, укажите, какие слова повторяются или имеют общий корень, какие являются антонимами или синонимами, в т.ч. контекстными, и т.д.

Самые высокие результаты выполнения задания фиксировались в случае, когда средством связи с предыдущим предложением служило личное и указательное местоимение, лексический повтор.

Минимальный результат фиксировался при выполнении тех заданий, в которых средством связи предложения с предыдущими или предыдущим являются указательное местоимение и контекстные синонимы, антонимы, притяжательные местоимения, формы одного и того же слова.

Местоименная связь наиболее востребована в задании 25, поэтому необходимо знать все разряды местоимений.

Разряды местоимений

Разряды Примеры местоимений
Личные Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они
Возвратное Себя
Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их
Относительные Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
Неопределённые Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто- либо, что-либо, какой-либо, чей-либо
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Вопросительные Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько
Указательные Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.)
Определительные Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий

Разряды частиц

Разряды Примеры частиц
Отрицательные не, ни
Формообразующие пусть, пускай, да, давай, бы
Указательные вот, вон, это
Вопросительные ли, разве, неужели
Восклицательные ведь, как, ну и, что за
Усилительные и, же, уж, даже
Уточнительные именно, как раз, ровно
Ограничительные только, лишь, почти, исключительно, единственно
Модальные авось, вряд ли, едва ли, пожалуй

 

Следует обратить внимание на то, что:

1. В разряде личных местоимений связующую функ­цию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они).Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения:

И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но не­вольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки (А.Куприн).

2. Личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не преды­дущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его сторо­ной (В.Белов).

В этом случае личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

3. Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение:

Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе пол­ный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы (В.Тендряков).

4. Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представ­ляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения:

Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сей­час помню, больше всего поражал и радовал в этой кни­ге Савелъич (Ф. Искандер). Ср.: А меня поражал...

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: